Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа
В Удмуртской Республике инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы опасаются вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности в регионе, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности регионов……………………………………………………………………………5
1.1. Инвестиционная привлекательность регионов и факторы ее определяющие. Экономическое содержание инвестиций………………………….......................................................5
1.2. Роль государства в инвестиционном процессе………………….6
1.3. Факторы, влияющие на объём инвестиций………………………7
1.4. Субъекты и объекты инвестиций……………………………..…8
1.5. Классификация инвестиций……………………………………...9
1.6. Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее определяющие………………………...…………………………………...…….10
1.7. Обзор методик оценки инвестиционной привлекательности российских регионов…………………………..………………………..……….13
1.8. Зарубежная практика оценки инвестиционного потенциала………………………………………………………………………..15
2.Анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере Удмуртской Республики)………………………………………………………..18
2.1. Общие сведения о регионе…………………………..…….……..18
2.1.1. Географическое положение…………………………….…18
2.1.2. Население…………………………………………….…….19
2.2. Социальная инфроструктура……………………………….…….20
2.2.1. Образование…………………………………………...……20
2.2.2. Физическая культура и спорт…………………………..…21
2.2.3. Наука………………………………………….…………….23
2.3. Экономический потенциал…………………………………….....25
2.3.1. Промышленность………………………………….……….25
2.3.2. Машиностроение и металлообработка………………...…25
2.3.3. Металлургия………………………………………………..26
2.3.4. Нефтедобыча……………………………………………….26
2.3.5. Лесная и деревообрабатывающая промышленность…….27
2.3.6. Агропромышленный комплекс……………………………27
2.3.7. Животноводство……………………………………...…….28
2.3.8. Другие отрасли ……………………………………...……..28
2.4. Позитивный имидж региона……………………………………..29
2.5. Основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности региона………………………………………………...………….41
2.6.Вектор инновационного развития Удмуртии……….........................................................……………………...........45
2.7. Развитие предпринимательства в Республике…………….……47
2.8. Рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики развития Удмуртии…………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….……...52
Список использованной литературы……………………………………...……54
Предприятиями машиностроительного комплекса продолжается реализация перспективных проектов по освоению и выпуску широкой гаммы традиционной для Удмуртии тематики - оружейной, станкостроительной, инструментальной, энергетической, автомобилестроительной, нефтяной, железнодорожной, коммуникационной, космической.
В настоящее время успешно развивается совместный проект группы СОК с компанией KIA Motors. В 2005 году начато серийное производство автомобиля KIA Spectra на ОАО «ИжАвто». В 2006 году выпущено более 24 тыс. автомобилей модели KIA.
2.3.3. Металлургия.
Основным предприятием отрасли является ОАО «Ижсталь». На предприятии продолжается реконструкция сталеплавильных и ломоперерабатывающих цехов, что позволит увеличить выпуск конкурентоспособной востребованной рынком продукции четвертого передела.
Увеличился выпуск изделий с более высокой добавленной стоимостью: изделия четвертого передела, поковки, штамповки, серебрянки, ленты, стальные фасонные профили, номенклатура марок стали, пользующихся повышенным спросом (быстрорежущих, нержавеющих и нихромовых). При этом удовлетворены все потребности отраслей экономики республики в различных видах продукции черной металлургии.
2.3.4. Нефтедобыча.
Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает нефтедобывающая отрасль. По объему добычи нефти Удмуртия занимает 10 место в России.
На территории республики добычу нефти ведут 2 крупные нефтяные компании: ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть», обеспечивающие 97,5% всего объема добываемой нефти, и 9 небольших компаний.
В течение 2003-2006 годов в связи с интенсификацией производства в нефтедобывающей отрасли республики произошел резкий подъем объема добычи нефти. Добыча нефти в целом по Удмуртской Республике в 2006 году составила свыше 10,2 миллиона тонн.
2.3.5. Лесная и деревообрабатывающая отрасль промышленности.
Лесопромышленный комплекс в структуре промышленности Удмуртской Республики составляет 2,7%. Несмотря на незначительный удельный вес, отрасль является социально значимой с точки зрения занятости населения и социально-экономического развития лесных поселков.
Самыми крупными из них являются ОАО «Увадрев- Холдинг», ОАО «Глазовская мебельная фабрика», ОАО «Ижмебель», ЗАО р МДНП «Красная звезда», ОАО «Можгинский лесокомбинат», ОАО «Удмуртлеспром-Холдинг».
Предприятиями лесопромышленного комплекса ежегодно выпускается более 170 тыс.куб.м. древесностружечных плит, более 16 тыс.куб.м фанеры клееной. Освоено производство домов из оцилиндрованных бревен, ламинированной пленки, березового древесного угля.
Реализуется республиканская целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2006-2008 годы». В современных условиях перспективным является интеграция предприятий лесопромышленного комплекса, что позволяет повышать конкурентоспособность предприятий и качество продукции.
2.3.6. Агропромышленный комплекс.
На долю Удмуртии приходится 1,2 % от общероссийского и 4,9 % от уровня ПФО объема валовой продукции сельского хозяйства.
Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Основная часть пахотных земель - дерново-подзолистые почвы. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1907,4 тыс. га, из них 1719,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 1312,5 тыс. га пашни.
Преобладающими являются коллективные формы хозяйствования, основанные на частной форме собственности на землю и имущество. На начало 2006 года в республике функционировали 422 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций.
2.3.7. Животноводство.
В сельскохозяйственном производстве животноводство имеет профилирующее положение, его доля в валовом объеме продукции сельского хозяйства составляет более 60%. В республике развиты традиционные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, птицеводство.
2.3.8. Другие отрасли промышленности
В структуре промышленности республики также функционирует ряд отраслей, значимость которых для экономики существенна. Это целлюлозно-бумажная, легкая, стекольная, медицинская и полиграфическая промышленности, а также промышленность строительных материалов и другие. Этими отраслями в суммарном объеме производится свыше 7% объема всей промышленной продукции Удмуртской Республики.
2.4. Позитивный имидж региона.
Имидж региона – один из наиболее действенных инструментов эффективного развития региона. Формирование собственного имиджа каждого региона и повышение узнаваемости российских территорий способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит.
По итогам 2003-04 г.г. Удмуртской Республике был присвоен код рейтинга «3В1», что имеет под собой значение «пониженный потенциал – умеренный риск».
- Такая оценка определяется рядом факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие параметры:
- Ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- Производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- Потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
- Инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
- Интеллектуальный (образовательный уровень населения);
- Институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- Инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Обратимся непосредственно к ситуации в Удмуртской Республике. Компания «Центр Высоких Технологий», совместно с Ассоциацией Выпускников Президентской Программы УР провели аналитическое исследование имиджа Удмуртии. Объектами исследования стали носители внешней и внутренней информации о регионе. В частности, таковыми выступили:
- Лица, находящиеся в постоянном контакте с зарубежными партнерами (критерий отбора – частый – не реже 1 раза в год – выезд за рубеж);
- Представители зарубежных стран, приезжающих в Удмуртию;
- Лица, находящиеся в постоянном контакте с партнерами из других регионов России (критерий отбора – частый – не реже 8 раз в год выезд в другие регионы);
- Представители других регионов, приезжающих в Удмуртию;
Методами сбора информации стали:
- Фокусированные полустандартизованные интервью. Всего проведено 5 интервью. Отбор респондентов стихийный.
- Экспертные интервью с лицами, часто выезжающими за рубежи за пределы УР. Проведено 18 интервью. Отбор участников – по признаку преобладания официальных или неофициальных визитов.
- Массовый опрос населения городов Ижевск, Глазов, Воткинск. Отбор участников квотная половозрастная выборка. Проведено 300 интервью.
Данная работа является одноэтапным исследованием имиджа УР. Исследование состоит из трех частей: анализ документов, экспертный опрос, опрос респондентов.
Исследование проводилось в трех направлениях:
- Исследование имидживых характеристик республики с точки зрения инвестиционной привлекательности;
- Исследование причин возникновения сложившегося имиджа республики, определение перспективных направлений развития отраслей экономики УР;
- Изучение имиджа республики с позиции населения, определение желаемых характеристик республики;
По первому направлению проведено пилотажное исследование на предмет выявления основных показателей имиджа.
По второму направлению проведен опрос компетентных должностных лиц и представителей бизнеса с целью изучения экономических особенностей республики с точки зрения перспектив развития приоритетных отраслей. Отбор единиц наблюдения проводится по сфере деятельности организации.
По третьему направлению проведен опрос жителей региона на предмет характеристики УР и желаемых характеристик. А также, предпочтительных формах сотрудничества с республиканскими органами власти по вопросу улучшения имиджа республики.
Цель исследования: описание и анализ существующего имиджа Удмуртии, оценки его эффективности с точки зрения формирования благоприятной инвестиционной привлекательности республики.
Задачи исследования:
- Определение существующих параметров оценки региона с точки зрения имиджа;
- Исследование влияния существующего имиджа на инвестиционную привлекательность УР;
- Определение желаемых характеристик региона;
- Выявление перспективных для инвестиций отраслей экономики республики;
- Замер степени готовности населения способствовать формированию имиджа УР.
Как было отмечено выше, имидж региона можно разделить на две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренний имидж связан в основном с восприятием региона и отношением к нему населения. Однако именно резиденты являются основными носителями и распространителями информации, определяющей имидж региона в глазах нерезидентов. Иными словами, внешний имидж республики во многом зависит от качества внутренней составляющей имиджеобразующей политики.
Исследование показало, что результаты оценки внутреннего имиджа УР можно скомпоновать в три основных группы по принципу критериев оценки респондентами.
Первая группа респондентов считают, что оценка внутреннего имиджа республики во многом определяется менталитетом местного населения. Основными характеристиками населения, упомянутыми респондентами данной группы, стали такие, как пассивность, безразличность, инертность, вечная позиция ожидания, незаинтересованность в развитии, перекладывание ответственности на других (например, обвинение Президента республики во всех бедах).
Среди второй группы респондентов основной характеристикой внутреннего имиджа стало отсутствие единого духа населения и отсутствие патриотизма, инертность.
В третьей группе респондентов внутренний имидж характеризовался медленным развитием жизни в Удмуртии.
Внешний имидж региона характеризуется респондентами как несформированный и стихийный. Большая часть респондентов отмечают почти полное отсутствие информации о республике за ее пределами. Информационное поле, в котором складываются представления о республике, характеризуется следующими особенностями:
Представление об Удмуртии формируется, как правило, в контексте информации о России.
Все представители бизнеса отмечают отсутствие стабильных исходящих информационных потоков, что порождает сложность в получении информации о компаниях Удмуртии за ее пределами.
Исторически сложившийся имидж военно-промышленного центра, тем не менее, тоже мало известен. Такие индикаторы как «Калашников» - известны, но, как правило, никак не ассоциируются с Удмуртией или Ижевском.
Есть некоторая степень известности экологической обстановки в регионе (склады химического оружия).
Большинство респондентов отмечаю, что недостаток информации и «закрытость» в прошлом республики вызывает настороженность у представителей других стран.
Необходимо отметить различное восприятие города и республики респондентами, приезжающими в кратковременные, хотя и многочисленные деловые командировки, занимающихся бизнесом на территории УР продолжительное время, а так же тех, кто приезжает погостить по личным приглашениям и научным обменам.
Первую из указанных групп респондентов отличает то, что, несмотря иногда на неоднократное пребывание в республике, их практически ничего не привлекало здесь. Интерес к культуре региона, жизни людей полностью отсутствует.
Вторую группу респондентов можно охарактеризовать как толерантную ко всем, как общероссийским, так и к региональным политическим и экономическим, часто меняющимся, условиям. Это характерно для «западных» и «восточных» бизнесменов (США, Вьетнам).
Третья – самая адаптивная к условиям пребывания группа. Совершенно терпимо относятся к неудобствам разного рода и, несмотря на различные бытовые проблемы, собираются приезжать сюда на продолжительное время.
Небольшая часть опрошенных респондентов отмечают известность Удмуртии в мире и России. Большое количество торговых связей и широкая география работ местных предприятий способствует этому. Также сильно влияет на известность региона наличие обширных программ по обмену опытом на предприятиях и в образовательных учреждениях. За рубежом отмечают хорошую профессиональную и академическую подготовку кадров. Основные ассоциации известные на весь мир – Калашников АК, автомобили ИЖ, водка.