Оценка инвестиционной привлекательности региона и пути её повышения на примере Удмуртской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

В Удмуртской Республике инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы опасаются вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности в регионе, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1.Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности регионов……………………………………………………………………………5
1.1. Инвестиционная привлекательность регионов и факторы ее определяющие. Экономическое содержание инвестиций………………………….......................................................5
1.2. Роль государства в инвестиционном процессе………………….6
1.3. Факторы, влияющие на объём инвестиций………………………7
1.4. Субъекты и объекты инвестиций……………………………..…8
1.5. Классификация инвестиций……………………………………...9
1.6. Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее определяющие………………………...…………………………………...…….10
1.7. Обзор методик оценки инвестиционной привлекательности российских регионов…………………………..………………………..……….13
1.8. Зарубежная практика оценки инвестиционного потенциала………………………………………………………………………..15
2.Анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере Удмуртской Республики)………………………………………………………..18
2.1. Общие сведения о регионе…………………………..…….……..18
2.1.1. Географическое положение…………………………….…18
2.1.2. Население…………………………………………….…….19
2.2. Социальная инфроструктура……………………………….…….20
2.2.1. Образование…………………………………………...……20
2.2.2. Физическая культура и спорт…………………………..…21
2.2.3. Наука………………………………………….…………….23
2.3. Экономический потенциал…………………………………….....25
2.3.1. Промышленность………………………………….……….25
2.3.2. Машиностроение и металлообработка………………...…25
2.3.3. Металлургия………………………………………………..26
2.3.4. Нефтедобыча……………………………………………….26
2.3.5. Лесная и деревообрабатывающая промышленность…….27
2.3.6. Агропромышленный комплекс……………………………27
2.3.7. Животноводство……………………………………...…….28
2.3.8. Другие отрасли ……………………………………...……..28
2.4. Позитивный имидж региона……………………………………..29
2.5. Основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности региона………………………………………………...………….41
2.6.Вектор инновационного развития Удмуртии……….........................................................……………………...........45
2.7. Развитие предпринимательства в Республике…………….……47
2.8. Рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики развития Удмуртии…………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….……...52
Список использованной литературы……………………………………...……54

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект мой.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

 

Существующие информационные потоки и их характеристики:

Телевидение. В основном респонденты говорят о существенной роли телевидения в формировании представления об Удмуртии. На их взгляд, оно является наиболее действенным и в то же время наиболее необъективным источником информации. Все отмечают очень редкое появление информации об Удмуртии на федеральных и международных каналах. Респонденты, жившие в других регионах, отмечают тот факт, что информация вообще не доходила до них раньше.

Справочные издания. Единогласно всеми респондентами отмечен ничтожно малый объем тиражей такого рода изданий. В справочниках Ижевск известен как столица военной промышленности. Также Удмуртия связывается с именем Калашникова.

Презентационная продукция. Часть  респондентов отмечают наличие сувениров – результата народного творчества и представление ремесел. Они пользуются успехом у иностранных гостей, которые их покупают. Но разнообразие их недостаточно большое в связи с неслишком развитым туризмом в Удмуртии. Но эта сувенирная продукция больше связана с особенностями национальной культуры. А вот как промышленный центр и регион в геополитическом смысле Удмуртия вообще не представлена. Нет оригинального сувенира Удмуртии. Многие респонденты отмечают основным сувениром – водку «Калашников». Среди VIP-сувениров интересны охотничьи ружья.

Отдельный поток сувенирной продукции ориентированной на бизнес. Но такая продукция формирует имидж Удмуртии только косвенно.

Интернет. Большинство респондентов говорят о несформированности информационного пространства Удмуртии в сети Интернет. Найти актуальную на текущий момент официальную информацию в Сети об Удмуртии крайне сложно. Нет единых информационных центров с развитыми интерактивными сервисами.

У ограниченного числа частных фирм есть качественные ресурсы, и они осуществляют попытки вести бизнес через Интернет.

Явно отмечена проблема с каналами коммуникации и местами общественного доступа в Сеть в отдаленных регионах Удмуртии.

Но почти все респонденты отмечают перспективность электронных СМИ, признают их реальную и самую эффективную возможность в формировании имиджа региона. Самый простой способ достать более актуальную информацию по сравнению со справочниками.

Официальные визиты. Граждане России, отъезжающие за рубеж, официально не говорят об Удмуртии как об отдельной республике, так как информация об особом статусе настораживает зарубежных коллег. Хотя иногда приходится объяснять, что Удмуртия – не отдельная страна, а часть России.

Тем не менее, интерес иностранцев к информации о регионе, большой. В первую очередь они интересуются географическим положением. Оценивают его относительно Москвы, Пермской области и Татарии. Не особенно интересуются промышленностью, экономикой. Больше интересуются конкретными людьми, чем страной как таковой.

По мнению респондентов, существует два потока информации: профессиональный и «светский».

Сугубо специальные вопросы обсуждаются с интересом, особенно когда решаются схожие профессиональные проблемы.

В приватном общении все участники используют для идентификации республики имена Калашникова и Чайковского. Практически всех удивляет, что Калашников – это человек, и что он еще жив.

Неофициальные визиты. Респонденты, побывавшие за рубежом в неофициальных поездках, отмечают, что Удмуртия при первом информационном контакте идентифицируется, прежде всего, географически – по отношению к соседям (Татария, Пермь), иногда к Сибири.

Абсолютно универсальный фактор идентификации – Калашников, Чайковский. Калашников – фактор удивления, интереса с экзотическим оттенком. Чайковский упоминается реже, но создает более «уважительное» отношение к региону.

Для частных случаев эффективна идентификация по «героям спорта» - особенно в странах с развитыми зимними видами спорта – лыжи, биатлон.

Факторы формирования существующего имиджа УР.

Очевидно, что начинать что-либо перестраивать необходимо с подробного анализа того, что уже построено. Даже если речь идет об имидже региона. Такой конструктивный подход во многом помогает избежать повторения прошлых ошибок и делает процесс внесения перемен более гладким и менее болезненным. По этой причине отдельный блок проведенного исследования был  посвящен выяснению и анализу причин формирования именно того имиджа  Удмуртской Республики, который был описан респондентами в предыдущих главах данной статьи.

В первую очередь респонденты отмечают исторический фактор. Закрытость республики в течение долгих лет советского периода повлияла на уровень известности ее в России и за рубежом.

Следующий фактор – размещение в регионе военных производств. Это обусловило наличие в республике определенного набора кадров, образовательных учреждений, производственных мощностей и технического потенциала.

Фактор менталитета населения. Инертность мышления людей, неготовность к активным совместным действиям. В качестве одной из возможных причин респонденты называют многонациональность региона.

Многие респонденты отмечают слабое влияние власти республики на происходящие в ней процессы, незаинтересованность власти в развитии и помощи бизнесу. Не ощущается наличие и реализация программ развития региона на длительный период времени.

Упоминается так же конфликт республиканской и городской власти, который имел место быть в недалеком прошлом. В результате «перетягивания одеяла» не выиграл никто.

 

Желаемый имидж Удмуртии.

Еще один раздел проведенного исследования был посвящен выяснению того, каким респонденты видят имидж региона, близкий к идеальному.

Большинство респондентов говорят о необходимости более явной консолидации сил власти, бизнеса и общества. Смена политики власти в отношении развития Удмуртии.

Развитие высоких технологий и переоборудование производств на более современные технологии помогут поднять экономику.

Часть респондентов считает необходимым развитие всех сфер деятельности. Это приведет к формированию имиджа независимого региона.

У респондентов нет желания менять специализацию региона. Промышленный центр самое оптимальное направление развития, акцент должен быть сделан на правильное использование имеющегося потенциала и ресурсов.

Практически необходимое условие – смена позиции власти по отношению к региону в сторону открытости деятельности и защиты интересов республики на межрегиональном и федеральном уровнях.

Ответственность за формирование имиджа Удмуртии.

Практически все респонденты считают, что за формирование имиджа республики должен отвечать Президент УР и Правительство. Часть респондентов честно ответила, Президент и Правительство УР не уделяет должного внимания данному стратегическому вопросу. Но в идеале рассматривается вариант формирования имиджа региона либо специализированным подразделением, либо общественными организациями. Но в том и другом случае – это профессионалы и политтехнологи. Многие согласны, что бизнес может сыграть существенную роль в данном процессе. И многие респонденты, как представители бизнеса, готовы к сотрудничеству.

 

 

 

Результаты исследования инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики.

Большая часть респондентов утверждает наличие инвестиционной привлекательности региона. Основой для такой уверенности является наличие в регионе достаточных и необходимых ресурсов. В первую очередь, это производства и строения. Наличие крупных заводов всегда привлекает внимание инвесторов. Во-вторых, наличие природных ресурсов, таких как нефть, газ, торф, и т.д. В-третьих, огромное наличие человеческих ресурсов. Они характеризуются определенным уровнем и направлением образования (количество ВУЗов на небольшой территории), а так же огромным опытом работы. И еще одна характеристика человеческого ресурса – относительно невысокая стоимость  рабочей силы по сравнению с другими регионами.

Отдельным обоснованием инвестиционной привлекательности, с точки зрения респондентов, служит показатель высокого спроса на покупку предприятий федеральными и иностранными компаниями и холдингами.

При этом около 30% респондентов уверены в непривлекательности региона с точки зрения инвестирования. Отмечается утверждение, что в Удмуртию будут вкладывать деньги, когда больше вкладывать будет некуда.

Основные препятствия в формировании инвестиционно-привлекательного имиджа следующие:

- Нестабильность экономики и низкий уровень жизни населения.

- Отсутствие гарантий и стабильности настораживают инвесторов, т.к. это порождает существенные риски.

- Отсутствие программ инвестирования.

Существующие программы по повышению инвестиционной привлекательности Удмуртии отличаются абстракцией, нечеткостью. Многие респонденты отмечают краткосрочность таких программ. Отсутствие реальных, стратегических инвестиционных программ сильно затрудняет данный процесс.

Также большим препятствием, отмечаемым почти всеми респондентами, является непредставление интересных и конкурентоспособных инвестиционных проектов со стороны бизнеса. Это связано с низкой степенью работы просвещения, семинаров и тренингов в этой области, и в большей степени, пассивностью основной массы регионального бизнеса.

Если вернуться к факторам оценки инвестиционного потенциала, с упоминания которых начиналась данная аналитическая статья, то на основе проведенного исследования можно сделать ряд основных выводов:

- Ресурсно-сырьевой фактор. Всеми респондентами однозначно указывается, что Удмуртия располагает всеми видами природных ресурсов. Однако большинство считает, что использование их далеко от оптимального.

- Производственный фактор. Исследование показывает, что производство в целом является наиболее потенциально перспективным для развития Удмуртской Республики. Однако текущее состояние этого сектора экономики требует существенных изменений, которые в свою очередь требуют большое количество привлеченных ресурсов.

- Потребительский. Совокупная покупательная способность населения региона определена респондентами как недостаточно высокая по сравнению с соседними регионами.

- Инфраструктурный. Экономико-географическое положение региона характеризуется респондентами как вполне благополучное. Особо отмечаются относительно низкие риски природных катаклизмов.

-  Интеллектуальный. В ходе исследования еще раз был подтвержден тот факт, что уровень образования населения Удмуртии остается весьма высоким. Около 30% опрошенных имеют высшее образование,  48% получили среднее-специальное образование.

- Институциональный. Данный фактор инвестиционной привлекательности в целом определяется результатами исследования как умеренно развитый. Причиной тому во многом является структура экономики Удмуртии, ориентированная, прежде всего, на  крупные производственные предприятия и обеспечивающую их деятельность окружающую инфраструктуру.

- Инновационный. Знаковым моментом в ходе исследования стало то, что респонденты гораздо в большей степени использовали термин «традиционный», чем «инновационный», применительно к характеристике экономических параметров Удмуртской Республики.

Таким образом, перед Удмуртской Республикой стоит серьезная комплексная задача по реструктуризации существующего имиджа и формированию эффективных механизмов управления им. Но сам по себе имидж не должен становиться целью прикладываемых усилий. Эффективным критерием оценки вложений в формирование имиджа региона должен быть и будет поток привлеченных в республику инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности региона.

Создание благоприятных экономических, правовых и организационно-управленческих условий для всех участников инвестиционной деятельности на территории Удмуртской Республики предопределяет эффективность промышленного производства, выпуск конкурентоспособной продукции и воспроизводство значительной добавленной стоимости, гармоничное развитие отраслей экономики и социальной сферы, стабильное функционирование систем жизнеобеспечения населения. Все эти направления управленческой деятельности органов власти составляют основу государственной инвестиционной политики - основного функционального звена государственной экономической и социальной политики УР.

Разработка эффективной и практически полезной государственной инвестиционной политики представляет для органов власти одну из стратегических целей. Таким образом, инвестиционная политика, в первую очередь, предопределяет устойчивые тенденции экономического роста и создает необходимые условия для социально-экономического развития нашей республики.

Поскольку республиканская инвестиционная стратегия неразрывно связана с системой прогнозирования и планирования, с проблемами межотраслевого характера, с межбюджетными отношениями, развитием внутриреспубликанской кооперации, то возникает объективная потребность в усилении функций государственного планирования, в повышении его стратегической роли в системе государственного управления в условиях рыночных отношений.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности региона и пути её повышения на примере Удмуртской Республики