Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:16, курсовая работа
В Удмуртской Республике инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы опасаются вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности в регионе, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности регионов……………………………………………………………………………5
1.1. Инвестиционная привлекательность регионов и факторы ее определяющие. Экономическое содержание инвестиций………………………….......................................................5
1.2. Роль государства в инвестиционном процессе………………….6
1.3. Факторы, влияющие на объём инвестиций………………………7
1.4. Субъекты и объекты инвестиций……………………………..…8
1.5. Классификация инвестиций……………………………………...9
1.6. Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее определяющие………………………...…………………………………...…….10
1.7. Обзор методик оценки инвестиционной привлекательности российских регионов…………………………..………………………..……….13
1.8. Зарубежная практика оценки инвестиционного потенциала………………………………………………………………………..15
2.Анализ инвестиционной привлекательности региона (на примере Удмуртской Республики)………………………………………………………..18
2.1. Общие сведения о регионе…………………………..…….……..18
2.1.1. Географическое положение…………………………….…18
2.1.2. Население…………………………………………….…….19
2.2. Социальная инфроструктура……………………………….…….20
2.2.1. Образование…………………………………………...……20
2.2.2. Физическая культура и спорт…………………………..…21
2.2.3. Наука………………………………………….…………….23
2.3. Экономический потенциал…………………………………….....25
2.3.1. Промышленность………………………………….……….25
2.3.2. Машиностроение и металлообработка………………...…25
2.3.3. Металлургия………………………………………………..26
2.3.4. Нефтедобыча……………………………………………….26
2.3.5. Лесная и деревообрабатывающая промышленность…….27
2.3.6. Агропромышленный комплекс……………………………27
2.3.7. Животноводство……………………………………...…….28
2.3.8. Другие отрасли ……………………………………...……..28
2.4. Позитивный имидж региона……………………………………..29
2.5. Основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности региона………………………………………………...………….41
2.6.Вектор инновационного развития Удмуртии……….........................................................……………………...........45
2.7. Развитие предпринимательства в Республике…………….……47
2.8. Рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики развития Удмуртии…………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….……...52
Список использованной литературы……………………………………...……54
Для достижения оптимальной инвестиционной политики была разработана обобщенная модель государственной инновационно-инвестиционной политики региона, частным случаем которой стала модель государственной инвестиционной и инновационной политики Удмуртской Республики, которая включает следующие функциональные уровни:
- уровень управления, характеризующий экономическую и социальную политику РФ, ее влияние на социально-экономическое развитие УР, на разработку и реализацию государственной инвестиционной политики;
- стратегический уровень управления экономическим, социальным и инвестиционным развитием УР, включающий:
а) стратегические цели, задачи, приоритеты, благоприятные условия для инвестиционной деятельности, формируемые Правительством УР;
б) систему прогнозирования, планирования и мониторинга, информационного обеспечения;
в) методику формирования полноценной инвестиционной системы УР, условия обеспечения ее стабильной работы;
г) специфику взаимосвязи инвестиционной политики УР с надотраслевыми стратегиями: бюджетно-финансовой, внешнеэкономической, по управлению собственностью, по развитию предпринимательства, антимонопольной, по регулированию цен и тарифов, по развитию фондового рынка, в области подготовки кадров, инновационной.
- отраслевые уровни инвестиционной деятельности государства, которые учитывают специфику развития отраслей экономики и социальной сферы при разработке отраслевых инвестиционных стратегий, при формировании отраслевых инвестиционных систем. При этом внимание акцентировано на анализе деятельности предприятий, предпринимательских структур, на формировании полноценной информационной базы, чтобы обеспечить необходимую государственную поддержку предприятий, в первую очередь тех, которые проводят грамотную инвестиционную политику, а также на взаимоотношениях власти и бизнеса;
- территориальный уровень управления, связанный с инвестиционной деятельностью городов и районов УР.
Принципиально важным условием является и то, что каждый уровень управления инвестиционной деятельностью должен иметь полноценное нормативно-правовое обеспечение, учитывающее специфику развития республики в целом, отраслей экономики и социальной сферы, городов и районов. Поэтому вывод очевиден: каждая отрасль, город и район должен иметь свои инвестиционные программы, которые являются составной частью республиканской инвестиционной стратегии, что предполагает наличие отраслевых и территориальных программ экономического и социального развития.
Таким образом, к основным принципам государственной инвестиционной политики УР следует отнести:
1. Соблюдение действующего законодательства РФ и УР.
2. Разработка государственной инвестиционной политики, исходя из законодательно утвержденных приоритетных целей социального и экономического развития.
3. Согласование общегосударственных, региональных, местных интересов, интересов финансовых институтов и хозяйствующих субъектов и других участников инвестиционной деятельности на основе взаимных соглашений.
4. Своевременное формирование полноценной нормативно-правовой базы УР, способной обеспечить инвестиционное развитие республики.
5. Единство целей и средств их достижения, взаимосвязь стратегических и оперативных целей.
6. Формирование рациональных форм и масштабов государственного влияния на экономику и социальную сферу.
7. Единство программно-целевого, отраслевого, территориального аспектов управления.
8. Рациональное сочетание плановых и рыночных методов хозяйствования.
9. Согласованность республиканских стратегий в области экономики и социальной сферы.
10. Укрепление взаимосвязи инвестиционной и инновационной политики; создание эффективных систем управления этими процессами на государственном уровне.
11. Использование современной системы информационного обеспечения для прогнозирования, планирования и мониторинга социально-экономического развития.
12. Создание эффективной системы привлечения и использования внешних инвестиций, в том числе иностранных.
13. Внедрение современных требований (в том числе международного уровня) в процессе разработки инвестиционных, инновационных бизнес-проектов, технологии их реализации, снижения различных рисков.
14. Обеспечение стабильного функционирования инвестиционной системы региона, имеющее рациональный состав, структуру, функции, как основного средства достижения целей и задач инвестиционного развития.
В рамках осуществления инвестиционной политики Удмурсткой Республики, правительством было предпринято ряд мер по повышению инновационного развития региона. О которых я расскажу подробнее в следующей главе.
2.6. Инновационное развитие Удмуртии.
В Удмуртской Республике реализуется целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы», в рамках которой осуществляется формирование инновационной инфраструктуры. Создан основной ее элемент, Инновационно - технологический центр Удмуртской Республики, обеспечивающий информационное, патентно-правовое, консалтинговое и организационное сопровождение деятельности инновационно - активных предприятий.
Введен в эксплуатацию бизнес-инкубатор в г.Ижевске, предоставляющий условия для осуществления инновационных бизнесов от идеи до внедрения.
Созданы пять центров трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики, их предназначение - организовать эффективное применение научно-технических знаний в производственных целях.
В 2007 году создано АНО «Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики», с целью объединения усилий учёных и специалистов промышленности в создании благоприятных условий для развития нанотехнологий в республике и разработке на их основе конкурентоспособной продукции и организации высокотехнологичных производст. Одним из учредителей является Концерн «Наноиндустрия» (г.Москва).
С целью стимулирования инновационной активности и поиска коммерчески эффективных инновационных проектов проводятся инновационные сессии, ежегодно издается каталог инновационных проектов Удмуртской Республики.
В результате ежегодного проведения республиканского конкурса инновационных проектов 15 победителей получили льготные кредиты из бюджета Удмуртской Республики на их реализацию в общей сумме 34 млн.руб., что обеспечит выпуск инновационной продукции на 1185,58 млн.руб. и создать более 200 новых рабочих мест.
Для более активного вовлечения молодежи в инновационную деятельность впервые был проведен конкурс инновационных идей студентов, указавший на наличие большого количества изобретательских идей у молодежи - на конкурс поступило 33 инновационных проекта.
В 2007 году с целью координации научной инновационной деятельности в республике создан Научный совет при Президенте Удмуртской Республики. На его первом заседании оценена роль было принято решение о формировании отраслевых инновационных стратегий министерств республики и выделении в отдельное направление программных мероприятий по повышению инновационной культуры. В результате при Министерстве науки и образования Удмуртской Республики и Министерстве промышленности и транспорта Удмуртской Республики были сформированы отраслевые инновационные советы и начата работа по разработке стратегий инновационного развития подведомственных отраслей.
Удмуртская Республика, не смотря на наличие достаточного запаса сырья, для того, что бы опереться на добычу, как главную статью доходов. Не смотря на возможность опереться на сельское хозяйство, как ведущую отрасль. Удмуртия является, прежде всего, промышленным регионом. Чье будущее в создании высокоразвитой промышленности, опирающейся на научные разработки. В современных экономических условиях оптимальной для региона может быть признана стратегия поддержки приоритетных направлений, тем и разработок, а также наиболее продуктивных ученых, способных создать коммерциализованный научный продукт.
Из перечисленных примеров видно, что инновациям уделено серьёзное внимание со стороны Правительства. Оказывается всяческая поддержка для развития и создания наукоёмкой продукции.
2.7. Развитие предпринимательства в Удмуртии.
Государственная поддержка предпринимательства представляет собой создание экономических и правовых условий и стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. С точки зрения предпринимателя, именно государство должно создавать условия в которых он сможет эффективно достигать своих целей, таких, как минимизация риска, защита собственности и личности. С точки зрения государства, предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности и т.д.).
Сегодня малый бизнес в значительной степени определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового регионального продукта, занятость населения, пополнение бюджета и решение социальных проблем Удмуртской Республики. Малый бизнес является:
- наиболее массовым сегментом предпринимательства;
- стартовой площадкой для среднего бизнеса;
- единственной возможностью для значительной части населения реализовать предпринимательский потенциал.
Малый бизнес - это не только малые предприятия. В республике работает свыше 37 тысяч предпринимателей без образования юридического лица и крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых по найму работает более 48 тысяч человек.
В целях поддержания и развития предпринимательства на территории Удмуртии были предприняты следующие действия:
В 2009 году в 24 муниципальных образованиях развитие малого предпринимательства осуществлялось в соответствии с принятыми программами (планами) поддержки малого предпринимательства. Не имели программ поддержки малого предпринимательства следующие районы: Алнашский, Балезинский, Граховский, Каракулинский, Красногорский, Можгинский. В 2009 году почти во всех муниципальных образованиях субъекты малого предпринимательства привлекались к реализации муниципального заказа.
Субъектам малого предпринимательства, реализующим наиболее значимые программы и проекты, в 2009 году муниципальными образованиями предоставлены муниципальные гарантии на сумму 1390 тыс. рублей, в том числе: «Город Сарапул» - 550 тыс. рублей; «Игринский район» - 340 тыс. рублей; «Завьяловский район» - 500 тыс. рублей.
В течение года работники Министерства экономики Удмуртской Республики, в соответствии с утвержденным графиком, совместно с другими ведомствами и администрациями муниципальных районов и городских округов принимали участие и проводили рабочие встречи, семинары, совещания, коллегии по вопросам развития предпринимательства в следующих районах: Селтинский, Можгинский, Малопургинский, Красногорский, Глазовский, Игринский, Якшур-Бодьинский, городах Воткинск, Сарапул, Глазов.
В 2009 году в республиканском конкурсе на лучшую муниципальную программу по поддержке и развитию малого предпринимательства и проектов развития инфраструктуры приняли участие 15 муниципальных образований Удмуртской Республики.
Общая сумма средств, выделенная местными бюджетами на развитие малого предпринимательства в 2009 году, составила 997,65 тыс. рублей (в 2008 году - 550 тыс. рублей), в том числе в следующих муниципальных образованиях: «Город Сарапул» - 300 тыс. рублей; «Город Воткинск» - 200 тыс. рублей; «Город Глазов» - 28,5 тыс. рублей; «Дебесский район» - 50 тыс. рублей; «Игринский район» - 100 тыс. рублей; «Селтинский район» - 5 тыс. рублей; «Шарканский район» - 10 тыс.рублей; «Увинский район» - 50 тыс. рублей; «Завьяловский район» - 100 тыс.рублей; «Ярский район» - 4,15 тыс. рублей, «Красногорский район» - 50 тыс. рублей, «Малопургинский район» - 100 тыс. рублей.
На протяжении ряда лет остается нерешенной проблема неравномерного развития малого предпринимательства по муниципальным образованиям, особенно в сельских районах. Не всегда эффективно взаимодействуют местные органы власти и представители бизнеса. Серьезно сдерживают развитие малого предпринимательства имущественные вопросы. В настоящее время лишь немногие малые предприятия имеют собственные помещения и оборудование. Поэтому необходимо продолжить работу по внесению изменений в законодательство, для того, чтобы в ходе приватизации государственного и муниципального имущества малые фирмы - добросовестные арендаторы получили преимущественное право на его приобретение. Есть проблемы и в получении земельных участков в собственность. Остро стоят проблемы в получении разрешительных документов, необходимых для открытия и развития собственного дела.
2.8. Рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики развития Удмуртии.
Проанализировав инвестиционную политику на территории Удмуртии, мною могут быть предложены следующие рекомендации для её совершенствования:
- совершенствование нормативно-правовой базы. Что существенно упрощает оформление инвестиционной деятельности, снижая издержки ее осуществления.
- предоставление налоговых льгот и гарантий со стороны администрации области с целью привлечения инвестиций в наиболее приоритетные для области отрасли и предприятия. Это повышает уверенность инвесторов в выгодности осуществляемых инвестиционных проектов, снижает степень риска.