Оценка эффективности инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 08:37, курсовая работа

Описание

В наше время, время быстродвижущегося прогресса очень трудно удержать лидерство в производстве без постоянного усовершенствования продукции, а точнее без инноваций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности инновационной деятельности предприятия. 5
1.2. Методы оценки эффективности инновационных проектов 11
Глава 2. Оценка эффективности инновационного проекта ( на примере учебного проекта «Антибактериальная наклейка» 16
2.1. Характеристика проекта 16
Для того, чтобы принять выиграть грант в 500 тыс. рублей необходимо представить 2 тома документов и бизнес-план. Согласно проставлению Правительства Нижегородской области от 08.09.2011 № 722 18
2.2. Оценка эффективности инновационного проекта 19
Глава 3. Основные направления совершенствования инновационной деятельности 24
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 35
Приложение 2 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.docx

— 122.89 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное 
  учреждение высшего профессионального образования 
  "Нижегородский коммерческий институт"

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент» 

на тему: «Оценка эффективности  инноваций»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 

группы 3 М 

Гордеева Юлия Станиславовна

Проверил: Юртаев П.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности инновационной деятельности предприятия. 5

1.2. Методы оценки эффективности инновационных проектов 11

Глава 2. Оценка эффективности инновационного проекта ( на примере учебного проекта «Антибактериальная наклейка» 16

2.1. Характеристика проекта 16

Для того, чтобы принять выиграть грант в 500 тыс. рублей необходимо представить 2 тома документов и бизнес-план. Согласно проставлению Правительства Нижегородской области от 08.09.2011 № 722 18

2.2. Оценка эффективности инновационного проекта 19

Глава 3. Основные направления совершенствования инновационной деятельности 24

Заключение 33

Список литературы 34

Приложение 1 35

Приложение  2 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время, время быстродвижущегося  прогресса очень трудно удержать лидерство в производстве без  постоянного усовершенствования продукции, а точнее без инноваций. Научно-технический  потенциал становится на вес золота и это в корни меняет экономику: делается ставка на развитие наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса.

Согласно определению  из экономического словаря, инновации — это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. Однако, в широком смысле слова инновационная деятельность - это  момент жизнедеятельности  обществ,  включающий   в   себя   социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

Содержание инновационной  деятельности в экономической сфере  является создание и распространение  новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено  между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества.

Инновационную сферу от научной  и производственной отличает наличие  специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового  регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации  инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и  кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Многие малые предприятия  пытаются применять инновации в  своей деятельности, однако, без  правильного предварительного расчета, составления бизнес-плана, даже такая  научная составляющая как инновация, может разрушить предприятие, втянув в долги. Именно поэтому необходима определенная база показателей эффективности инноваций, чтобы не допускать ухудшения экономического состояния предприятия или даже страны.

Методы  оценки экономической эффективности  инновационных проектов - система  показателей, отражающих соотношение  затрат и результатов: оценка рыночной потребности и объема продажи  во временном аспекте; оценка реальных потоков продукции, инвестиций, текущих  затрат, финансовой деятельности;  оценка прогнозной цены, сопряженной с величиной издержек, размерами валовой и чистой прибыли, изменением ссудного процента, темпов инфляции; оценка интегрального показателя народнохозяйственной эффективности, а также дополнительные экономические оценки проекта — оценки улучшения использования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, потенциала территории.

Таким образом, анализ существующих подходов к оценке эффективности проектного управления инновациями приводит к  необходимости разработки более  эффективной методики оценки эффективности  проектного управления инновациями, сочетающей в себе сильные стороны изученных  подходов, и учитывающей максимальное число факторов проектного управления. В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций  требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования  над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой –  сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов  инноваций. Особенно остро возникает  необходимость оценки и правильного  выбора варианта в компаниях, применяющих  ускоренную амортизацию, при которой  сроки замены действующих машин  и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок. 

Тема данной курсовой работы является актуальной, так как на российских предприятиях инновации  понятие новое и не совсем освоенное, однако все стараются к ним  прибегнуть. Цель данной курсовой –  определить основные направления совершенствования  инновационной деятельности. В рамках этой работы будут рассмотрены следующие  задачи:

  • методы оценки эффективности инновационных проектов;
  • характеристика учебного проекта «Антибактериальная наклейка»;
  • оценка эффективности учебного инновационного проекта;

Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности  инновационной деятельности предприятия.

    1. Сущность и виды инновационной деятельности.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" .

Выделяются  такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры  жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения . Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

В настоящее время применительно  к технологическим инновациям действуют  понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в  области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В  соответствии с этими стандартами  инновация - конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам. [7]

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял  пять типичных изменений:

1. Использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции с новыми  свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал  еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. [5]

В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В  последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного  цикла (НПЦ), эти результаты имеют  самостоятельный круг проблем.

Термины "инновация" и "инновационный  процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с  созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновации являются весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающих весь комплекс отношений исследования, производство, сбыта. Огромное значение в повышении  эффективности инновации принадлежит  менеджменту.

Многие  зарубежные и российские исследователи  сходятся во мнении,  что появление инновации имеет два начала: 
1) потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу). Иначе говоря, это ответ на потребности рынка или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более "товарного" вида продукции. 
2)"изобретательство", то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта. То есть фактически это создание нового рынка. Это радикальный, революционный путь. Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

Определяющими для инноваций являются следующие  признаки:

  • они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
  • дают конкретную хозяйственную и (или) социальную выгоду для пользователя. Эта  выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
  • означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инноваций;
  • нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей. [2]

По  своей сути в кругообороте средств  производства инновации приводят к  интеллектуализации, механизации и  автоматизации производства путем  разработок и внедрения новых  машин и установок, с помощью  которых затем совершенствуются все элементы производительных сил, технологии, организация и управление производством, продукты труда, развиваются  потребности и процессы потребления, использования и накопления для  обеспечения расширенного воспроизводства. 

Так в учебнике для вузов инновации  классифицируются в зависимости  от технологических параметров, типа новизны для рынка, места в  системе предприятия и глубины вносимых изменений. [4] Причем под технологическими параметрами понимается деление инноваций на продуктовые и процессные.

По  типу новизны для рынка инновации  делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По  месту в технологической системе  предприятия выделяют инновации:

  • на входе в воспроизводственные процессы предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);
  • на выходе (изделия, услуги, технологии, информация);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений разные авторы справедливо  выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие; 
  • модификационные (частичные).

Информация о работе Оценка эффективности инноваций