Оценка эффективности инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 08:37, курсовая работа

Описание

В наше время, время быстродвижущегося прогресса очень трудно удержать лидерство в производстве без постоянного усовершенствования продукции, а точнее без инноваций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки эффективности инновационной деятельности предприятия. 5
1.2. Методы оценки эффективности инновационных проектов 11
Глава 2. Оценка эффективности инновационного проекта ( на примере учебного проекта «Антибактериальная наклейка» 16
2.1. Характеристика проекта 16
Для того, чтобы принять выиграть грант в 500 тыс. рублей необходимо представить 2 тома документов и бизнес-план. Согласно проставлению Правительства Нижегородской области от 08.09.2011 № 722 18
2.2. Оценка эффективности инновационного проекта 19
Глава 3. Основные направления совершенствования инновационной деятельности 24
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 35
Приложение 2 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.docx

— 122.89 Кб (Скачать документ)

- в течение  трех лет с начала реализации  проекта - 100 баллов;

- в период  от трех до пяти лет с  начала реализации проекта - 50 баллов;

- в период  свыше пяти лет с начала  реализации проекта - 0 баллов.

Место регистрации  малого инновационного предприятия  так же имеет значение:

- моногорода  Нижегородской области (кроме  городов Павлово и Заволжье) - 100 баллов;

- районы Нижегородской  области, где уровень безработицы  составляет более 3% (за исключением  моногородов Нижегородской области), - 100 баллов;

- районы Нижегородской  области, где уровень безработицы  составляет от 2 до 3% (за исключением  моногородов Нижегородской области), - 50 баллов;

- прочее - 0 баллов.

Есть оговорка и по возрасту: отнесение заявителей к сфере молодежного предпринимательства (юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам  в возрасте до 30 лет, составляет более 50 процентов) - 50 баллов. [Приложение № 2]

2.2. Оценка эффективности  инновационного проекта

В основе оценки эффективности проекта лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам и поэтому наиболее важной проблемой в этом случае, так же как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сравнивания доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования (приведения в сопоставимый вид) могут являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.

Многие традиционные методы оценки проекта широко применяются в  финансовой практике, например, метод  окупаемости капиталовложений весьма распространен, но его существенный недостаток – игнорирование будущей  стоимости денег с учетом дохода будущего периода и вследствие этого  неприменимость дисконтирования. Для  реалий российской экономики (инфляция, резкие колебания ставки процента и  низкая норма внутренних накоплений) этот метод недостаточно точен.

Также существует коэффициент эффективности  инвестиций, понимаемый как средний  показатель прибыльности за весь период осуществления проекта. Этот коэффициент  рассчитывается делением среднегодовой  прибыли на среднегодовую величину инвестиций. Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельности авансированного капитала.

Антибактериальная наклейка – совершенно новый товар на рынке, поэтому  определить потребность в этом товаре будет трудно. Известно, что предполагаемая цена 1 наклейки будет колебаться от о,5 рублей до 1 рубля за штуку. Необходимые  средства для реализации проекта  – 300 тыс. рублей.

Рассчитаем экономические показатели эффективности. По истечению 4х месяцев предполагается выпуск пробной партии антибактериальных наклеек в количестве 100 000 штук, и продажа их по 0,5 рублей, что принесет доход в размере 50 000 рублей.

Чистая  текущая стоимость (NPV).

PV = ∑ (Rn – Sn) 1/(1 + r)   

n=0

где NPV – чистая текущая стоимость проекта;

Rn – результаты на n-м шаге, руб;

Sn – затраты на n-м шаге, руб;

n – горизонт расчета, годы;

r – коэффициент, или норма дисконта.

Эффективность проекта рассматривается  при данной норме дисконта r на основании значений NPV: чем оно больше, тем эффективнее проект. При NPV меньше единицы проект неэффективен.

Метод внутренней нормы доходности (internal rate of return, IRR) выявляет ту норму дисконта r, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капитальных вложений. Проект эффективен, если IRR равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал.

Расчеты по IRR и NPV могут приводить к противоречивым результатам либо из-за ошибки в выборе требуемой нормы дисконта r, либо разночтением требований инвестора и проектного менеджера к норме дохода. Предпочтение следует отдавать NPV.

Размер  инвестиций – 500 000 руб.;

Доходы  от инвестиций в первом месяце – 0 руб.;

Доходы  от инвестиций во втором месяце – 0 руб.;

Доходы  от инвестиций в третьем месяце – 0 руб.;

Доходы  от инвестиций в четвертом месяце месяце – 50 000 руб.;

Размер  ставки рефинансирования – 8%;

Кол-во периодов – 4

Рассчитаем  денежные потоки в вид текущих  стоимостей:

PV1= 0/(1+0,8)=0

PV2= 0/(1+0,8)2=0

PV3= 0/(1+0,8) 3=0

PV4= 50 000/(1+0,8)4=0

NPV = (0+0+0+50000)-500 000= -495237,0066

Чистая  текущая стоимость равна -495237,0066.

Из  произведенных расчетов видно, что  проект убыточен, однако это можно  объяснить сроками реализации проекта. Возможно, в будущем после реализации большей партии товара проект будет приносить большую прибыль.

Индекс  рентабельности (PI)

Метод индекса доходности (PI) ориентирован на анализ отношения суммы приведенных  эффектов к величине приведенных  капитальных вложений:          

PI = 1/Kn ∑(Rn – Sn) 1/(1 +r )             

n = 0                

где PI – индекс доходности;

Kn  - капитальные вложения в n – м году, руб.;

Rn – результаты (доход) в n – м году, руб;

Sn – затраты, осуществляемые в n – м году, руб.

Если индекс доходности больше единицы, то проект рентабелен, а если он меньше единицы, то наоборот неэффективен.

PI= -495237,0066/500 000

PI=-0,99

Таким образом, проект является крайне убыточным.

Срок  окупаемости инвестиций рассчитать невозможно, т.к. денежные поступления  наблюдаются только в 4 месяце.

К  мероприятиям,  улучшающим  значения   показателей   эффективности,   а следовательно и эффективность проекта можно отнести:

  1. Увеличение объема реализации продукции. Необходимо найти надежные точки сбыта и продавать «антибактериальные наклейки» большими партиями.
  2. Увеличение средней цены за одну «антибактериальную наклейку». Цена должна зависеть от региона в котором будет реализовываться товар.
  3. Снижение планируемых затрат.

   Следующие виды эффекта можно будет оценить по пятибалльной шкале.

Научно-технический

5


Комментарий: «Антибактериальная наклейка» является совершенно новым компактным решением многих проблем. На поверхности фруктов  находятся пестициды, кишечные палочки, стафилококки. Благодаря наклейкам на содовой основе не нужно будет покупать моющие средства, замачивать фрукты в горячей воде, как это рекомендуют делать врачи, можно будет сразу мыть фрукты без лишней подготовки и есть. Таким образом, за компактность, полезность, эстетичность и новизну проекту можно будет поставить 5 балов.

Финансовый

0


Финансовую  сторону проекта подсчитать трудно, т.к. инновации не предсказуемы в  плане реализации. Проект может стать  успешным, а может и провалиться и это будет зависеть от многих факторов.

Ресурсный

5


Основным  компонентом для «антибактериальной наклейки» будет сода. Сода сама по себе не дорогая и из 1 кг соды может получиться 200 000 наклеек. Так же потребуются натуральные красители, для яркой картинки. Проект экономичен в плане ресурсов и это его несомненный плюс.

Социальный

4


При использовании «антибактериальной наклейки» можно будет повысить иммунитет человека, а так же обеззаразить фрукты. Кроме того, реализация проекта  позволить создать дополнительные рабочие места, что даст положительный  социальный эффект, однако учитывая масштабы проекта утвердительные пять балов поставить нельзя.

Экологический

5


Проект  безотходный, не влечет за собой никаких  выбросов в атмосферу, потребление  энергии так же на низком уровне, никакого шума и вибраций такое производство за собой не влечет.

Таким образом, экономические показатели проекта не удовлетворительны и  в этом состоит основная проблема инноваций: трудно просчитать экономическую  эффективность. Однако, показатели, имеющие  субъективный характер хорошие, на основание этих критериев можно будет реализовывать проект.

Так же можно попробовать оценить  инновационный проект «Антибактериальная наклейка» при помощи критериев  представленных в постановлении  Правительства Нижегородской области.

Сфера реализации учебного инновационного проекта  – производство. Значит за это можно  поставить 100 баллов.

В ходе реализации проекта планируется  создание более пяти рабочих мест: руководитель проекта, разработчик, маркетолог, рабочие – 100 баллов.

Поступление в бюджетную систему налогов  планируется в период от 3 до 5 лет  – 50 баллов.

Регистрации производства планируется непосредственно  на территории Нижнего Новгорода  – 0 баллов.

В уставном капитале доля заявителей, принадлежащая  лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50 процентов) - 50 баллов.

Таким образом, проект может набрать – 300 баллов. Этот результат дает возможность  завоевать грант Правительства  Нижегородской Области в 500 тыс.

Глава 3. Основные направления совершенствования  инновационной деятельности

Достижение  долговременной конкурентоспособности угольной компании возможно за счет реализации процесса организационных преобразований — адресных изменений во всех элементах структуры и жизнеспособности ее подразделений: технологии, капитале, персонале и системе управления. 

Процесс реализации нововведений требуетмасштабных затрат 

материальных и финансовых ресурсов, позволяющих при успешной реализации инновационной программы достичь более эффективного производства при меньших затратах и прибыльности, покрывающей

произведенные вложения, способствует дальнейшему развитию предприятия.

При анализе результатов инновационных  процессов необходимо точно оценивать  затраты и выгоды, определяющие достаточность  и эффективность нововведений на конкретном этапе развития компании.

Разработка  инновационной стратегии перевода инновационной компании на более  высокий уровень конкурентоспособности  базируется на определении рыночной позиции, обеспечивающие долговременную устойчивость и укрепление конкурентного  потенциала, переоценку ресурсной базы ее предприятий и структур, определение  оптимальных рыночных параметров технологического комплекса. Благодаря активности инициативе руководителя и управляющей команды  реализуются целенаправленные и  технико-экономические и организационные  проработки необходимых преобразований, формируется инновационная среда  с мотивацией персонала на рациональные преобразования и создание условий  для их реализации.

Наличие значительного предпринимательского потенциала помогло формированию активной инновационной среды, характеризующейся  высокой готовностью персонала  компании к нововведениям, наличием баланса интересов и желания  развиться. Контроль за реакцией персонала на нововведения достигается проведением социологических опросов.

Необходимая активность инновационной среды  обеспечивается созданием гибкой и  комплексной системы управления инновационными процессами, ориентированной  на перестройку организационных  форм и функций, стимулирующей создание и внедрение новшеств и обеспечивающей сквозное управление инновационным процессом от возникновения идеи до реализации. Организационно такая система предусматривает создание целевых инновационных групп, рассредоточенных по разным функциональным службам, отделам и уровням структуры управления, между которыми действует напряженная система взаимодействия и координации, обеспечивающая их перевод на новый режим деятельности. При качественном управлении инновационной деятельностью возможно достижение значительного эффекта от инноваций, как следствие, стиль руководства и квалификация людей, реакция на новшества и прогрессивные изменения должны постоянно анализироваться и совершенствоваться.

Как и в любом виде деятельности должен использоваться активный маркетинг. «Реклама – двигатель торговли», - этого  никто не отменял. Именно поэтому  необходимо правильно составить  портрет потребителя, то есть провести сегментацию потребителей.

Потребитель: активный человек, заботящийся о своем здоровье, с быстрым темпом жизни, любящий новшества. В эту категорию попадают молодые родители, которые стараются обезопасить своих детей от различных бактерий и вирусов.

Необходимо  выбрать правильную рекламу. Так  как приоритетом для целевого потребителя является здоровье, вполне целесообразно будет размещать  рекламу в лечебных заведениях, аптеках, фитнес центрах. Так же можно поместить  рекламу в гипермаркетах, таких  как «Ашан», «Реал», «Билла». Реклама  должна отражать основные качества продукта – а именно защита от бактерий, новизна, эргономичность и экологичность. Реклама через привычные нам каналы (телевиденье, радио, печатные издания) будет дорогой и не сможет создать желаемый эффект.

Так же необходима государственная поддержка для инновационного проекта. Однако в настоящее время государственная поддержка инновационной активности в стране не осуществляется в достаточной мере. Поэтому предприятия должны самостоятельно планировать и организовывать инновационную деятельность в существующих экономически нестабильных рыночных условиях.

Тем не менее, в последние годы в  рыночной системе хозяйствования развивается  инновационная деятельность. Одной  из важнейших задач становится повышение  инновативности предприятий, а именно: их способности четко и адекватно  реагировать на изменения на рынке  путем выпуска новой или усовершенствования существующей продукции, внедрение  новых технологий производства, и  сбыта, реструктуризации, усовершенствование системы внутрифирменного управления и использование новейших маркетинговых  стратегий. Как результат, формирование и развитие инновационного потенциала становится неотъемлемой частью стратегии  современных предприятий.

Информация о работе Оценка эффективности инноваций