Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:29, курсовая работа
В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства. Причем, обе проблемы рассматриваются как теоретически, так и в практическом аспекте. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий. Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытие. Когда новые изобретения находят применение в любой отрасли человеческой деятельности, они приводят к созданию нового продукта или новой технологии, то есть процессу производства продукта. Все это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение.
Введение 7
1 Теоретические аспекты инноваций и инновационной деятельности 8
1.1 Понятие, сущность и содержание инновационных процессов 8
1.2 Классификация инноваций и их характеристика 13
1.3 Инновационная деятельность предприятия 18
2 Общая характеристика ОАО «Глазовский завод Металлист» 23
2.1 История создания предприятия 23
2.2 Анализ и оценка финансового состояния ОАО «Глазовский завод Металлист» 25
2.2.1 Ресурсы ОАО «Глазовский завод Металлист» 25
2.2.1.1 Основные фонды 25
2.2.1.2 Оборотные средства 25
2.2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 28
2.2.3 Анализ финансового состояния 30
2.2.4 Анализ прибыли и рентабельности предприятия 31
3 Инновационный проект 33
3.1 Разработка концепции проекта. 33
3.1.1 Формирование инновационной идеи 33
3.1.2 Цели и задачи проекта 34
3.2 Разработка проекта 35
3.2.1 Описание проекта 35
3.2.2 Оценка возможности предприятия как инновационной организации 38
3.3.1 Структура работ по реализации проекта 40
3.3.2 Маркетинговый план 41
3.3.3 Производственный план 43
3.3.4 Организационный план 43
3.4 Расчет трудоемкости и продолжительности этапов инновационного проекта 45
3.5 Смета затрат на разработку и реализацию проекта 48
3.6 Контроль и регулирование проекта 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложение 1………………………………………………………………………………....55
Приложение 2…………………………………………………………………………………57
Приложение 3………………………………………………………………………………....59
Приложение 4………………………………………………………………………………....61
Приложение 5………………………………………………………………………………....63
Приложение 6………………………………………………………………………………....65
Приложение 7………………………………………………………………………………....67
Ниже представлены основные понятия в области инноваций[2]:
"инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса.
"инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
"государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;
"инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
"инновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
"инновационная инфраструктура" – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
"инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
Инновационный проект – система мероприятий, отраженная в документации, содержащей технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий, услуг.
Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Применительно к промышленной политике региона это выражается в поддержании баланса между валовым региональным продуктом, объем которого обеспечивает приемлемый жизненный уровень населения и воспроизводства основных фондов, с состоянием окружающей среды и темпами расхода природных ресурсов.
Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов. По направленности результатов инновации делятся на инновации в качестве научного инструментария, инновации — процессы и инновации — продукты. Существуют и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы.
Классификация инноваций по степени новизны — распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по первому признаку классификации: базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.
Следует различать инновации и несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации), под которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре и т.п.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость любого изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства невыпускавшихся ранее на данном инновационном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов инновационного предприятия.
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется как по технологическим параметрам, так и с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на: а) продуктовые — применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); б) процессные — новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются: новые изделия для отрасли в мире, новые изделия для отрасли в стране, новые изделия для данного инновационного предприятия (группы предприятий).
Возможна следующая градация инновационных процессов[3]: ранняя стадия - от возникновения идеи до ее технической проработки, средняя — от технической проработки до коммерческой проработки и заключительная — до массового производства. В ряде публикаций используется более подробная классификация ранней стадии инновационного процесса с делением ее на отдельные этапы, характеризующие содержание научных исследований и разработок — фундаментальные, поисковые, прикладные и т.п. Следует отметить, что отличия в классификации стадий и этапов носят в основном терминологический характер. Таким образом, научная разработка включает пять стадии:
исследования, разработка, освоение производства, серийное или массовое производство и обслуживание.
НИОКР — творческая деятельность, систематически осуществляемая с целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР выступают как важнейший вид НТД и основной объект наблюдения в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения занимают центральное место в рекомендациях международных статистических организаций. Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): фундаментальные исследования, поисковые исследования, опытно-конструкторские разработки.
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В табл. 1.1. предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.
Отметим некоторые виды инноваций, различающиеся по областям применения и этапам НТП:
• технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
• технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
• организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
• информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
• социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
Таблица1.[4]
Классификация инноваций.
№ п/п. | Классификационный признак | Классификационные группировки инноваций |
1 | Области применения инноваций | Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д. |
2 | Этапы НТП, результатом которых стали инновации | Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные |
3 | Степень интенсивности инноваций | «Бум», равномерная, слабая, массовая |
4 | Темпы осуществления инноваций | Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
5 | Масштабы инноваций | Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие |
6 | Результативность инноваций | Высокая, низкая, стабильная |
7 | Эффективность инноваций | Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
Приведенные классификации свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием. Используя известные подходы к классификации инноваций, можно построить классификатор, имеющий практическое значение для создания системы управления инновациями (Таблица 2).
Данный классификатор позволяет различным образом группировать инновации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций определяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерческой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида новшества.
Таблица 2
Классификатор инноваций
Признаки классификации | Значения признаков | ||||||
Широта воздействия и масштабность | Глобальное | Отраслевое | Локальное | ||||
Степень радикальности инновации | Базисная | Улучшающая | Псевдоинновация | ||||
Источник идеи | Открытие | Изобретение | Рационализаторское предложение | Прочие | |||
Вид новшества | Конструкция и устройство | Технология | Материал, вещество | Живые организмы | |||
Способ замещения существующих аналогов | Свободное замещение | Системное замещение |