Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: Исследование, анализ и изучение рекреационного туризма города курорта Сочи.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать состояние рекреационного туризма на черноморском побережье Кавказа
Проанализировать состояние рекреационного туризма зарубежной Европы
Изучение структуры и динамики развития рекреационного туризма в г-к Сочи
SWOT анализ рекреационного туризма в г-к Сочи
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Исследование и анализ состояния воспроизводства рекреационного туризма в России и за рубежом ………………………………………………….5
1.1 Анализ состояния рекреационного туризма на черноморском побережье Кавказа…………………………………………………………………………….5
1.2 Анализ состояния рекреационного туризма зарубежной Европы………..8
2. Исследование и анализ состояния воспроизводства рекреационного туризма в г-к Сочи……………………………………………………………….15
2.1 Структура и динамика развития рекреационного туризма в г-к Сочи…..15
2.2 SWOT анализ рекреационного туризма в г-к Сочи……………………….22
2.3 Выявление основных проблем и определение основных направлений развития рекреационного туризма в г-к Сочи…………………………………24
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию рекреационного туризма в г-к Анапа, инновационное обоснование……………………………………..29
3.1 Анализ альтернатив решения основных проблем рекреационного туризма в г-к Сочи…………………………………………………………………………29
3.2 Разработка стратегической программы развития рекреационного туризма в г-к Сочи…………………………………………………………………………37
3.3. Оценка экономической эффективности рекреационного туризма в г-к Сочи (в руб)………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………
Таблица 3.3
Матрица возможностей
Очень сильное | Сильное | Среднее | Слабое | |
Высокая | 11 | 4 | 1 | 5 |
Средняя | 3, 12, 15 | 14 | 13 | 7 |
Низкая | 8,6 | 2 | 9 | 10 |
Матрица выявила что, в Сочи есть огромные
возможности инвестиции для улучшения
отелей, приватизация санаториев и развитие
современного лечебного отдыха, но так
же важно заметить что необходимы инвестиции
в общественную/частную деятельность
по продвижению туристических услуг.
Таблица 3.4
Матрица сильные стороны
Очень сильное | Сильное | Среднее | Слабое | |
Высокая | 1 | 6, 10 | 2 | 9 |
Средняя | 5, 3 | 13 | 4 | 14 |
Низкая | 7,12 | 8 | 11 | 15 |
Матрица выявила что, одной из самых сальных
сторон для инвестиций, является, индустрия
туризма (средства размещения и достопримечательности),
самой слабой стороной является ограниченные
возможности для покупок Российский визовый
режим.
Таблица 3.5
Матрица слабые стороны
Очень сильное | Сильное | Среднее | Слабое | |
Высокая | 2 | 3 | 1 | 7 |
Средняя | 11 | 5,15 | 8,14 | 4 |
Низкая | 6 | 10 | 12 | 9, 13 |
Удаленность от основных российских рынков
и тупиковое транспортное положение для
решения этой проблемы в Сочи проводиться
ряд программ, это реконструкция и разветвлённая
инфраструктура «Сочи-АЭРО», ведется строительство
большой объездной дороги вокруг курорта,
модернизируется трасса государственного
значения Москва - Сочи, реконструируются
местные автодороги.
2.3 Выявление
основных проблем и
С одной стороны, Сочи выглядит хорошо обеспеченным инфраструктурой: имеется хороший аэропорт, железнодорожная связь с Москвой и остальной Россией, отреставрированный железнодорожный вокзал, строящиеся окружная автодорога и шоссе на Красную Поляну, морской порт, реконструкция которого завершается.
Но не все так хорошо, как кажется. Великолепный аэровокзал, строительство которого в основном закончено семь лет назад до сих пор не достроен из-за нехватки средств. Завершение строительства объездной автодороги оттягивается по той же самой причине, а дорога на Красную Поляну должна быть закончена, иначе этот горнолыжный курорт не сможет развиваться как центр зимнего туризма. Финансирование же реконструкции комплекса морского порта также не обеспечено полностью.
К этим проблемам следует добавить то, что железная дорога и автомобильная магистраль пересекают город, отсекая места размещения и туристические объекты от пляжа, что очевидно негативно сказывается на привлекательности курорта. Многие крупные санатории содержат дорогостоящие фуникулеры, лифты, тоннели и канатные дороги, связывающие их с принадлежащими им закрытыми пляжами. Стоимость содержания этих объектов все время возрастает, и когда возникнет необходимость замены этих устройств, может возникнуть серьезная проблема с финансированием этих мероприятий. В то же время без таких связей с пляжами эти санатории и пансионаты окажутся просто неконкурентоспособными.
Система общественного транспорта города вполне соответствует потребностям. Имеется регулярная сеть автобусных маршрутов, маршрутных и индивидуальных такси. Однако желательно развить транспортное сообщение с аэропортом, в частности, улучшить качество транспортных средств.
Материальная среда города также нуждается в существенном улучшении, поскольку не вполне соответствует статусу города как первого курорта страны. В плохом состоянии находятся тротуары, изобилующие выбоинами. Уличное освещение не везде работает. Вместе эти недостатки могут создать серьезную опасность. Главная улица очень шумная, что снижает привлекательность некоторых гостиниц, и сильная загруженность центра города транспортом достаточно опасна для пешеходов. Необходимы меры по регулирования и выведению транспортного потока за пределы центральной части.
В городе большое количество зеленых насаждений и общественных парков, но их нельзя назвать очень красочными, их содержание оставляет желать лучшего. Примером того, как следует содержать эти парки, служат отдельные санатории. Некоторые улицы, вплотную прилегающие к центру, выглядят опасными для посетителей.
Небольшое
количество зданий в городе выглядят
ухоженными, большинство же требует
ремонта и покраски. То, что стандарты
хорошего содержания достижимы, подтверждается
состоянием железнодорожного вокзала,
который недавно был
Строительство
большого количества зданий приостановлено,
и поэтому некоторые участки
города выглядят заброшенными. При
строительстве используется, в основном,
устаревшая технология железобетонных
конструкций. Эта технология отличается
негибкостью и существенно
Что особенно важно, не вполне соответствует требованиям оборудование прибрежной полосы. Пешеходная дорожка содержится в плохом состоянии, и протяженность ее невелика. Пляж галечный, что трудно изменить, но при этом тем более важно заменять череду уродливых конструкций вдоль него (бетонные волнорезы и буны) на более привлекательные. Также очень важно, чтобы пляж был чистым и находился все время в хорошем состоянии. Во многих местах пляж просто завален кусками металла, мусором и различными отходами. Пляж в основном находится в руках частных пользователей, что ухудшает его доступность. Городской администрации следовало бы в первую очередь выяснить основания такого владения, и если они недостаточны, вернуть пляжи в общественное распоряжение, а в целом стоило бы достичь соглашения с законными владельцами, для того, чтобы пляжи сделать максимально открытыми для общественного пользования. Необходимо также изучить возможности создания песчаного пляжа в центре города.
Возможно, наиболее важным является то, что в городе до сих пор нет настоящего ядра притяжения. Основная торговая зона очень невелика по размерам и большинство торговых точек представляют собой киоски. Рынки, представляющие собой наиболее полезную и эффективную форму традиционной розничной торговли, являются весьма важными туристическими объектами, но их недостаточно. Необходимо найти что-то такое, что одновременно служило бы интересам туристов и улучшило бы качество магазинов, ресторанов и мест развлечения. Зона от морского порта до железнодорожного вокзала хорошо подходит для этой цели, но требует грамотного планировочного решения и инвестиций.
Таким образом, материальная среда города развита недостаточно, принимая во внимание его положение как крупнейшего российского курорта, а его инфраструктура настоятельно требует инвестиций. В частности, необходимо создать более привлекатель ную растительную среду, улучшить тротуары, повысить доступность пляжей и улучшить их содержание, создать притягательный центр города и завершить сооружение инфраструктурных объектов, особенно окружной дороги, дороги на Красную Поляну и здания аэровокзала.
Две теоретические возможности из числа возможных могут быть сразу же исключены как не имеющие практической ценности:
Развитие Сочи преимущественно как нового промышленного центра, и
Создание абсолютно новых отраслей услуг, таких как банковское дело и страхование, или программное обеспечение и мультимедиа в качестве рычагов экономического развития.
Такой
вывод был сделан, так как нет
традиции и подготовленных кадров,
достаточного местного рыночного спроса
или легко реализуемых
Однако такое заключение не исключает возможности развития небольшой перерабатывающей промышленности или нетуристических услуг в Сочи. Такое видение можно принять, как желаемое, в стратегию и бизнес-план должны быть включены проекты, стимулирующие развитие этих отраслей. На ранней стадии реализации такие проекты должны быть связаны с туризмом, т.е. затрагивать такие отрасли, как пищевая промышленность для обеспечения гостиниц и общественного питания, а также ремесла для производства туристических сувениров.
Факторы успеха, которые могут помочь достижению процветания города Сочи:
Преодоление влияния противоборствующих интересов, усиление конкуренции и нововведений в гостиницах, санаториях и туристических объектах;
Развитие действительно результативного маркетинга, основанного на правильном выборе целевых рыночных групп и усилиях общественных и частных организаций по рыночному продвижению;
Улучшение
потребительских услуг в
Развитие коммерческих туристических объектов и создание высококлассного коммерческого центра города;
Добавление к летнему пляжному сезону периодов краткосрочного и развлекательного отдыха (проведение различных мероприятий);
Расширение сезона отдыха (за счет осенне-весеннего периода);
Улучшение пляжей и материальной базы;
Улучшение ключевых элементов инфраструктуры, особенно аэропорта;
Определение новых направлений развития туризма и города для сохранения привлекательности города для посетителей;
Диверсификация структуры экономики;
Поощрение развития предпринимательства;
Учреждение Городского консультативного совета под председательством мэра или вице-мэра с участием предприятий для выработки совместной политики и действий;
Создание смешанной частно-государственной организации по маркетингу в туризме.
3. Разработка
рекомендаций по
3.1 Анализ альтернатив
решения основных проблем
Для
повышения престижности курортно-туристского
комплекса Сочи администрацией города
разработана и постановлением правительства
России в апреле 1997 г. утверждена Федеральная
целевая программа "Социально-экономическое
развитие города-курорта Сочи на период
до 2010 года". Основной идеей новой
экономической концепции