Телекоммуникационная
инфраструктура Дубны включает в
себя, соединяющий все микрорайоны
города гигабитный оптоволоконный магистральный
канал передачи данных, две транспортных
оптоволоконных линии связи Дубна – Москва,
оптоволоконную систему кабельного телевидения,
системы мобильной, радиорелейной и космической
связи.
Если бы Дубна
не получила статус наукограда, в ней
не появилась бы особая экономическая
зона. Возникновение технико-внедренческой
ОЭЗ – прямой результат сложившейся
за десятилетие заинтересованности
науки, местной власти и бизнеса
в инновационном развитии. Инновационная стратегия
развития города предполагает реализацию
проекта создания особой экономической
зоны технико-внедренческого типа. В рамках
отечественного законодательства особая
экономическая зона является наиболее
удобным механизмом создания максимально
благоприятных условий для ведения высокотехнологичного
бизнеса.
Члены НПК Дубны
В состав НПК
г.Дубны могут быть включены следующие
юридические лица, зарегистрированные
в установленном порядке на территории
города Дубны:
1) научные организации, учреждения высшего профессионального
образования и иные организации, осуществляющие
научную, научно-техническую и инновационную
деятельность, экспериментальные разработки,
испытания, подготовку кадров в соответствии
с приоритетными направлениями развития
науки, технологий и техники Российской
Федерации, при наличии у них в случаях,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации, государственной аккредитации;
2) организации
независимо от организационно-правовых
форм, осуществляющие производство
продукции, выполнение работ и оказание
услуг, при условии, что доля производства
наукоемкой продукции (в стоимостном выражении),
соответствующей приоритетным направлениям
развития науки, технологий и техники
Российской Федерации в течение предшествующих
трех лет, составляет не менее 50 процентов
их общего объема производства.
Включение организаций
в состав НПК г.Дубны осуществляется
на основании заявления руководителя организации.
Решение о включении
организации в состав НПК города
принимает научно-технический совет города Дубны (в дальнейшем
– НТС г.Дубны) при условии соответствия
организации выше перечисленным требованиям.
На основании решения НТС г.Дубны. Глава
города Дубны издает распоряжение о включении
организации в состав НПК г.Дубны.
Развитие научно-промышленного
комплекса Дубны в 2009 году
- Участие ОИЯИ в создании и запуске Большого адронного коллайдера.
- Создание источника резонансных нейтронов (ИРЕН).
- Создание Международного инновационного центра нанотехнологий стран СНГ, включающего центр коллективного пользования оборудованием, научно-образовательный центр и центр трансфера технологий на базе ОИЯИ и РНЦ «Курчатовский институт», с использованием возможностей особой экономической зоны в Дубне
- 28 июля 2009 г. – начало эксперимента по синтезу 117 элемента
- Проведение работ по созданию ОЭЗ.
- Формирование на базе ОЭЗ и предприятий НПК нанотехнологического кластера.
Развитие инновационной инфраструктуры
наукограда
- Бизнес - инновационные инкубаторы
- Центр подготовки и переподготовки кадров
- Центр коллективного пользования исследовательским и испытательным оборудованием
- Центр интеллектуальной собственности
- Конгресс - выставочный центр
- Наноцентр
- Участие в фондах поддержки малого инновационного бизнеса
- Создание IT-инфраструктуры
Развитие IT-инфраструктуры для
поддержки предприятий г.Дубны, работающих
в высокотехнологичных отраслях
1 Развитие канала Дубна-Москва
10х88 = 880 Гбит/с., с 10.06.2009. открыто 20 Гб/с.
2. Развитие городского
канала передачи данных протяженностью
39 км c масштабируемой пропускной
способностью 10 - 720 Гбит/с.
3. Предоставление
условий малым и средним предприятиям,
работающим в сфере информационных
технологий, по созданию центров
хранения и обработки данных,
суперкомпьютеров, проектированию
сложных технических систем
Отработка элементов национальной
инновационной системы:
1. Бюджетное софинансирование
отобранных по конкурсу инновационных
проектов:
- макетного образца экспортного варианта системы контроля надводной и подводной обстановки акваторий,
- опытного образца нового медицинского бароаппарата «Волга-101»,
- композиционных противоскользящих покрытий и элементов оборудования из композитных материалов, построен первый в Российской Федерации мост из композитных материалов,
- комплекса технических средств для введения в клиническую практику методики конформной терапии на фазотроне ОИЯИ,
- опытно-конструкторской разработки опытной установки для переработки отработанного ядерного топлива,
- программы экономии природного газа в теплоснабжении малых городов (утепление фасадов, автономные котельные ИТП, энергосберегающие жилые дома),
- визуализация образования для школьников
2. Проводится комплекс
работ по обеспечению привлекательности
города как для инвесторов, так и для приглашаемых
специалистов.
3. Начато строительство
157 квартир для молодых и высококвалифицированных специалистов, работающим
в организациях научно-производственного
комплекса или в организациях бюджетной
сферы г.Дубны
4. Развёрнуты работы
по реализации проекта по созданию в г.Дубне
Российского центра программирования:
- в Дубне начали работу IT-компании, в том числе дочерние компании ведущего экспортера программного обеспечения Группы компаний «IBS» и ведущей высокотехнологичной компании России - АФК «Система»;
- развивается инженерная и социальная инфраструктура площадок Российского центра программирования;
- проводятся мероприятия по укреплению материальной базы Университета «Дубна»;
- подписано соглашение о создании в г.Дубне Российского центра программирования;
- проект Российского центра программирования рассмотрен и поддержан Мининформсвязи РФ, Минобрнауки РФ, Правительством Российской Федерации.
На выполнение мероприятий по развитию и поддержке
социальной, инженерной и инновационной
инфраструктуры города освоено 82,68 млн.
руб. средств федерального бюджета, что
позволило разработать:
- проектную документацию по ремонту, реконструкции и строительству нового водовода и улично-дорожной сети города;
- приобрести новую технику для муниципальных коммунальных предприятий города;
- оснастить оборудованием муниципальные учреждения здравоохранения;
- разработать проектную документацию новой средней школы на 825 мест и лечебного корпуса городской больницы;
- произвести ремонт ряда учреждений общего и дополнительного образования, объектов оздоровительного лагеря «Сосновый бор».
- осуществлялось финансирование программы предоставления жилья молодым и высококвалифицированным ученым и специалистам
- продолжалось развитие муниципального магистрального оптоволоконного канала передачи данных
- за счет средств федерального бюджета – 40 млн.руб. выполнен капитальный ремонт городских дорог
- за счет средств областного бюджета – 55,8 млн. руб. проведены проектно-изыскательские работы по строительству и реконструкции детских дошкольных учреждений, а также строительство пристройки к поликлинике левобережной больницы.
Понятие особой экономической
зоны
Особая экономическая
зона - определяемая Правительством Российской
Федерации часть территории Российской
Федерации, на которой действует
особый режим осуществления предпринимательской
деятельности.
Цели создания особых экономических
зон
Особые экономические зоны создаются
в целях развития обрабатывающих отраслей
экономики, высокотехнологичных отраслей,
производства новых видов продукции, транспортной
инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной
сферы.
Типы особых экономических зон
На территории Российской Федерации
могут создаваться особые экономические
зоны следующих типов:
Промышленно-производственные
особые экономические зоны создаются на участках территории,
которые имеют общую границу и площадь
которых составляет не более чем двадцать
квадратных километров.
Технико-внедренческие
особые экономические зоны создаются не более чем на двух
участках территории, общая площадь которых
составляет не более чем три квадратных
километра.
Туристско-рекреационные
особые экономические зоны и портовые
особые экономические зоны создаются на одном или нескольких
участках территории, определяемых Правительством
Российской Федерации.
Далее в работе
речь пойдет только о технико-внедренческих ОЭЗ, где проводится
систематическое создание и внедрение
инноваций, а в промышленно-производственных,
туристических и портовых ОЭЗ инновационная
деятельность либо не ведется вовсе, либо
носит случайный характер.
Особая экономическая
зона может располагаться на территориях
нескольких муниципальных образований.
Особая экономическая зона не должна включать
в себя полностью территорию какого-либо
административно-территориального образования.
В особой экономической
зоне не допускается размещение объектов
жилищного фонда.
На территории
особой экономической зоны не допускается:
1) разработка
месторождений полезных ископаемых,
их добыча, за исключением разработки
месторождений минеральных вод,
лечебных грязей и других природных
лечебных ресурсов, их добычи, и
металлургическое производство
в соответствии с Общероссийским
классификатором видов экономической
деятельности;
2) переработка
полезных ископаемых, за исключением
промышленного розлива минеральных
вод, иного использования природных
лечебных ресурсов, и переработка
лома цветных и черных металлов;
3) производство
и переработка подакцизных товаров (за исключением
легковых автомобилей и мотоциклов).
4) правительство
Российской Федерации может определять
иные виды деятельности, осуществление
которых не допускается в особой
экономической зоне.
Условия создания особых экономических
зон
Особые экономические
зоны могут создаваться только на
земельных участках, находящихся
в государственной и (или) муниципальной
собственности.
На момент создания
особой экономической зоны:
1 Земельные
участки, образующие ее территорию,
за исключением земельных участков, которые предоставлены
для размещения и использования объектов
инженерной инфраструктуры и на которых
размещены такие объекты, не должны находиться
во владении и (или) в пользовании граждан
и юридических лиц, за исключением образовательных
и (или) научно-исследовательских организаций.
2 На земельных
участках, образующих ее территорию,
могут быть расположены только
объекты, находящиеся в государственной
и (или) муниципальной собственности
и не находящиеся во владении
и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме
объектов инженерной и транспортной инфраструктур),
за исключением образовательных и (или)
научно-исследовательских организаций.
Создание и прекращение существования
особых экономических зон
1. Решение о
создании особой экономической зоны на территориях
субъекта Российской Федерации и муниципального
образования принимается Правительством
Российской Федерации и оформляется постановлением
Правительства Российской Федерации.
2. Высший исполнительный
орган государственной власти
субъекта Российской Федерации
совместно с исполнительно-распорядительным
органом муниципального образования подает
в Правительство Российской Федерации
заявку на создание особой экономической
зоны с обоснованием целесообразности
и эффективности ее создания для решения
задач федерального, регионального и местного
значения. Порядок оформления и подачи
заявки на создание особой экономической
зоны, в том числе перечень документов,
прилагающихся к заявке, определяется
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной
власти.
3. Отбор заявок
на создание особых экономических
зон одного типа осуществляется
на основе конкурсного отбора.
Положение о проведении конкурса
по отбору заявок утверждается
уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.