Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:28, курсовая работа
Инновационный менеджмент - менеджмент системный. Всегда ощущается недостаток горизонтальных связей между отраслями научных знаний, недостаток интеграции различных дисциплин ради решения важнейших проблем общества. Творческий инновационный менеджмент рассматривает проблемы в их целостности. Менеджмент инноваций является передовым краем современной науки управления. Специалисты отмечают, что если в области предпринимательской деятельности большинство нашего населения пассивно и безграмотно, то в области коммерциализации новых научных знаний оно безграмотно вдвойне.
Введение
1 Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
1.1 Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание
1.2 Нововведение – как объект инновационного менеджмента
2 Стратегии инновационного менеджмента
2.1 Характеристика стратегий предприятий на рынке
2.2 Виды стратегий инновационной деятельности
2.3 Опыт применения инновационных стратегий
Список литературы
План
Введение
1 Возникновение, особенности
и объект изучения
1.1 Инновационный менеджмент:
причины возникновения,
1.2 Нововведение – как
объект инновационного
2 Стратегии инновационного менеджмента
2.1 Характеристика стратегий предприятий на рынке
2.2 Виды стратегий инновационной деятельности
2.3 Опыт применения инновационных стратегий
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Инновационный менеджмент -
относительно новое направление
менеджмента. Это понятие стало
широко употребляться с тех пор,
как наука, технологии, инновации
превратились в развитых странах
в ключевой фактор экономических
стратегий и конкуренции на рынках.
Инновационный менеджмент связан с
профессиональной реализацией функции
управления, прежде всего, на корпоративном
уровне. Особенно следует подчеркнуть,
что инновационный менеджмент имеет
органическую связь с явлениями,
породившими в свое время концепцию
стратегического менеджмента. Он изучает
ряд особых законов и требований
управления современными корпорациями
и развития предпринимательства. Вместе
с тем поведение фирм, корпораций,
инновационных
Инновационный менеджмент - это менеджмент научно-технических и интеллектуальных ресурсов. Понятие ресурсов включает в себя науку, технологию и информацию, которые не являются бесплатными экономическими благами. Они представляют собой активы, которые следует планировать, использовать, зарабатывать и возобновлять.
Инновационный менеджмент - менеджмент системный. Всегда ощущается недостаток горизонтальных связей между отраслями научных знаний, недостаток интеграции различных дисциплин ради решения важнейших проблем общества. Творческий инновационный менеджмент рассматривает проблемы в их целостности. Менеджмент инноваций является передовым краем современной науки управления. Специалисты отмечают, что если в области предпринимательской деятельности большинство нашего населения пассивно и безграмотно, то в области коммерциализации новых научных знаний оно безграмотно вдвойне.
Инновационный менеджмент изучает
экономические, организационно-управленческие,
социально-психологические и
1 Возникновение, особенности и
объект изучения
1.1 Инновационный менеджмент: причины
возникновения, сущность и
В современных условиях развития
менеджмента, характерного для любого
предприятия в целом, выделяются
отдельные его разновидности, использующие
специфические формы, технологии, методы
управления в зависимости от сферы
деятельности предприятия или вида
хозяйственной деятельности. Инновационный
менеджмент представляет собой одну
из таких разновидностей, непосредственным
объектом которого выступают инновации.
Причинами его появления стали
проблемы в инновационном
1. Спонтанность создания новых знаний.
2. Потребность в выработке
методов, с помощью которых
можно ускорить процесс
3. Неприменение новшеств
в нужном направлении и
4. Противоречия между старым
и новым, которые порождают
социальные и психологические
проблемы реализации
Рассмотрим их более подробно. Развитие науки происходит под влиянием двух групп факторов:
внешних, связанных с потребностями отдельного человека, социальных групп, общества в целом, производственной сферы и т.д.;
внутренних, которые обусловлены сущностью самой науки, отражают логику ее становления и развития.
Преимущественное воздействие первой или второй группы факторов приводит к спонтанности создания новых знаний, не ориентированных на конкретного потребителя, либо не учитывающих внутренние закономерности развития науки в той или иной сфере. Возникает необходимость в управлении этим процессом.
Современный этап развития науки, техники, экономики и всего общества характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. С одной стороны, отдельно взятый человек не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой же, человечество постоянно их пополняет. Появляется потребность в формировании специальных методов, которые позволили бы вести поиск новых знаний с меньшими эвристическими (творческими) затратами и соответственно потребность в управлении творческим потенциалом создателей новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации.
Новые решения, полученные в технике, экономике или в других областях, подлежит внедрить в практику. Но далеко не всякую идею можно претворить в данном направлении. Многие плодотворные решения вообще не используются; зачастую же насильно внедряются идеи бесперспективные. Управление внедрением новшеств становится более чем актуальным.
Внедрение чего-то нового практически всегда сопровождается противоречиями со старым, что приводит к социальным и психологическим проблемам реализации нововведений. Поэтому возникает необходимость в управлении социальными и психологическими аспектами нововведений.
Исходя из всего вышесказанного,
инновационный менеджмент можно
представить как процесс
Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах:
· как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научными исследованиями и разработками;
· как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и прогнозирования;
· как аппарат управления
инновациями, представляющий собой
структурное оформление инновационной
сферы и включающий систему специализированных
органов управления инновациями
и руководителей различных
Однако в каком бы аспекте не рассматривался инновационный менеджмент, как и любое иное направление менеджмента, он связан с реализацией функции управления, главным образом, на уровне отдельного предприятия.
Вместе с тем инновационный
менеджмент трудно понять вне анализа
современных направлений
Целью изучения является овладение теоретическими основами управления инновационной деятельностью и умение применить их на практике при решении задач по выводу системы из кризисной ситуации, имея в виду при этом ее инновационную восприимчивость.
Под инновационной восприимчивостью
следует понимать восприимчивость
хозяйствующих субъектов к
· в более высоком
качестве, конкурентоспособности и
потребительских свойствах
· в более высоком
технико-экономическом уровне производства,
который обеспечивает низкие издержки
производства, высокое качество продукции,
совершенную организацию
1.2 Нововведение – как объект инновационного менеджмента
Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод, которого означает «введение новаций». То есть, с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое каче-ство – становится нововведением (инновацией).
Впервые понятие «инновация»
появилось в научных
§ использование новой
техники, технологических процессов,
нового рыночного обеспечения
§ внедрение продукции с новыми свойствами;
§ использование нового сырья;
§ изменение в организации производства;
§ появление новых рынков сбыта.
Им же, впервые, в работе « Капитализм, социализм и демократия» (30-е годы) употребляется в экономике и термин «инновация». Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: "Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций ... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития".
В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности нововведения. В одном случае нововведение - это результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом - процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов и т.д. вместо действующих. В целях упорядочения терминологии специалистами предлагается ввести два понятия: нововведение и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и т. д.) и нововведению как процессу переноса новшества в сферу его применения.
Нетрадиционный, отличный от
других, подход к определению сущности
нововведения предложил А.А. Кутейников,
определяя его как новый способ
удовлетворения сложившихся общественных
потребностей, дающий прирост полезного
эффекта и, как правило, основанный
на достижениях науки и техники.
Отсюда, оно обладает двумя свойствами:
новизной применения данной потребительной
стоимости для удовлетворения некой
общей потребности (рыночной новизной)
и новизной, лежащей в основе нововведения,
научной идеи иди технического решения
(научно-технической новизной). Сама
экономическая природа
Согласно четвертому, так
называемому финансовому
2 СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО
2.1 Характеристика стратегий
Управление инновационными
процессами предполагает способность
прогнозировать и принимать во внимание
взаимосвязи и
Роль стратегии управления
инновациями заключается в
· быстрое и рациональное внедрение достижений научно-технического прогресса для осуществления основной функции предприятия по производству качественных товаров и услуг;
· эффективное использование ресурсов, необходимых для инновационной деятельности;
· использование творческой
инициативы работников предприятия
и достижений других организаций, внутренней
и внешней научно-
· определение стратегии развития отдельных видов производств, отношений с потребителями и конкурентами с учетом конъюнктуры рынка.
Ключевую роль в управлении инновациями играет выбор стратегии поведения предприятия на рынке. Выделяют четыре основных стратегии, которых придерживаются предприятия: активно наступательная, умеренно наступательная, оборонительная, остаточная стратегии / 7 /.
1. Активно наступательная
стратегия означает постановку
цели стать первым, ведущим предприятием
с точки зрения инноваций на
определенном участке