Анализ финансового состояния предприятия ООО «Рассвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования. Следует сказать, что предприятия приобретают самостоятельность, несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия...….. 6
1.1. Понятие финансового анализа предприятия и задачи его анализа..…….. 6
1.2. Методика и методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………........................................ 8
1.3. Характеристика показателей финансового состояния предприятия…… 14
1.3.1. Анализ структуры и динамики бухгалтерского баланса……………… 14
1.3.2. Анализ финансовой устойчивости...……………………………………. 15
1.3.3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия…………… 17
1.3.4. Анализ деловой активности предприятия……………………………… 20
1.3.5. Анализ рентабельности предприятия…………………………………... 22
2. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия ООО «Рассвет»………………………………………………………………………... 24
2.1. Экономическая характеристика предприятия ООО «Рассвет»…………. 24
2.2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «Рассвет»…………. 27
2.2.1. Общая оценка структуры и динамики бухгалтерского баланса……… 27
2.2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «Рассвет».…… 31
2.2.3. Анализ показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Рассвет»………………………………………………………………………... 33
2.2.4. Анализ деловой активности предприятия ООО «Рассвет»….………... 37
2.2.5. Анализ рентабельности предприятия ООО «Рассвет»………………... 39
3. Пути укрепления финансового состояния предприятия ООО «Рассвет»... 42
3.1. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия ООО «Рассвет»…………………………………………………………………. 42
3.2. Мероприятия по укреплению финансового состояния предприятия ООО «Рассвет»…………...…………………………………………………………… 43
Заключение……………………………………………………………………… 52
Список литературы…………………………………………………………...… 56
Приложения………….………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Рассвет.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

      Цель и задачи анализа.

      Объекты анализа

      Система показателей.

      Описание способов исследования.

      Источники данных.

      Указания по организации анализа, подбору технических средств.

      Требования к оформлению результатов анализа.

      Субъекты (потребители) результатов анализа.

Этапы методика комплексного анализа:

1.        Уточняются объекты, цель и задачи анализа.

2.        Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, характеризующих данный объект.

3.        Сбор и подготовка информации к анализу.

4.        Сравнение результатов деятельности с планом, с данными прошлых периодов, со средними и лучшими по отрасли и т.д.

5.        Факторный анализ.

6.        Выявление неиспользованных и перспективных резервов.

7.        Общая оценка результатов анализа, разработка мероприятий по выявленным недостаткам и резервам.

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляют методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики, математики.

Вся экономическая информация представлена в виде различных показателей, которые должно точно и полно отражать сущность изучаемых явлений и процессов. Существует множество аналитических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Их систематизация производится по различным признакам:

-           количественные (например, объем продукции, численность работников) и качественные (производительность труда, рентабельность);

-           общие, т.е. используемые для всех отраслей экономики, и специфические (зольность угля, жирность молока);

-           обобщающие (например, часовая выработка продукции одним работником), частные (затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида) и вспомогательные (косвенные) (количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ);

-           абсолютные и относительные (соотношение двух абсолютных, выражаемое в процентах, коэффициентах или индексах);

-           натуральные (масса, длина и т.д.) и стоимостные;

-           факторные и результативные;

-           нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные).

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов, которые условно можно разделить на три большие группы: логико-экономические, экономико-математические и эвристические.

1) Логико-экономические приемы – отличаются своей простотой и не требуют сложного аппарата.

К ним относятся следующие приемы:

-         сравнения;

-         группировок;

-         абсолютных, относительных и средних величин;

-         балансовый;

-         долевого участия;

-         коэффициентный;

-         горизонтальный;

-         вертикальный;

-         табличный;

-         графический;

-         цепных подстановок;

-         интегральный;

-         пропорционального деления и др.

Центральное место в них занимает сравнение. При них необходимо выбрать базу сравнения и обеспечить сопоставимость сравниваемых объектов.

Базой сравнения выступают:

-           плановые показатели, которые сопоставляются самими предприятиями;

-           показатели предшествующих периодов, с помощью которых определяется динамика развития отдельных сторон производства;

-           показатели, которые должны быть достигнуты предприятием согласно проекту.

Здесь ориентируются не только количественные, но и качественные показатели, такие как:

      рентабельность производства;

      окупаемость затрат;

      себестоимость продукции (издержки обращения);

      фондоотдача;

      фондоемкость;

      оборачиваемость оборотных средств и др.

С помощью сравнения определяют тенденцию к росту, особенно когда наблюдается стагнация, когда ориентируются на лучшие конкурентоспособные предприятия, их сильные и слабые стороны, «узкие места» своего производства, производится сравнение с зарубежной продукцией.

Метод группировки позволяет группировать показатели по однородным признакам, например:

      выпускаемой продукции;

      объему продукции;

      степени специализации;

      степени концентрации и др.

Метод относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования ( баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:

      простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;

      анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в графической форме результаты факторного анализа.

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков ( линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур).

Основные формы графиков – это диаграммы. По своей форме они бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

Способ абсолютных разниц – применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе.

Способ относительных разниц – используется при изучении относительных отклонений по изучаемым факторам и результативным показателям.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

2) Экономико-математические методы вызваны причинами:

      усложнения производства;

      усиления влияния рыночных факторов;

      увеличения цены и др.

3)Эвристические (психологические) методы – в их основе лежит эвристика – наука о творческом мышлении, что приводит к абсолютно новым решениям, изобретениям, открытиям.

Эти методы используют приемы:

-           аналогии, которые предусматривают использование подобного известного решения;

-           прием инверсии, суть которого заключается в применении системы «наоборот»;

-           прием «мозгового штурма», представляющего метод генерирования новых идей путем творческого содружества группы специалистов;

-           прием «коллективного блокнота», когда независимые идеи сочетаются с коллективной оценкой и процессом выработки решения.

1.3. Характеристика показателей финансового состояния предприятия

1.3.1. Анализ структуры и динамики бухгалтерского баланса

Анализ финансового состояния предприятия начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.

Баланс предприятия - способ отражения в денежной форме состояния, размещения, использования средств предприятия по их отношению к источникам финансирования.

Бухгалтерский баланс - сводная ведомость, отражающая в денежной форме средства предприятия по их состоянию, размещению, использованию и источникам образования.

Бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива, которые в свою очередь состоят из разделов и по каждому из них подводятся итоги.

Под активами обычно понимают имущество (ресурсы предприятия), в которое инвестированы деньги. Статьи актива располагаются в зависимости от степени ликвидности (подвижности) имущества, т.е. от того, насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива баланса также строятся в порядке возрастания ликвидности.

Пассив бухгалтерского баланса отражает источники финансирования средств предприятия, сгруппированные на определенную дату по их принадлежности и назначению. Иными словами пассив показывает величину средств (капитала), вложенных в хозяйственную деятельность предприятия и степень участия в создании имущества предприятия.

Важно знать, особенность анализа структуры баланса – это определение взаимосвязей между активом и пассивом баланса, так как в процессе торговой деятельности идет постоянная трансформация отдельных элементов актива и пассива баланса. Каждая группа пассива функционально связана с определенной частью актива баланса.

1.3.2.Анализ финансовой устойчивости

Финансовая устойчивость – внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.

Финансово устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Основой финансовой устойчивости являются рациональная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяют основное внимание.

Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, соотношением собственных и заемных средств. Но этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому для более точного анализа принято использовать общепринятую систему показателей.

1) Коэффициент автономии Ка характеризует независимость финансового положения предприятия от заемных источников средств и показывает долю собственных средств СК в валюте баланса Б. Рекомендованное значение данного показателя более 0,5 и чем оно выше, тем финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие.

Ка = СК / Б                              (1)

2) Коэффициент задолженности Кз показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Он рассчитывается как отношение суммы заемных средств ЗК к величине собственных средств СК. Рекомендовано значение данного коэффициента 0,67.

Кз = ЗК / СК                           (2)

3)                    Коэффициент самофинансирования Кс показывает соотношение между собсвеннным СК и заемным ЗК капиталом. Рекомендованное значение данного показателя – равное или больше 1. Он указывает на возможность покрытия собственным капиталом заемных средств.

Кс = СК / ЗК                                  (3)

4)                    Коэффициент маневренности Км показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая капитализирована. Он рассчитывается как отношение суммы собственных оборотных средств (готовая продукция и денежные средства) СОС к величине собственных средств СК. Рекомендованное значение данного показателя от 0,2 до 0,5 и, чем ближе его значение к 0,5, тем больше у предприятия возможностей для финансового маневра.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия ООО «Рассвет»