Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать важнейшие рынки монополистической конкуренции в Республике Беларусь.
Для раскрытия данной темы необходимо решить задачи:
Изучить рынок монополистической конкуренции
Рассмотреть сходства и различия с другими моделями рынка
Проанализировать формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции
Исследовать формы дифференциации продукта
Рассмотреть рекламу как метод ведения конкурентной борьбы
Изучить краткосрочный и долгосрочный периоды функционирования фирмы
Проанализировать экономическую эффективность фирмы на рынке монополистической конкуренции
Введение.
Характеристика монополистической конкуренции…………………4
Понятие «монополистической конкуренции»…………………..4
Характеристика рынка монополистической конкуренции……..6
Формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции…8
Формы дифференциации продукции…………………………….9
Реклама …………………………………………………………….10
Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………...13
Экономическая эффективность на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………..15
2.1. Анализ рынка общественного питания РБ……………………………….17
2.2. Реализация маркетинговой деятельности на предприятии общественного питания……………………………………………………………………………25
Заключение.
Список литературы.
Введение.
2.1. Анализ рынка общественного питания РБ……………………………….17
2.2. Реализация
маркетинговой деятельности на
предприятии общественного
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Рынок монополистической конкуренции является промежуточным между монополией и совершенной конкуренцией. Но, если рынки монополии и совершенной конкуренции являются идеальными, то рынок монополистической конкуренции, также как и олигополии, является реальным, существующим в реальной жизни.
Понятие «монополистической конкуренции» впервые упоминается в книге Эдуарда Чемберлина (1899 – 1967) «Теория монополистической конкуренции», которая была опубликована в 1933 году.
Примерами
рынка монополистической
Цель данной работы – проанализировать важнейшие рынки монополистической конкуренции в Республике Беларусь.
Для раскрытия данной темы необходимо решить задачи:
При
написании работы использованы материалы
отечественных и зарубежных авторов.
Монополистическая конкуренция - ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между ситуациями свободного рынка и монополии. Понятие «монополистическая конкуренция» ввел в экономическую теорию Э. Чемберлин. Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия - взаимоисключающие понятия, и которая отдельные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). В теории Чемберлина монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования. Напомню, что условиями, порождающие монополию, по Чемберлину, являются: патентные права, репутация фирмы, невоспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность предложения. Этот тип монополий стал предметом анализа английского экономиста Дж. Робинсон.
Монополистически конкурентная отрасль — это отрасль, включающая множество фирм, производящих сходные, но не идентичные виды продукции.1
Главным
условием овладения рынком является,
по мнению Э.Чемберлина, контроль над
предложением, а значит, и ценой,
который достигается
При помощи концепции «монополистической конкуренции» Чемберлин дает новое объяснение механизму ценообразования на рынках. Монополизация рынка со стороны продавца приводит к нарушению равновесной цены в сторону ее повышения. Дифференцируя продукт, предприниматель получает возможность увеличивать свой доход через ограничение предложения и повышение цен.
В масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к росту цен, снижению выпускаемых объемов продукции, росту безработицы. Постоянным становится феномен избытка мощностей – появляются недогруженные производственные мощности. Выпуск продукции можно было бы увеличить, но для соответствующего увеличения сбыта потребовалось бы понизить цены. Однако Чемберлин особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.
Однако у «монополистической конкуренции» есть и позитивные моменты, проявляющиеся в улучшении качества продукции, обслуживания потребителей, росте номенклатуры выпускаемых товаров. Факторы «неценовой» конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, поэтому отрицательные последствия «монополистической конкуренции» выступают как неизбежная плата за дифференцированное потребление. Таким образом, на основе своего учения о дифференциации продукта Чемберлин предлагает новое объяснение депрессивной экономики 30-х годов ХХ в.
Книга
Э.Чемберлина оказала на западную экономическую
мысль весьма заметное влияние. Автор
«Теории монополистической конкуренции»
представил интерпретацию рыночных структур,
которые ранее не анализировались в рамках
прежней теории совершенной конкуренции.
Его усилиями была создана новая модель
цены для условий монополистической конкуренции,
являющаяся существенным дополнением
теории А.Маршалла.2
Рынок
с монополистической
Рынок монополистической конкуренции, как и рынок олигополии, является промежуточным между рынками монополии и совершенной конкуренции.
Совершенная
конкуренция
Рис. 1. Усиление рыночной власти
Так,
монополистическая конкуренция, как
и совершенная конкуренция, характеризуется
наличием множества фирм. На этих рынках
исключается полный контроль, а также
имеется невысокий барьер для вступления
в отрасль.
В экономике существуют два вида конкуренции, различающиеся по методам на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.
Конкуренты не обязательно должны отвечать аналогичным снижением цены. Возможность снижения цены каждым из конкурентов ограничивается его полными издержками на единицу продукции. Продажа продуктов по цене ниже их полной себестоимости называется демпингом. Коммерческая компания может продолжительное время продавать свои продукты по цене ниже их полной себестоимости только при наличии дополнительного внешнего финансирования. Но поскольку любая коммерческая компания ориентирована на получение прибыли, то при демпинге она либо рассчитывает окупить эти убытки в будущем, либо низкие цены на продукт позволяют ей получать другие, неочевидные или недоступные для остальных участников рынка выгоды уже сейчас.
К
ценовой конкуренции
Различают:
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, но уникальные свойства продукта, его качество и технические характеристики будут основными критериями при выборе и покупке данного товара. Именно характеристики товара повышают конкурентоспособность товара, а также привлекают на рынок новых покупателей.
Основными
формами неценовой конкуренции
на рынке монополистической
Общими
чертами монополии и
Дифференциация продукции приводит к распаду рынка на самостоятельные части.
Выделяют такие формы дифференциации продукции: