Анализ рынка общественного питания РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать важнейшие рынки монополистической конкуренции в Республике Беларусь.
Для раскрытия данной темы необходимо решить задачи:
Изучить рынок монополистической конкуренции
Рассмотреть сходства и различия с другими моделями рынка
Проанализировать формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции
Исследовать формы дифференциации продукта
Рассмотреть рекламу как метод ведения конкурентной борьбы
Изучить краткосрочный и долгосрочный периоды функционирования фирмы
Проанализировать экономическую эффективность фирмы на рынке монополистической конкуренции

Содержание

Введение.
Характеристика монополистической конкуренции…………………4
Понятие «монополистической конкуренции»…………………..4
Характеристика рынка монополистической конкуренции……..6
Формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции…8
Формы дифференциации продукции…………………………….9
Реклама …………………………………………………………….10
Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………...13
Экономическая эффективность на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………..15
2.1. Анализ рынка общественного питания РБ……………………………….17
2.2. Реализация маркетинговой деятельности на предприятии общественного питания……………………………………………………………………………25
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 550.50 Кб (Скачать документ)

Введение.

  1. Характеристика монополистической конкуренции…………………4
    1. Понятие «монополистической конкуренции»…………………..4
    2. Характеристика рынка монополистической конкуренции……..6
    3. Формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции…8
      1. Формы дифференциации продукции…………………………….9
      2. Реклама …………………………………………………………….10
    4. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции……………………………………...13
    5. Экономическая эффективность на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………..15

2.1.  Анализ рынка общественного питания РБ……………………………….17

2.2.  Реализация  маркетинговой деятельности на  предприятии общественного питания……………………………………………………………………………25

Заключение.

Список литературы.

 

Введение.

     Рынок монополистической конкуренции  является промежуточным между монополией и совершенной конкуренцией. Но, если рынки монополии и совершенной конкуренции являются идеальными, то рынок монополистической конкуренции, также как и олигополии,  является реальным, существующим в реальной жизни.

     Понятие «монополистической конкуренции» впервые упоминается в книге Эдуарда Чемберлина (1899 – 1967) «Теория монополистической конкуренции», которая была опубликована в 1933 году.

     Примерами рынка монополистической конкуренции являются большинство отраслей сферы обслуживания (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сфера банковских услуг), в производящих отраслях — производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров.

     Цель  данной работы – проанализировать важнейшие рынки монополистической конкуренции в Республике Беларусь.

     Для раскрытия данной темы необходимо решить задачи:

  1. Изучить рынок монополистической конкуренции
  2. Рассмотреть сходства и различия с другими моделями рынка
  3. Проанализировать формы конкуренции на рынке монополистической конкуренции
  4. Исследовать формы дифференциации продукта
  5. Рассмотреть рекламу как метод ведения конкурентной борьбы
  6. Изучить краткосрочный и долгосрочный периоды функционирования фирмы
  7. Проанализировать экономическую эффективность фирмы на рынке монополистической конкуренции

    При написании работы использованы материалы  отечественных и зарубежных авторов. 

    1. Понятие «монополистической конкуренции»

     Монополистическая конкуренция - ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между ситуациями свободного рынка и монополии. Понятие «монополистическая конкуренция» ввел в экономическую теорию Э. Чемберлин. Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия - взаимоисключающие понятия, и которая отдельные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). В теории Чемберлина монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования. Напомню, что условиями, порождающие монополию, по Чемберлину, являются: патентные права, репутация фирмы, невоспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность предложения. Этот тип монополий стал предметом анализа английского экономиста Дж. Робинсон.

     Монополистически конкурентная отрасль — это отрасль, включающая множество фирм, производящих сходные, но не идентичные виды продукции.1

     Главным условием овладения рынком является, по мнению Э.Чемберлина, контроль над  предложением, а значит, и ценой, который достигается дифференциацией  продукта – наличием у товара какого-либо отличительного признака.

     При помощи концепции «монополистической конкуренции» Чемберлин дает новое  объяснение механизму ценообразования  на рынках. Монополизация рынка со стороны продавца приводит к нарушению  равновесной цены в сторону ее повышения. Дифференцируя продукт, предприниматель получает возможность увеличивать свой доход через ограничение предложения и повышение цен.

     В масштабах всего общества переход  к состоянию монополистической  конкуренции ведет к росту  цен, снижению выпускаемых объемов  продукции, росту безработицы. Постоянным становится феномен избытка мощностей – появляются недогруженные производственные мощности. Выпуск продукции можно было бы увеличить, но для соответствующего увеличения сбыта потребовалось бы понизить цены. Однако Чемберлин особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

     Однако  у «монополистической конкуренции» есть и позитивные моменты, проявляющиеся в улучшении качества продукции, обслуживания потребителей, росте номенклатуры выпускаемых товаров. Факторы «неценовой» конкуренции побуждают фирмы искать новые «ниши» потребностей покупателей, поэтому отрицательные последствия «монополистической конкуренции» выступают как неизбежная плата за дифференцированное потребление. Таким образом, на основе своего учения о дифференциации продукта Чемберлин предлагает новое объяснение депрессивной экономики 30-х годов ХХ в.

     Книга Э.Чемберлина оказала на западную экономическую мысль весьма заметное влияние. Автор «Теории монополистической конкуренции» представил интерпретацию рыночных структур, которые ранее не анализировались в рамках прежней теории совершенной конкуренции. Его усилиями была создана новая модель цены для условий монополистической конкуренции, являющаяся существенным дополнением теории А.Маршалла.2 
 
 
 

    1. Характеристика  рынка монополистической  конкуренции

     Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • Наличие множества продавцов и покупателей. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её конкурентами. Количество продавцов обуславливает тот факт, что последние не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают объёмы продаж и устанавливают цены на свою продукцию, в отличие от ситуации олигополии, когда на рынке одного товара действует лишь несколько крупных продавцов;
  • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок – вход на данный отраслевой рынок не затруднён такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько лёгок, как при совершенной конкуренции: вновь пришедшие фирмы часто испытывают трудности. Примерами отраслей с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынки ювелирных изделий; женской, мужской или детской одежды; обуви; безалкогольных напитков; книг, а также рынки различных услуг – парикмахерские и т.п.;
  • Разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Хотя на отраслевом рынке продаются товары одного типа, при монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Специфичность товара даёт каждому продавцу определённую степень монопольной власти над ценой: на престижные товары (например, туфли «Dolce&Gabbanna» , ручки «Parker», духи «Chanel») цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой торговой марки или не столь блестяще разрекламированные;
  • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка
  • Некоторый контроль над ценами. Несмотря на относительно большое количество фирм, монополистические конкуренты в определённой степени способны контролировать цены на свои продукты. Если потребители предпочитают продукты конкретных продавцов, то в пределах некоторых ограничений они готовы платить больше за удовлетворение своих потребностей
  • Наличие неценовой конкуренции. Очень часто в условиях монополистической конкуренции фирмы, соперничая друг с другом, не используют ценовую конкуренцию, но зато активно применяют различные способы неценовой конкуренции и в особенности рекламу. При неценовой конкуренции эпицентром соперничества между производителями становятся такие неценовые параметры продукции, как её новизна, качество, надёжность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство эксплуатации, условия послепродажного обслуживания и др. Фирмы на рынках с монополистической конкуренцией стремятся всеми способами убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов в лучшую сторону. Монопольно конкурентные рынки непрерывно разрабатывают новые товары и улучшают уже имеющиеся. Улучшение товара может быть незначительным, однако многие потребители действительно откликаются на изменение характеристик товара, что позволяет фирме извлекать дополнительную прибыль до тех пор, пока эти улучшения не будут взяты на вооружение её конкурентами.

      Рынок монополистической конкуренции, как и рынок олигополии, является промежуточным между рынками монополии и совершенной конкуренции.    

Совершенная                     Монополистическая                   Олигополия                               Монополия

конкуренция                       конкуренция

                        Рис. 1. Усиление рыночной власти

     Так, монополистическая конкуренция, как  и совершенная конкуренция, характеризуется наличием множества фирм. На этих рынках исключается полный контроль, а также имеется невысокий барьер для вступления в отрасль. 
 
 

    1. Формы конкуренции на рынке  монополистической  конкуренции

     В экономике существуют два вида конкуренции, различающиеся по методам на ценовую  и неценовую.

     Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более  низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.

     Конкуренты  не обязательно должны отвечать аналогичным  снижением цены. Возможность снижения цены каждым из конкурентов ограничивается его полными издержками на единицу продукции. Продажа продуктов по цене ниже их полной себестоимости называется демпингом. Коммерческая компания может продолжительное время продавать свои продукты по цене ниже их полной себестоимости только при наличии дополнительного внешнего финансирования. Но поскольку любая коммерческая компания ориентирована на получение прибыли, то при демпинге она либо рассчитывает окупить эти убытки в будущем, либо низкие цены на продукт позволяют ей получать другие, неочевидные или недоступные для остальных участников рынка выгоды уже сейчас.

     К ценовой конкуренции целесообразно  прибегать при выполнении двух условий. Во-первых, если вы уверены, что цена является для вашего потенциального потребителя решающим фактором при выборе между конкурирующими продуктами. Во-вторых, обычно к ценовой конкуренции прибегают компании, добившиеся отраслевого лидерства в издержках - в этом случае можно получать прибыль даже при таких ценах, когда все остальные игроки уже работают в убыток.

     Различают:

  • прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;
  • скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.3

      При неценовой  конкуренции роль цены нисколько  не уменьшается, но уникальные свойства продукта, его качество и технические  характеристики будут основными  критериями при выборе и покупке  данного товара. Именно характеристики товара повышают конкурентоспособность товара, а также привлекают на рынок новых покупателей.

      Основными формами неценовой конкуренции  на рынке монополистической конкуренции  являются дифференциация продукта, улучшение  его потребительских и качественных свойств, реклама. 

      1. Формы дифференциации продукции

     Общими  чертами монополии и монополистической  конкуренции является дифференциация продукции.

     Дифференциация  продукции приводит к распаду рынка на самостоятельные части.

  Выделяют  такие формы дифференциации продукции:

  • Дифференциация по качеству. У каждого продукта свои потребительские свойства. Например, мобильный телефон обладает такими свойствами, как дизайн, качество сборки, объём памяти, ёмкость аккумулятора и т.д. Часто продукт выигрывает в одних свойствах и проигрывает в других.  В нашем примере увеличение ёмкости аккумулятора приведёт к увеличению продолжительности работы телефона. Благодаря возможности улучшения качества продукта, производитель будет расширять ассoртимент  продуктов. Продукты также могут иметь разные дополнительные потребительские свойства, которые влияют на легкость или удобство его использования, например, разные упаковки, расфасовки и т.д.
  • Дифференциация по местоположению продукта. Товары, находящиеся в разных магазинах, являются различными товарами.
  • Диффeрeнциaция, связaннaя со стимулированием cбытa, в том числе:
  1. использование торговых марок и знаков, которое создает иногда мнимые качественные различия между товарами. Так, определенный процент потребителей на тестовых испытаниях не может отличить "свою" марку от других, хотя в обычной жизни покупает только ее;

Информация о работе Анализ рынка общественного питания РБ