Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть понятие себестоимости продукции, ее анализа и выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижения затрат на производство.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы анализа затрат и себестоимости продукции….4
1.1 Понятие издержек и себестоимости продукции……………………………..4
1.2 Классификация затрат, образующих издержки…………………………...9
1.3 Понятие анализа себестоимости продукции………………………………..13

Глава 2. Анализ себестоимости продукции на примере ООО «Радуга» ……....23
2.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции………………….23
2.2 Анализ издержкоемкости продукции………………………………………28
2.3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции……………………..33
2.4. Анализ прямых материальных затрат……………………………………..37
2.5. Методика определения резервов снижения себестоимости продукции…42
Заключение ………………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

курсовая гр.09-310 Загиров О. Ш.++.doc

— 393.50 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» в г. Пскове

 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономический анализ»

Тема: «Анализ себестоимости продукции»

 

 

Проверил:

доцент, к. э. н. Ждановская Е. Г.

Выполнил:

студент 3 курса, гр.09-310

(№ з/к 095010)

Загиров Олег Шихшабекович

Тел. 8-905-238-0870

 

 

г. Псков

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………3                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Глава 1. Теоретические основы анализа затрат и себестоимости продукции….4

 1.1 Понятие издержек и себестоимости продукции……………………………..4

 1.2 Классификация затрат, образующих издержки…………………………...9

 1.3 Понятие анализа себестоимости продукции………………………………..13

 

Глава 2. Анализ себестоимости продукции на примере ООО «Радуга» ……....23

2.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции………………….23

2.2 Анализ издержкоемкости продукции………………………………………28

2.3. Анализ себестоимости  отдельных видов продукции……………………..33

2.4. Анализ прямых  материальных затрат……………………………………..37

2.5. Методика определения  резервов снижения себестоимости  продукции…42

Заключение  ………………………………………………………………………..46                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Список  используемой литературы……………………………………………….47                                                                    

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к рыночной экономике себестоимость  продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Себестоимость продукции является главным ценообразующим фактором. Выживание  субъекта хозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способности поддерживать оптимальный уровень себестоимости продукции. Решение этой задачи зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются стратегия в своей конкурентной среде и эффективность использования ресурсов. В соответствии с выбранной стратегией производитель относится к категории с низкой себестоимостью на массовом рынке или с хорошо зарекомендованными изделиями в роли игрока в нише рынка. Если производитель относится к категории работающего на массовом рынке, то необходима концентрация на себестоимости. Не меньшее внимание себестоимости должны уделять и производители, работающие в нише рынка, а также все другие субъекты хозяйствования, так как всем необходимо иметь достаточно высокий уровень рентабельности, обеспечивающий воспроизводство и расширение их деятельности.

Цель работы – рассмотреть понятие себестоимости  продукции, ее анализа и выявление  возможностей более рационального  использования производственных ресурсов, снижения затрат на производство.

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1 Понятие  издержек и себестоимости продукции

          Важным показателем, характеризующим  работу предприятий, является  себестоимость продукции, работ  и услуг. От ее уровня зависят  финансовые результаты деятельности  предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости  продукции работ и услуг позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа  себестоимости продукции являются следующие показатели:

  • полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
  • затраты на рубль продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные статьи затрат;
  • затраты по центрам ответственности.

Планирование  и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным  статьям расходов[3,c.50].

Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.

Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.

Различают также  затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

Затраты классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.

Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

Важное значение в процессе управления затратами  имеет их деление на постоянные и  переменные в зависимости от объема деятельности организации. Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные  затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате и др., расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.

Предприятию более  выгодно, если на единицу продукции  приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции очень  важно правильно определить сумму  постоянных и переменных затрат.

Внешние и внутренние издержки

Опираясь на понятие вмененных издержек можно сказать, что издержки - это те выплаты которые должен сделать предприниматель для того чтобы отвлечь необходимые ему факторы от альтернативного применения. Эти выплаты могут быть как внешними, так и внутренними. Те выплаты, которые платятся поставщикам трудовых услуг, сырья, топлива, энергии, транспортных услуг и т.д. называются внешними издержками. То есть они представляют собой выплаты поставщикам, не относящимся к владельцам данной фирмы. Однако, кроме того, фирма может использовать свои собственные ресурсы, принадлежащие ей самой. Использование, как собственных так и не собственных ресурсов связано с некоторыми издержками. Издержки, связанные с использованием собственного ресурса представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки.

Краткосрочный период - это период времени слишком  короткий для изменения производственных мощностей, но достаточно, для того чтобы изменить интенсивность использования  этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки, производства  какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства[6, c.59].

Общая сумма  издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. При нулевом  объеме производства общие издержки будут равны постоянным издержкам.

Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукций на 1 единицу продукции.

Зависимость между  предельным продуктом и предельными  издержками объясняется при данном уровне цены (издержек) на переменные ресурсы, растущая отдача (т.е. увеличение предельного продукта) будет выражаться в падении предельных издержек, а убывающая отдача (т.е. падение предельного продукта) - в росте предельных издержек.

Издержки производства - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности Они находят свое выражение в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном выражении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукций.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции