Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа
Цикличность представляет собой всеобщею форму прогрессивного развития, отражающую его неравномерность, смену эволюционных и революционных форм экономического прогресса.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины цикличности экономики и виды экономических циклов………...4
2. Фазы промышленного цикла и механизм их смены…………………………9
3. Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России…………………………………………………………………………….13
Практикум…………………………………………………………………….….19
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список литературы………………………
3. Антициклическая
политика государства и ее особенности
в России
Антициклическая политика
- использование инструментов экономической
политики для противодействия колебаниям
экономической конъюнктуры, сглаживания
верхней и нижней поворотных точек экономического
цикла [9, стр. 167].
Осуществление антициклической
политики должно учитывать и тот факт,
что спад неодинаково влияет на разные
отрасли экономики: максимально страдают
инвестиционные отрасли и отрасли, производящие
потребительские товары длительного пользования
(особенно строительство), а вот отрасли,
производящие потребительские товары
кратковременного пользования, реагируют
на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью
спроса на эти товары. Зато в фазе подъема
инвестиционные отрасли получают максимальное
развитие. Таким образом, в рыночной экономике
существуют одновременно циклический
и нециклический сектора. Из-за запаздывания
в реакции производителей и слабой мобильности
производственных мощностей фаза роста
потребительских расходов и стимулируемая
ею фаза уровня деловой активности бизнесменов
совпадать по времени не могут. Поэтому
в реальности потребители и производители
находятся в разных фазах одного и того
же цикла. В этом смысле следует говорить
о двух одновременно происходящих в экономике
циклах, сближение которых - важнейшая
цель экономической политики.
Как подчеркивается
в исследованиях А. Селезнева, несовпадение
циклов - благо для общества, которое может
в таких случаях обновлять одно, пока еще
эксплуатируется другое, но готовить себя
к третьему, поскольку не за горами четвертое
--и так далее. Во времена войн и других
катастроф отдельным странам приходилось
напрягать усилия, чтобы возвратиться
к нормальному развитию. Причина одна
- одновременное нарушение всех циклов,
прерывание их естественного хода в одной
«точке». Такой перерыв цикличности
произошел в российской экономике после
1991 г. Даже официальная статистика подтверждает
невозможность функционирования народного
хозяйства при его нынешней структуре
в режиме расширенного производства. Для
иллюстрации можно воспользоваться только
одной цифрой: капитальные вложения по
отношению к стоимости основных производственных
фондов составляют около 27, т. е. для замены
основных производственных фондов потребуется
50 лет, что не представляет нормального
хода цикла их воспроизводства.
В трактовке понятия
«прерывания» есть определенная условность:
речь идет о прерывании нормального хода
процесса, об одновременной существенной
деформации каждого цикла. Поэтому необходимо
и одновременное вмешательство государства
в процесс нормализации. Решение этой
проблемы возможно только на основе разработки
и реализации национальной доктрины, ядром
которой могла бы стать стратегия рационального
использования имеющихся ресурсов, основанная
на активизации интеллектуальной деятельности
и резкого повышения роли образования.
Осуществление такого вмешательства
в условиях крайней ограниченности государственных
финансов требует выбора «слабого звена»
в экономике, инвестиции в которое должны
обладать положительным мультипликационным
эффектом. В этом плане современная антициклическая
политика в России должна стимулировать
новый этап модернизации. Модернизация
- ввод усовершенствований, отвечающим
современным требованиям.
При этом следует учитывать,
что современная модернизация совсем
не предполагает имитацию технико-производственной
структуры ведущих западных стран, а определяет
необходимость создания особой социально-экономической
системы, предполагающей индивидуализацию
трудовых усилий, повышение роли творческого
начала в производственной деятельности
и формирование институтов роста.
В процессе институциональных
преобразований российской экономики
вполне возможно и даже закономерно появление
новых, более эффективных и адекватных
инструментов государственного регулирования
экономических процессов. Рассмотрим
инструменты государственного антициклического
регулирования.
Влияние
на эндогенные факторы (внутренние):
Ограничение
максимальной доходности по посредническим
операциям, создание механизмов перераспределения
добавленной стоимости в пользу базовых
отраслей. Результат: повышение доли влияния
эндогенных факторов и процессов на динамику
российской экономики, рост устойчивости
экономики к экзогенным колебаниям.
Влияние
на экзогенные факторы (внешние):
Создание
системы хеджирования экспортных рисков
с помощью системы контрактов с зарубежными
странами. Стимулирование экспорта продукции
высокой степени переработки с большой
долей добавленной стоимости. Результат:
снижение степени влияния экзогенных
факторов циклических колебаний на транзитивную
экономику России.
Однако
на данном этапе развития экономики России
внутренние факторы и причины циклических
колебаний подавлены в силу сложившейся
структуры экономики и системы распределения
добавленной стоимости. Поэтому определяющее
влияние на колебания динамики ВВП оказывают
экзогенные (внешние) факторы, главным
из которых является конъюнктура мирового
нефтяного рынка. Такое положение затрудняет
выявление и точную классификацию причин
цикличности эндогенных экономических
процессов и определяет высокую степень
зависимости национальной экономики от
мировой сырьевой конъюнктуры.
Меры
антициклического государственного регулирования,
разработанные ведущими экономическими
школами, оказываются малоэффективными,
поскольку направлены в основном на управление
эндогенными причинами и факторами циклических
колебаний, что не даст заметного эффекта
в условиях российской экономики России.
Поэтому в качестве первоочередных мер
государственного антициклического регулирования
необходимо разработать программу усиления
влияния эндогенных процессов на динамику
российской экономки и ослабления воздействия
внешнеэкономических факторов циклических
колебаний.
Государственная
экономическая политика должна включать
в себя раздел внутренней политики, решающий
вопрос ограничения максимальной доходности
по посредническим операциям и стимулированию
переноса распределения добавленной стоимости
в пользу базовых отраслей; и раздел внешней
политики, состоящий из нескольких последовательных
этапов:
1. определение фаз
и силы циклических колебаний на рынках
основных партнеров по внешнеэкономической
торговле;
2. составление матрицы
влияния внешней торговли на динамику
российской экономики;
3. определение объемов
и сроков контрциклических мероприятий
в рамках внешней торговли;
4. разработку механизмов
реализации контрциклических мероприятий,
создание системы хеджирования экспортных
рисков с помощью системы контрактов с
зарубежными странами.
Такими
инструментами антициклического регулирования
государства могут стать: создание государственной
внешнеторговой компании, занимающейся
поставкой сырьевых ресурсов на мировые
рынки; институциональные реформы и преобразования;
принятие программы развития технологических
отраслей; создание системы судебных прецедентов
по экономическим преступлениям; создание
системы хеджирования экспортных рисков
с помощью системы контрактов с зарубежными
странами; мониторинг ключевых показателей
цикличности; разработка и внедрение глобальных
транспортных проектов для соединения
европейского и азиатского регионов; адекватная
налоговая политика; эффективное использование
средств «стабилизационного фонда».
Предложенные
инструменты государственного антициклического
регулирования учитывают специфику развития
российской экономики и позволяют более
эффективно бороться с колебаниями экономических
процессов, создавая предпосылки к преодолению
негативных последствий экономических
циклов.
Так же
государство пользуется фискальной политикой,
которая воздействует стабилизирующее
на цикл уже масштабами государственных
расходов, закупок товаров и услуг. Или
используется монетарная политика в ее
теперешнем значении сложилась связи
с переходом от золотого стандарта к кредитным
и бумажным деньгам, не разменным на золото.
Международный
семинар:
17 - 19
ноября Росстат совместно со Статистическим
отделом ООН, Евростатом, национальными
статистическими службами Канады и Нидерландов
и ГУ-ВШЭ проводит в Москве III международный
семинар по опережающим показателям и
показателям экономического цикла. Семинар
является продолжением серии мероприятий
высокого уровня, созванных ООН в ответ
на экономический и финансовый кризис
в стремлении скоординировать действия
международного статистического сообщества
по оперативному отслеживанию изменений
экономической ситуации. Первые два семинара
прошли в 2009 году в Оттаве (Канада) и Схевенингене
(Голландия).
В работе Семинара примут участие представители международных организаций, в т.ч. ООН, ЭСКАТО, ОЭСР, Евростата, ЮНИДО, МВФ, Банка международных расчетов и Европейского центрального банка, а также руководители национальных статистических служб и экспертное сообщество.
Практикум
Объемы
ВВП (У) в стране А в текущем году составили
9 млрд. денежных единиц. По расчетам ведущих
экономистов в следующем году экономическая
ситуация в стране будет характеризоваться
следующими данными: потребительские
расходы (С) составят 0,5Y, инвестиции (I)
1 млрд. денежных единиц, государственные
расходы (G) - 2 млрд. ден. ед, чистый экспорт
(Xn) 2 млрд. ден. ед. Рассчитать прогнозируемый
объем ВВП и прогнозируемые темпы экономического
роста. Однако прогнозные оценки экономистов
относительно потребительских расходов
и инвестиций оказались завышенными, а
чистого экспорта - заниженными, и в следующем
году экономическая ситуация в стране
характеризовалась следующими данными:
C= 0,3Y; I=0; G=2 млрд. д.е. ; Xn=2,9 млрд. д.е. Рассчитать
фактические объемы ВВП.
Определить:
1) Разницу между прогнозными
и фактическими объемами ВВП.
2) Характер динамики
ВВП за 2 года.
3) Фазу коньюктурного
цикла.
Решение:
ВВП (Y)= C+Ig+G=Xn
Y (прогноз) = 4,5+1+2+2=9,5
млрд. д.е
Темп экономического
роста =
Темп экономического
роста =
ВВП=0,3*9+0+2+2,9=7,6 млрд.
д.е
Определим разницу
между прогнозным и фактическим объемами
ВВП:
∆Y=Y(прогноз)-Y(факт)=9,5-7,6=
Темп экономического
роста =
Отсюда следует фаза цикла: спад
Заключение
Цикличность - это всеобщая форма движения, отражающая его
неравномерность,
смену эволюционных и революционных форм
прогресса.
Циклический характер развития присущ всем отношениям:
экономическим, социальным, политическим и т.д.
Сущность теории циклического развития экономики связано с тем, что
экономика, как открытая система, находиться в состоянии перманентного
отклонения от состояния равновесия. Все отклонения приводят к тому, что цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику.
Цикличность есть
система циклов с жесткими причинно- следственными
связями.
Эпицентр циклического движения - это экономический кризис, в
котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс
роста экономики. Глубинным процессом циклических колебаний является
движение инвестиций.
Для рыночной экономики характерны малые
и большие циклы. Это форма экономического
движения.
Цикличность - это важнейшая закономерность экономического развития.
Список литературы
1. Балашов Е. Финн Кюдланд
и Эдвард Прескотт: движущие силы экономических
циклов (Нобелевская премия 2004 г. По экономике).//
Воросы экономики. 2005. №1 с. 133-143
2. Затулин О. Концепция
реальных экономических циклов и ее роль
в эволюции макроэкономической теории.//
Вопросы экономики. 2005. №1. С. 144-153
3. Курс экономической
теории. Под общей редакцией проф. Чепурина
М.Н., проф. Кисилевой Е.А.1995.
4. Макроэкономика-2.
Н.Л. Шагас, Е.А. Туманова. Издательство
Московского Университета, 2006.
5. Райзберг Б.А., Лозовский
Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический
словарь. - 2-е изд., испр. М: ИНФРА-М, 1999.
6. Тарасевич Л.С., Гребенников
П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник.-
6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование,
2006.
7. Экономика: Учебник.
3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон.
наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2002.
8. Экономическая теория:
учебник / В.Я.Иохин. - М.: Экономист, 2006.
9. Экономическая теория:
учебник для студентов вузов, обучающихся
по экономическим специальностям / под
ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб.
и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
10. Экономическая теория.
Л.А.Николаева, И.П.Черная, 2006
11. Экономическая теория:
учебное пособие / по ред. д.э.н., профессора
Н.С. Чернецовой, д.э.н., профессора В.А.
Скворцовой, к.э.н., доцента И.Е. Медушевской.
- Пенза: Информационно-издательский центр
ПГУ, 2007
12. Госкомстат. www.gks.ru
Информация о работе Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России