Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:29, курсовая работа
В результате начала рыночных преобразований многие финансовые инструменты, которые раньше отсутствовали в нашей экономике, стали использоваться банками, кредитными учреждениями и просто предприятиями.
На первом этапе для
большинства банков были характерны
попытки осуществления
На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:
лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;
лизинговые компании, созданные
по отраслевому или
полукоммерческие лизинговые компании;
лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;
иностранные фирмы - поставщики оборудования;
международные лизинговые компании. Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.
Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России.
Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:
Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне - и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.
Высокий уровень налогов.
Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к, она приобретает оборудование за полную стоимость.
Отсутствие системы
Неразвитость инфраструктуры
лизингового рынка. Инфраструктура,
способствующая развитию лизинг в России
должна включать в себя более широкую
сеть лизинговых компаний, специализированных
консалтинговых фирм и соответствующую
систему информационного
Макроэкономическая и
политическая неопределенность обстановки
в стране. В настоящее время
все правовые отношения, основанные
на отсрочке платежа, тормозятся экономической
нестабильностью, отсутствием надежной
макроэкономической стабилизации и
признаков устойчивого роста
в экономике, что порождает у
хозяйствующих субъектов
Нормативные акты Российской Федерации
В Конституции РФ указывается, что
общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором
Основополагающим
Ошибочным является убеждение, что
непосредственно к
Особенно грубую ошибку допускают
лица, считающие, что операции финансовой
аренды (лизинга) регулируются только
§ 6 гл. 34 «Финансовая аренда (лизинг)».
В действительности и обычная
и финансовая аренда имущества, используемого
в предпринимательской и
Охарактеризуем кратко основные подзаконные акты, регулирующие арендную деятельность в Российской Федерации.
Указом Президента РФ «О развитии
финансового лизинга в
В постановлении Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 г. дается ряд поручений министерствам, в том числе:
• Минэкономики разработать проект программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996—2000 гг. и типовой устав лизинговой компании;
• Минэкономики совместно с Минфином
подготовить Положение о
• Минфину и Минэкономики разработать
предложения о внесении Изменений
в действующее налоговое
• Государственному таможенному комитету РФ предусмотреть с 1 июля 1995 г. частичное освобождение от налогов и пошлин, временно ввозимых в Российскую Федерацию товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга;
• Министерству иностранных дел РФ присоединиться к Оттавской конвенции о международном финансовом лизинге.
Этим же постановлением утверждено Временное положение о лизинге.
В разделе «Общие положения» даны
определения лизинга (хотя оно и
недостаточно проработано), объектов лизинга
и субъектов лизинга, т. е. лизингодателей
и продавцов лизингового
Лизинговые компании определены как коммерческие организации, создаваемые в форме акционерных обществ или в других организационно-правовых формах.
По соглашению сторон в договоре
лизинга может
В Положении определены права и обязанности участников договора. Значительная часть постановления посвящена вопросам лизинговых платежей и бухгалтерскому учету и отчетности, особенности которой должны определяться Минфином РФ.
В соответствии с телетайпограммой Государственного таможенного комитета РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» такие товары подлежат временному освобождению от уплаты таможенных пошлин в соответствии с Указанием ГТК «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)» от 25 апреля 1994 г.
Этим указанием предусмотрено, что каждый месяц должно уплачиваться 3% от общей суммы таможенных пошлин с момента ввоза имущества в Россию, т. е. в выплате пошлины предоставлена рассрочка на 2 года 9 месяцев. При вывозе из России имущества до или после истечения указанного срока таможенная пошлина не возвращается. Таким образом, эта льгота не имеет практического значения для финансовой аренды (лизинга), договоры которой в подавляющем большинстве заключаются на сроки, превышающие 2—3 года.
Приказом Минфина РФ «Об отражении
в бухгалтерском учете и
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли, формируется в соответствии с положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 1 июля 1995 г. При этом в составе затрат отражается ежемесячное начисление амортизационных отчислений по действующим для операций лизинга нормам.
По этому постановлению
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. внесло дополнение в положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции при налогообложении прибыли. В состав затрат лизингодателей при обложении операций финансового лизинга должны быть включены проценты по полученным заемным средствам, а в состав затрат лизингополучателей — лизинговые платежи по операциям финансового лизинга. Однако и это постановление не решило в целом проблему оптимизации налогообложения лизинговой деятельности.
Постановление Правительства РФ «Об
утверждении Положения о
Другое условие получения
Постановлением Правительства РФ «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» от 27 июня 1996 г. считается целесообразным предусматривать ежегодно в 1997—2000 гг. в Федеральной инвестиционной программе до 8 трлн руб. на развитие лизинга.
В приложении к указанному постановлению вносятся изменения и дополнения во Временное положение о лизинге, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства от 23 апреля 1996 г.). В нем содержится положение, допускающее, что собственником имущества, приобретаемого в счет бюджетных средств, является лизингополучатель. Но тогда это не лизинг, а продажа имущества в кредит. В постановлении не учтено, что при лизинге собственником всегда остается лизингодатель, а имущество может быть передано на баланс лизингополучателю, который становится только «экономическим собственником». Очень полезным является положение о том, что к активной части основных фондов договором может быть применена ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3. Делается также попытка разъяснить, что доходом лизингодателя является разница между суммой лизинговых платежей и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества. Поскольку от этого зависит база налогообложения НДС, необходимо уточнить, что входит в стоимость лизингового имущества.
Вступление в силу ГК РФ требует,
чтобы все законы и другие правовые
акты, включающие указы Президента,
постановления Правительства