Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
Ценовая дискриминация – это политика, ориентированная на использовании низкой ценовой эластичности фирмы и в то же время на реализацию продукции, получение прибыли.
Различают три типа ценовой дискриминации: ценовая дискриминация первой степени или совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация второй степени, ценовая дискриминация третьей степени.
Введение …………………………………………………………….3
1. Определение монополии и ценообразование в ее условиях . . .4
2. Ценовая дискриминация ………………………………………...7
3. Монополия и эффективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Чистая монополия «De Beers»:
4.1. Экскурс в историю становления алмазной империи . . . . . . .13
4.2. Роль De Beers в управлении мировым рынком бриллиантов. Влияние на Россию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
5. Естественная монополия ОАО «Газпром»
5.1. Экскурс в историю ОАО «Газпром». Становление гиганта . .17
5.2. «Газпром» сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.
Предположим, что какая-то авиакомпания продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 руб. за один билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 50 млн руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 50 млн руб., существует возможность получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.
На рис. 2 графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (рис.2 А) представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Поэтому спрос с их стороны относительно неэластичен. Второй рынок (рис.2 Б) — это лица, для которых скорость не столь уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластичность спроса.
Из
рис.2 видно, что при цене билета 1
тыс. руб. ни один потребитель со второго
рынка не воспользуется услугами
авиакомпании. Однако если этой группе
потребителей предоставить 50%-ную скидку,
то билеты будут проданы и доход компании
увеличится на 25 млн. руб. ежемесячно.
Р, руб.
1000
Рис. 2
Модель ценовой дискриминации: MC – предельные
издержки, D и MR – спрос и предельный доход
фирмы на первом рынке; D1 и MR1
– спрос и предельный доход фирмы на втором
рынке
С одной стороны, ценовая
дискриминация позволяет увеличить доходы
монополиста, а с другой — большее количество
потребителей получают возможность воспользоваться
услугой данного вида. Такая политика
в области ценообразования выгодна обеими
сторонам. Однако в некоторых странах
ценовая дискриминация рассматривается
как препятствие конкуренции и усиление
монопольной власти и ее отдельные проявления
подпадают под антимонопольное законодательство.
3.
Монополия и эффективность
Современные
экономисты считают, что распространение
монополии снижает
Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.
Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
1.
Совершенная конкуренция
2.
Высокие барьеры, которые
3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.
4.
Монополия стимулирует
5.В
отдельных случаях монополия
способствует снижению
Эффективность в условиях монополии проиллюстрирована на рис.3.,где P0, Q0 – равновесие при совершенной конкуренции; Pm, Qm – равновесие при монополии.
Р
Pm
P0
Рис.3
Рис.3 показывает, что
Таким образом,
с точки зрения производителя
выполняется условие
Во
всех странах с рыночной экономикой
действуют антимонопольные
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года5.
С
1991 года по 1999 год было введено большое
количество объективно необходимых
законов, составивших организационно-
В
1999 году Правительством России было создано
Министерство по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства (МАП).
4. Чистая монополия «De Beers»
4.1.
Экскурс в историю становления
алмазной империи
История компании неотделима от истории южноафриканского месторождения алмазов.
В 1866 году в долине реки Оранжевой в ЮАР мальчик находит первый южноафриканский алмаз. Находка весом в 21 карат не привлекла никакого внимания, но уже через три года местный пастух примерно в том же месте находит ещё один алмаз, и в ЮАР устремляются сотни искателей драгоценных камней. Большинство алмазов находят на землях, принадлежащих братьям Де Бирс.
Братья, давшие имя будущему монополисту рынка алмазов, никак не участвовали в его основании. Компанию создал Сесиль Родс, сын английского приходского священника, приехавший в 1870 году в ЮАР на лечение. Испытав на себе «алмазную лихорадку», и не добившись значимых успехов, он создаёт обслуживающую компанию для других искателей драгоценностей: от продажи инструментов и продуктов питания до откачки воды из шахт — для этого он приобретает единственную в регионе паровую помпу. За оплату алмазами, паями, участием в прибыли. Уже в 1883 году компания Сесиля Родс контролирует главное месторождение ЮАР — Кимберли. Свою компанию он назвал в честь владельцев этих земель — De Beers.
Путь к монополии
Очень скоро компания De Beers подписывает договорённости с банком Ротшильда и рядом других английских банков об эксклюзивных правах на поставку алмазов — Лондонский Синдикат. Задушив таким образом мелких конкурентов, фирма фактически становится монополистом на рынке добычи алмазов. К 1902 году — год смерти Сесиля Родса — De Beers контролирует 95 % мирового производства алмазов.
Строительство мировой монополии завершается созданием Эрнестом Оппенгеймером в 1933 году CSO (Central Selling Organisation) — организации, взявшей под контроль процесс обработки и продажи бриллиантов.
Всеобъемлющая
монополия позволила De Beers диктовать
цены на алмазы в прямом смысле этого слова.
Десять раз в год компания приглашает
в Лондон своих клиентов, крупных покупателей
алмазов, так называемых сайтхолдеров.
Там, каждому предлагается коробочка с
необработанными камнями, и заранее определённой
ценой. Никакой торговли, никакой дополнительной
информации, клиент либо покупает коробочку
за объявленную De Beers цену, либо уходит
с пустыми руками. Более того, купив алмазы,
клиент обязуется не перепродавать их
в необработанном виде, что позволяет
De Beers чётко контролировать мировые запасы
алмазов, при необходимости играя на темпах
добычи камней.7