Ценообразование в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Ценовая дискриминация – это политика, ориентированная на использовании низкой ценовой эластичности фирмы и в то же время на реализацию продукции, получение прибыли.
Различают три типа ценовой дискриминации: ценовая дискриминация первой степени или совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация второй степени, ценовая дискриминация третьей степени.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
1. Определение монополии и ценообразование в ее условиях . . .4
2. Ценовая дискриминация ………………………………………...7
3. Монополия и эффективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Чистая монополия «De Beers»:
4.1. Экскурс в историю становления алмазной империи . . . . . . .13
4.2. Роль De Beers в управлении мировым рынком бриллиантов. Влияние на Россию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
5. Естественная монополия ОАО «Газпром»
5.1. Экскурс в историю ОАО «Газпром». Становление гиганта . .17
5.2. «Газпром» сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория.На печать.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

4.2. Роль De Beers в управлении  мировым рынком  бриллиантов

Влияние на Россию 

       Сто с лишним лет рынок алмазов  был монопольным, в разные годы De Beers контролировала от 40–50 до 80–95 процентов рынка. Исторически этой компании были подконтрольны все основные рудники в отрасли. Потом, когда появились независимые производители — Советский Союз, африканские страны, Австралия и Канада, — корпорация старалась заключать договоры с ними так, чтобы основная масса добываемого сырья шла через нее.

       В 1956 году были открыты якутские месторождения алмазов, СССР в принципе мог бы вступить в ценовую войну с De Beers, запросто прикончить ее, обвалив цены, и взять механизм ценообразования под свой контроль. Но на это не пошли.

       При монопольной организации рынка, в который хотел встроиться Советский  Союз, цена на самом деле определялась не только спросом и предложением сырых алмазов, но и спросом и  предложением конечного товара —  бриллиантов и ювелирных изделий из них. De Beers дирижировала не только предложением сырых алмазов, но и спросом на бриллианты. В основу также была положена знаменитая формула создателя De Beers Сесила Родса, который говорил: «Если бы на всем белом свете было четыре человека, то добывать и продавать алмазов нужно столько, чтобы хватало только двоим». Вот смысл алмазного рынка — создавать искусственно завышенный спрос информационными методами. Это искусство маркетинга De Beers. У Советского Союза таких компетенций, конечно же, не было. Всем было очевидно, что De Beers создала рынок потребления бриллиантов, они управляли его емкостью.

       СССР  часто на сырьевых рынках выступал в роли послушного сателлита, в рамках решений англосаксонских неформальных клубов, — никогда никакой самостоятельности на этом поле он не проявлял. Скажем, De Beers — это, по сути, алмазный отдел огромного монстра Anglo American, мирового лидера по производству платины, золота, угля и так далее. Цикл планирования здесь — очень важная вещь. «Управляя такой компанией, как De Beers, вы просто не имеете права планировать на срок меньше десяти лет, иначе вы просто развалите бизнес»8.

       Сейчас  другая ситуация, монополия De Beers разрушается.

       «Алроса»9 исторически, еще со времен СССР, была ориентирована на сбыт через De Beers. Считается, что цены определяются в результате некоей дискуссии. На самом же деле первую скрипку здесь играла De Beers. Но играла достаточно гуманно: «Алросе» разрешалось продавать пять процентов от 50 % объема на свободном рынке, чтобы проверять, не обманывает ли ее в ценах De Beers. Весь остальной объем добычи поступал на гранильные предприятия внутри России. То есть особых забот с организацией сбытовых схем у «Алросы» никогда не было.

       В 2001 году, «Алроса» и De Beers заключили соглашение сроком на пять лет, по которому «Алроса» обязалась поставлять De Beers алмазное сырье на $800 млн ежегодно. В 2006 году действие соглашения было продлено с учетом постановления ЕС о постепенном сокращении объема торговых операций вплоть до их прекращения к 2009 году. В соответствии с этим документом De Beers могла закупать алмазное сырье на сумму до $600 млн в 2006 году, до $500 млн в 2007 году и до $400 млн в 2008 году, соответственно. По сообщению агентства Rough&Polished со ссылкой на RAPAPORT, издание Геммологического Института Америки (GIA) : «Два крупнейших алмазных производителя — De Beers и «Алроса» — официально прекратили свои партнерские отношения, в соответствии с обязательствами, данными Европейской Комиссии (EC).  В соответствии с соглашением, обязательным для обеих сторон с 2006 года, De Beers прекращает осуществление закупок алмазного сырья у «Алроса» с 2009 года». По оценкам ЕС прекращение торговли алмазным сырьем между компаниями создаст более здоровую конкурентную среду на мировом алмазном рынке, при этом предложение алмазного сырья только расширится.

       В прошлом 2009 году «Алроса» вышла в  лидеры по добыче — 30 процентов мировой  добычи, опередив De Beers(табл.1). В общем, сейчас De Beers отрабатывать модели управления мировым сырьевым рынком становится все сложнее и сложнее. И хотя корпорация сегодня контролирует около 40 процентов рынка, прежней монопольной структуры уже нет. В первую очередь De Beers перестала жестко поднимать спрос на бриллианты вложениями в маркетинг. Она не скрывала, что получает сверхприбыли за счет монопольной организации рынка, но часть сверхприбыли корпорация была обязана вкладывать в маркетинг бриллиантов.

       Но  когда приходят новые независимые  производители, такие маркетинговые  инвестиции означают инвестиции в конкурентов. Схема стала глохнуть.

       «Алроса»  выходила с инициативой создать  международный совет по бриллиантам  — именно для маркетинга, чтобы  крупнейшие компании объединились, инвестировали  в это деньги, но ничего не вышло. Потому что надо было инвестировать  пропорционально месту, занимаемому в сегменте алмазного сырья. Но у «Алросы» нет своего бренда на рынке бриллиантов. Видовой маркетинг играл бы только на руку конкурентам «Алросы». Самые большие деньги в бриллиантовом бизнесе делаются на этапе продажи брендированного изделия. В цене готового бриллианта цена сырого алмаза достигает примерно 90–95 процентов. А в цене брендированного изделия, которое продается потребителю, стоимость включенного бриллианта не превышает 25 процентов, остальное — информационная оболочка, исторический шлейф, креатив дизайнера и маркетолога, короче, бренд. Основная прибавочная стоимость здесь. У De Beers есть свои бутики, свои рекламные программы, адекватные новым рыночным реалиям, а у «Алросы» это все в проекте. Хотя ведутся разговоры о том, что было бы неплохо объединиться в картель на каких-то новых условиях, пока это не получается.

       «Президент  АК "Алроса" Вячеслав Штыров видит  четыре возможных сценария развития ситуации: оба крупных игрока - De Beers и "Алроса" - будут существовать независимо друг от друга, время от времени согласовывая свою политику, либо вести совместный бизнес, то есть вместе торговать алмазами, либо заключат торговое соглашение, оговорив в нем ассортимент продаж и механизм ценообразования. И наконец, самое невероятное - будут конкурировать друг с другом.»10.

       Таблица 1 Данные по добыче алмазов за весь период 2009 г.11

         
        Алмазодобывающие  гиганты
         
        Добыто  алмазов,

        млн. каратов

               «Алроса»        34,7
               «Де Бирс»        24,6
               Ботсвана                17,7        
 
 

    Вывод: В условиях переходной российской экономики АК «Алроса» является монополистом в нашей стране. Но на сегодняшний день большинство мирового сырья поступает на рынок через Центральную сбытовую организацию "Де Бирс" (ЦСО), сложившуюся систему называют одноканальной системой сбыта. Естественно, что цены формируются именно в этом канале. А ЦСО, в свою очередь, руководствуется идеологией "De Beers": доверие клиентов – прежде всего. Иными словами, цены поддерживаются на одном уровне. За последние десять лет они лишь плавно поднимались на несколько процентов в год. И это является главным козырем одноканальной системы.

    Следовательно, смотря на то, что последние 2 года были не лучшими в истории мирового алмазного гиганта, и российская «Алроса» уже обгоняет по объемам  добычи сырья, "De Beers" ещё многие годы будет оставаться в лидерах на мировом алмазном рынке . 

    5. Естественная монополия  ОАО «Газпром»

5.1. Экскурс в историю  ОАО «Газпром».  Становление гиганта 

       Открытие  больших месторождений газа в  Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В 1965 г. образовано Министерство газовой промышленности, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В августе 1989 года постановлением Совета Министров СССР Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром» (в 1993 ставшее РАО «Газпром»). Главой «Газпрома» стал Виктор Черномырдин.

       В 1991 в результате развала СССР «Газпром»  потерял часть своего имущества  на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций.

       5 ноября 1992 года Президент России  Борис Ельцин подписал Указ  о преобразовании государственного  концерна «Газпром» в РАО «Газпром»,  и 17 февраля 1993 года РАО «Газпром»  было учреждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ. Тем же постановлением был утверждён устав РАО «Газпром».

       В декабре 1992 Борис Ельцин назначил Виктора  Черномырдина Премьер-министром, что  способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.

       В октябре 1996 «Газпром» продал 1 % своих  акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 —  облигации на сумму 2,5 млрд долларов.

       В 1998 Борис Ельцин освободил Виктора  Черномырдина от должности Премьер-министра, и тогда же Правительство предъявило «Газпрому» требования выплаты многомиллиардной налоговой задолженности. После того как налоговая полиция начала конфисковывать имущество «Газпрома», компания была вынуждена заплатить налоги. В этом году компания впервые показала убытки.

       В 2001—2003 годах Владимир Путин активно  реформировал руководство «Газпрома». Этим реформам активно помогали бывший министр финансов России Борис Фёдоров  и директор Hermitage Уильям Браудер.

       К началу 2004 Российская Федерация владела 38,7 % акций «Газпрома» и имела большинство в Совете директоров. В этом же 2004 государство довело свою долю в акциях «Газпрома» до более 50 %, купив недостающую часть акций «Газпрома».

       9 декабря 2005 депутаты Госдумы 335 голосами «за» (80 — «против») приняли в третьем чтении поправки к закону «О газоснабжении в РФ», направленные на либерализацию рынка акций «Газпрома». Согласно принятым изменениям доля акций, принадлежащих госкомпаниям, в сумме не может быть ниже 50 % плюс одной акции, а иностранные граждане и компании смогут совместно владеть более чем 20 % акций «Газпрома».

         «Газпром» в 2006 году

       В декабре 2006 г.  «Газпром», «Шелл», «Мицуи»  и «Мицубиси» подписали протокол о вхождении «Газпрома» в «Сахалин Энерджи» (компания-оператор нефтегазового  проекта «Сахалин-2»), в результате чего «Газпром» получит 50 % плюс одну акцию в проекте. У «Шелл» останется 27,5 % минус одна акция, у «Мицуи» — 12,5 %, у «Мицубиси» — 10 %. За акции «Сахалин Энерджи» «Газпром» суммарно заплатит 7,45 млрд долл.

       Также в декабре  «Газпром» подписал соглашение с Болгарией, которым предусмотрен отказ от бартерных схем расчётов за транзит российского газа в Турцию, Грецию и Македонию взамен на очень медленный переход на рыночные цены — цена российского газа для Болгарии вырастет в 2007—2012 гг. с $91 до $245 за 1 тыс. кубометров.

         «Газпром» в 2007 году

       В начале февраля 2007 «Газпром» и Сибирская  угольная энергетическая компания (СУЭК) подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым в  течение первого полугодия 2007 года эти компании создадут совместное предприятие, в которое внесут электроэнергетические и угольные активы. Ожидается, что «Газпром» получит в новом предприятии 50 % плюс одну акцию, а СУЭК — 50 % минус одну акцию. Наиболее вероятно, что в качестве вклада в СП Сибирская угольная энергетическая компания отдаст все основные энергетические и угольные активы (за исключением сетей), а газовый концерн — пакет акций в РАО «ЕЭС России».

       В 2007 году «Газпром» впервые вошёл  в ежегодный список ста самых  уважаемых фирм и компаний мира по версии еженедельника Barron’s (100-е место).

       В 2007 году «Газпром» разрабатывал проект завода «Балтийский СПГ» в Ленинградской  области, который входит в план мероприятий  по освоению рынка сжиженного природного газа Атлантического бассейна, выход  который запланирован в 2012 году.

         «Газпром» в 2008 году

       В мае 2008 года «Газпром» обошёл «Чайна Мобил» и «Дженерал Электрик»  и стал третьей компанией мира по капитализации.

       9 июня 2008 года было объявлено об  отказе от объединения активов  «Газпрома» и СУЭК.

       «Газпром» в 2009 году

       23 сентября 2009 года ОАО «Газпром»  завершило сделку по приобретению 51 % ООО «СеверЭнергия». Сумма сделки  составила порядка $1,6 миллиарда. 30 октября 2009 года Председатель  Правления ОАО «Газпром» Алексей  Миллер и Председатель Правления E.ON Ruhrgas AG Бернхард Ройтерсберг подписали сертификат о закрытии сделки обмена активами по проекту освоения Южно-Русского нефтегазового месторождения. В результате сделки «Газпром» получил 49 % в ЗАО «Геросгаз», владеющем 2,93 % акций ОАО «Газпром»12.  

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии