Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
Ценовая дискриминация – это политика, ориентированная на использовании низкой ценовой эластичности фирмы и в то же время на реализацию продукции, получение прибыли.
Различают три типа ценовой дискриминации: ценовая дискриминация первой степени или совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация второй степени, ценовая дискриминация третьей степени.
Введение …………………………………………………………….3
1. Определение монополии и ценообразование в ее условиях . . .4
2. Ценовая дискриминация ………………………………………...7
3. Монополия и эффективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Чистая монополия «De Beers»:
4.1. Экскурс в историю становления алмазной империи . . . . . . .13
4.2. Роль De Beers в управлении мировым рынком бриллиантов. Влияние на Россию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
5. Естественная монополия ОАО «Газпром»
5.1. Экскурс в историю ОАО «Газпром». Становление гиганта . .17
5.2. «Газпром» сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
4.2. Роль De Beers в управлении мировым рынком бриллиантов
Влияние
на Россию
Сто с лишним лет рынок алмазов был монопольным, в разные годы De Beers контролировала от 40–50 до 80–95 процентов рынка. Исторически этой компании были подконтрольны все основные рудники в отрасли. Потом, когда появились независимые производители — Советский Союз, африканские страны, Австралия и Канада, — корпорация старалась заключать договоры с ними так, чтобы основная масса добываемого сырья шла через нее.
В 1956 году были открыты якутские месторождения алмазов, СССР в принципе мог бы вступить в ценовую войну с De Beers, запросто прикончить ее, обвалив цены, и взять механизм ценообразования под свой контроль. Но на это не пошли.
При монопольной организации рынка, в который хотел встроиться Советский Союз, цена на самом деле определялась не только спросом и предложением сырых алмазов, но и спросом и предложением конечного товара — бриллиантов и ювелирных изделий из них. De Beers дирижировала не только предложением сырых алмазов, но и спросом на бриллианты. В основу также была положена знаменитая формула создателя De Beers Сесила Родса, который говорил: «Если бы на всем белом свете было четыре человека, то добывать и продавать алмазов нужно столько, чтобы хватало только двоим». Вот смысл алмазного рынка — создавать искусственно завышенный спрос информационными методами. Это искусство маркетинга De Beers. У Советского Союза таких компетенций, конечно же, не было. Всем было очевидно, что De Beers создала рынок потребления бриллиантов, они управляли его емкостью.
СССР
часто на сырьевых рынках выступал
в роли послушного сателлита, в рамках
решений англосаксонских
Сейчас другая ситуация, монополия De Beers разрушается.
«Алроса»9 исторически, еще со времен СССР, была ориентирована на сбыт через De Beers. Считается, что цены определяются в результате некоей дискуссии. На самом же деле первую скрипку здесь играла De Beers. Но играла достаточно гуманно: «Алросе» разрешалось продавать пять процентов от 50 % объема на свободном рынке, чтобы проверять, не обманывает ли ее в ценах De Beers. Весь остальной объем добычи поступал на гранильные предприятия внутри России. То есть особых забот с организацией сбытовых схем у «Алросы» никогда не было.
В 2001 году, «Алроса» и De Beers заключили соглашение сроком на пять лет, по которому «Алроса» обязалась поставлять De Beers алмазное сырье на $800 млн ежегодно. В 2006 году действие соглашения было продлено с учетом постановления ЕС о постепенном сокращении объема торговых операций вплоть до их прекращения к 2009 году. В соответствии с этим документом De Beers могла закупать алмазное сырье на сумму до $600 млн в 2006 году, до $500 млн в 2007 году и до $400 млн в 2008 году, соответственно. По сообщению агентства Rough&Polished со ссылкой на RAPAPORT, издание Геммологического Института Америки (GIA) : «Два крупнейших алмазных производителя — De Beers и «Алроса» — официально прекратили свои партнерские отношения, в соответствии с обязательствами, данными Европейской Комиссии (EC). В соответствии с соглашением, обязательным для обеих сторон с 2006 года, De Beers прекращает осуществление закупок алмазного сырья у «Алроса» с 2009 года». По оценкам ЕС прекращение торговли алмазным сырьем между компаниями создаст более здоровую конкурентную среду на мировом алмазном рынке, при этом предложение алмазного сырья только расширится.
В прошлом 2009 году «Алроса» вышла в лидеры по добыче — 30 процентов мировой добычи, опередив De Beers(табл.1). В общем, сейчас De Beers отрабатывать модели управления мировым сырьевым рынком становится все сложнее и сложнее. И хотя корпорация сегодня контролирует около 40 процентов рынка, прежней монопольной структуры уже нет. В первую очередь De Beers перестала жестко поднимать спрос на бриллианты вложениями в маркетинг. Она не скрывала, что получает сверхприбыли за счет монопольной организации рынка, но часть сверхприбыли корпорация была обязана вкладывать в маркетинг бриллиантов.
Но когда приходят новые независимые производители, такие маркетинговые инвестиции означают инвестиции в конкурентов. Схема стала глохнуть.
«Алроса» выходила с инициативой создать международный совет по бриллиантам — именно для маркетинга, чтобы крупнейшие компании объединились, инвестировали в это деньги, но ничего не вышло. Потому что надо было инвестировать пропорционально месту, занимаемому в сегменте алмазного сырья. Но у «Алросы» нет своего бренда на рынке бриллиантов. Видовой маркетинг играл бы только на руку конкурентам «Алросы». Самые большие деньги в бриллиантовом бизнесе делаются на этапе продажи брендированного изделия. В цене готового бриллианта цена сырого алмаза достигает примерно 90–95 процентов. А в цене брендированного изделия, которое продается потребителю, стоимость включенного бриллианта не превышает 25 процентов, остальное — информационная оболочка, исторический шлейф, креатив дизайнера и маркетолога, короче, бренд. Основная прибавочная стоимость здесь. У De Beers есть свои бутики, свои рекламные программы, адекватные новым рыночным реалиям, а у «Алросы» это все в проекте. Хотя ведутся разговоры о том, что было бы неплохо объединиться в картель на каких-то новых условиях, пока это не получается.
«Президент АК "Алроса" Вячеслав Штыров видит четыре возможных сценария развития ситуации: оба крупных игрока - De Beers и "Алроса" - будут существовать независимо друг от друга, время от времени согласовывая свою политику, либо вести совместный бизнес, то есть вместе торговать алмазами, либо заключат торговое соглашение, оговорив в нем ассортимент продаж и механизм ценообразования. И наконец, самое невероятное - будут конкурировать друг с другом.»10.
Таблица 1 Данные по добыче алмазов за весь период 2009 г.11
Алмазодобывающие гиганты |
Добыто алмазов, млн. каратов |
«Алроса» | 34,7 |
«Де Бирс» | 24,6 |
Ботсвана | 17,7 |
Вывод: В условиях переходной российской экономики АК «Алроса» является монополистом в нашей стране. Но на сегодняшний день большинство мирового сырья поступает на рынок через Центральную сбытовую организацию "Де Бирс" (ЦСО), сложившуюся систему называют одноканальной системой сбыта. Естественно, что цены формируются именно в этом канале. А ЦСО, в свою очередь, руководствуется идеологией "De Beers": доверие клиентов – прежде всего. Иными словами, цены поддерживаются на одном уровне. За последние десять лет они лишь плавно поднимались на несколько процентов в год. И это является главным козырем одноканальной системы.
Следовательно,
смотря на то, что последние 2 года были
не лучшими в истории мирового
алмазного гиганта, и российская
«Алроса» уже обгоняет по объемам
добычи сырья, "De Beers" ещё многие
годы будет оставаться в лидерах на
мировом алмазном рынке .
5. Естественная монополия ОАО «Газпром»
5.1.
Экскурс в историю
ОАО «Газпром».
Становление гиганта
Открытие больших месторождений газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В 1965 г. образовано Министерство газовой промышленности, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В августе 1989 года постановлением Совета Министров СССР Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром» (в 1993 ставшее РАО «Газпром»). Главой «Газпрома» стал Виктор Черномырдин.
В 1991 в результате развала СССР «Газпром» потерял часть своего имущества на территории бывших советских республик — треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций.
5
ноября 1992 года Президент России
Борис Ельцин подписал Указ
о преобразовании
В декабре 1992 Борис Ельцин назначил Виктора Черномырдина Премьер-министром, что способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.
В октябре 1996 «Газпром» продал 1 % своих акций в виде лондонских глобальных депозитарных расписок, а в 1997 — облигации на сумму 2,5 млрд долларов.
В 1998 Борис Ельцин освободил Виктора Черномырдина от должности Премьер-министра, и тогда же Правительство предъявило «Газпрому» требования выплаты многомиллиардной налоговой задолженности. После того как налоговая полиция начала конфисковывать имущество «Газпрома», компания была вынуждена заплатить налоги. В этом году компания впервые показала убытки.
В 2001—2003 годах Владимир Путин активно реформировал руководство «Газпрома». Этим реформам активно помогали бывший министр финансов России Борис Фёдоров и директор Hermitage Уильям Браудер.
К началу 2004 Российская Федерация владела 38,7 % акций «Газпрома» и имела большинство в Совете директоров. В этом же 2004 государство довело свою долю в акциях «Газпрома» до более 50 %, купив недостающую часть акций «Газпрома».
9 декабря 2005 депутаты Госдумы 335 голосами «за» (80 — «против») приняли в третьем чтении поправки к закону «О газоснабжении в РФ», направленные на либерализацию рынка акций «Газпрома». Согласно принятым изменениям доля акций, принадлежащих госкомпаниям, в сумме не может быть ниже 50 % плюс одной акции, а иностранные граждане и компании смогут совместно владеть более чем 20 % акций «Газпрома».
«Газпром» в 2006 году
В декабре 2006 г. «Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси» подписали протокол о вхождении «Газпрома» в «Сахалин Энерджи» (компания-оператор нефтегазового проекта «Сахалин-2»), в результате чего «Газпром» получит 50 % плюс одну акцию в проекте. У «Шелл» останется 27,5 % минус одна акция, у «Мицуи» — 12,5 %, у «Мицубиси» — 10 %. За акции «Сахалин Энерджи» «Газпром» суммарно заплатит 7,45 млрд долл.
Также в декабре «Газпром» подписал соглашение с Болгарией, которым предусмотрен отказ от бартерных схем расчётов за транзит российского газа в Турцию, Грецию и Македонию взамен на очень медленный переход на рыночные цены — цена российского газа для Болгарии вырастет в 2007—2012 гг. с $91 до $245 за 1 тыс. кубометров.
«Газпром» в 2007 году
В начале февраля 2007 «Газпром» и Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) подписали протокол о намерениях, в соответствии с которым в течение первого полугодия 2007 года эти компании создадут совместное предприятие, в которое внесут электроэнергетические и угольные активы. Ожидается, что «Газпром» получит в новом предприятии 50 % плюс одну акцию, а СУЭК — 50 % минус одну акцию. Наиболее вероятно, что в качестве вклада в СП Сибирская угольная энергетическая компания отдаст все основные энергетические и угольные активы (за исключением сетей), а газовый концерн — пакет акций в РАО «ЕЭС России».
В 2007 году «Газпром» впервые вошёл в ежегодный список ста самых уважаемых фирм и компаний мира по версии еженедельника Barron’s (100-е место).
В 2007 году «Газпром» разрабатывал проект завода «Балтийский СПГ» в Ленинградской области, который входит в план мероприятий по освоению рынка сжиженного природного газа Атлантического бассейна, выход который запланирован в 2012 году.
«Газпром» в 2008 году
В мае 2008 года «Газпром» обошёл «Чайна Мобил» и «Дженерал Электрик» и стал третьей компанией мира по капитализации.
9 июня 2008 года было объявлено об отказе от объединения активов «Газпрома» и СУЭК.
«Газпром» в 2009 году
23
сентября 2009 года ОАО «Газпром»
завершило сделку по