Ценообразование в условиях монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Ценовая дискриминация – это политика, ориентированная на использовании низкой ценовой эластичности фирмы и в то же время на реализацию продукции, получение прибыли.
Различают три типа ценовой дискриминации: ценовая дискриминация первой степени или совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация второй степени, ценовая дискриминация третьей степени.

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
1. Определение монополии и ценообразование в ее условиях . . .4
2. Ценовая дискриминация ………………………………………...7
3. Монополия и эффективность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Чистая монополия «De Beers»:
4.1. Экскурс в историю становления алмазной империи . . . . . . .13
4.2. Роль De Beers в управлении мировым рынком бриллиантов. Влияние на Россию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
5. Естественная монополия ОАО «Газпром»
5.1. Экскурс в историю ОАО «Газпром». Становление гиганта . .17
5.2. «Газпром» сегодня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Работа состоит из  1 файл

Эконом.теория.На печать.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

5.2. «Газпром» сегодня 

       ОАО «Газпро́м» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт»), крупнейшая газовая  компания мира, владеет самой протяжённой  газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли. Согласно списку Forbes 2000 (2010 год), «Газпром» по выручке занимает 24-е место среди мировых компаний. Согласно рейтингу Fortune Global 500, по итогам 2009 года Газпром стал самой прибыльной компанией в мире, опередив американскую Exxon Mobil, заняв при этом 50-е место по общему объему выручки. Компания занимает общее 22 место в Fortune Global 500. (2009 год).

       На  долю Газпрома приходится 70 % российской добычи газа. Основные добывающие мощности расположены в Ямало-Ненецком автономном округе. Газпром производит более 8 % российского внутреннего валового продукта. Газпром почти полностью удовлетворяет потребности в газе всего бывшего СССР, восточной и центральной Европы (табл. 2).

       Таблица 2. Объем добычи газа предприятиями «Газпрома»13

               Год V добычи, млрд м3 газа
               2008        547
               2009        461,4
               2010(запланировано)        519,3

       Газпрому  принадлежит Единая система газоснабжения  России, которая включает в себя: 156,9 тысяч км магистральных газопроводов и отводов, 6,1 тысяч км конденсатопродуктопроводов, 268 компрессорных станций общей мощностью 44,8 млн кВт, 24 объекта подземного хранения газа и 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата.

       Мировой кризис сказался на объемах инвестиций ОАО «Газпром». В соответствии с проектом инвестпрограммы с III квартала 2011 года на III квартал 2012 года перенесен срок ввода в эксплуатацию первых пусковых комплексов Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов Бованенково–Ухта из-за снижения прогнозируемого спроса на газ. Снижены инвестиции в развитие добычных мощностей, объектов переработки и подземного хранения газа, а также на реализацию комплексной программы реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа на период 2007-2010 годов.

       Вместе  с тем в проекте инвестиционной программы предусмотрено увеличение инвестиций на реализацию основных приоритетных проектов, в числе которых – строительство газопроводов Грязовец–Выборг, СРТО–Торжок, Починки–Грязовец. Предусмотрен рост капитальных вложений в строительство газопроводов Сахалин–Хабаровск–Владивосток, Джубга–Лазаревское–Сочи. Инвестиции также увеличены в рамках реализации проекта «Газоснабжение Камчатской области. Первая очередь – газоснабжение Петропавловска-Камчатского. Что говорит о временном характере трудностей «Газпрома»14.

       Помимо  всего прочего, «Газпром» совершенствует свою монополию за рубежом. Крупнейший из заявленных зарубежных проектов по добыче углеводородов «Газпрома» — участие в разработке венесуэльского месторождения Бланкия Эсте и Тортуга (совместно с Petroleos de Venezuela, итальянской Eni, малайзийской Petronas и португальской EDP). Потенциальные запасы — 260 млрд куб. м газа и 640 млн т нефти; «Газпром» планирует принять участие в разведке (на этой стадии у него будет 30 % в проекте), а затем в добыче и сжижении природного газа (на этом этапе доля российской компании должна снизиться до 15 %). Общая предполагаемая стоимость проекта на апрель 2009 года — $5,73 млрд.Другие зарубежные проекты российской газовой монополии — блок № 26 в Бенгальском заливе (Индия, ожидаются 375 млн т условного топлива), месторождение «Эл Ассел» (Алжир, 30 млн т нефти), проект «Рафаэль Урданета» (Венесуэла, около 100 млрд м³ газа).15

       Подводя итог всему вышеизложенному, отмечу, что: в условиях переходной экономики России «Газпром» является производителем продукции, которую невозможно импортировать из-за рубежа; за счет поглощения более мелких производств и внедрения в производства других стран «Газпром» добился полного отсутствия конкуренции. Эти условия позволяют причислить ОАО «Газпром» к естественным монополистам как на российском, так и на мировом рынках.  
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 
 

       1. Если фирма становится монополистом, т. е. обретает возможность  существенно влиять на рыночную  ситуацию, она начинает выбирать  те варианты объемов производства и цен, которые наиболее выгодны именно для нее. Прежде всего, фирма определяет предельно возможный объем продаж. Он достигается в тот момент, когда дальнейшее увеличение числа проданных товаров не приносит более прироста выручки от продаж, т. е. когда предельный доход от продаж становится равным нулю. Затем фирма определяет тот объем продаж, который принесет ей наибольшую прибыль, и ограничивает свое предложение именно этой величиной. А поскольку она монополист, то это означает, что и общее рыночное предложение ограничивается той же величиной. В результате на рынок товаров предлагается меньше, чем при совершенной конкуренции, и по более высокой цене. (De Beers и Газпром диктуют цены в своих отраслях деятельности).

       2. Захват монопольного положения на рынке и проведение коммерческой политики, обеспечиваемой им, приносят монополисту повышенную прибыль. Это привлекает на рынок монополиста конкурентов из других отраслей. Но они не могут войти на рынок монополиста, поскольку он защищает его с помощью специальных барьеров. Важнейшими видами таких барьеров являются: естественные, юридические и экономические. Защитив себя от вторжения конкурентов, монополисты начинают использовать свое положение для получения сверхвысоких прибылей. Для этого они применяют различного рода незаконные методы и сговоры.

       3. Опыт столкновения с монополиями  привел развитые страны в конце  прошлого века к пониманию  необходимости ограничения монопольной  практики и защиты конкуренции.  С этой целью принимаются специальные законы и создаются государственные органы, которые препятствуют действиям монополий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

  1. Р.Г. Емцов, М.Ю.Лукин. Микроэкономика, Дело и Сервис, М. 1999
  2. И.В.Липсиц, Экономика. Омега-Л, М. 2006
  3. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева, Норма, М. 2002
  4. Горяинов С., Бриллианты навсегда, Эксперт № 41(725), 18.10.2010
  5. Лента новостей «РИА Новости»
  6. Никитин С., Глазов Е., Государство и проблема монополии, МЭ и МО, 1999, №7
  7. Фазуллина Г., Конец алмазной монополии, Эксперт № 41(301),05.11.2001
  8. DP.ru
  9. Expert Online, 04.09.2009
  10. Lenta.ru
  11. Wikipedia.org

Информация о работе Ценообразование в условиях монополии