Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание

Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что в большинстве стран институтом, отвечающим за выпуск денег, является Центральный Банк. Обычно он отвечает за выпуск денег, регулирование банковской системы и за политику в области обменного курса.

Содержание

Введение………………………………………………………..……3

Глава 1. Сущность и функции центральных банков………..……..5

1.1. Сущность центральных банков………………. …….....5

1.2. Независимость центральных банков от исполнительной

власти…………………………………………………….…….9

1.3. Функции центральных банков…………………………11

Глава 2. Денежно-кредитная политика центральных банков….....15

2.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-

кредитного регулирования………………………………….15

2.2. Регулирование официальной учетной ставки………...18

2.3. Минимальные резервные требования…………………20

2.4. Операции на открытом рынке………………………….23
Заключение………………………..................................................28

Список литературы…………………………………………….…30

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.docx

— 62.02 Кб (Скачать документ)

    Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически  выдавать денежные средства правительству  для финансирования государственных  расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для экономической независимости центрального банка имеет значение характер осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как наличие формальных организационных связей между центральным банком и правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из проведенных исследований степени независимости центральных банков с использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким уровнем инфляции. Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

  1. Независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
  2. Личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;
  3. Юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка.

    Важным  фактором, определяющим возможности  центрального банка поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения  с государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями  центрального банка и государственных  органов власти повышают степень  доверия последних к действиям  центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения  стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности.  

    1. Функции центральных банков

    Функциями всякого национального Центрального банка можно назвать:

     - обеспечение устойчивости национальной  денежной единицы внутри страны  и на мировых рынках, её покупательной  способности, минимизации инфляции  для создания благоприятных условий  экономического роста;

     - обеспечение эффективного развития  банковской системы страны, включая  организацию функционирования расчётно-платёжного  механизма в народном хозяйстве  (прежде всего концептуальный  и методический аспекты).

     Это по сути как раз то, что в ст. 3 Закона «О Центральном банке РФ»  обозначено как основные цели деятельности Банка России. Кстати, в Конституции  РФ2 защита и обеспечение устойчивости рубля названы основной и исключительной функцией Центробанка.

     Первейшая обязанность центрального банка  в рыночной экономике - защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков, а тем самым опосредованно - нормальному экономическому росту. Следовательно, центральный банк должен знать все рынки и действующие на них организации, но главное - господствующее и ещё только складывающиеся на данных рынках тенденции, чтобы предлагать их участникам обоснованные денежную и кредитную политику, отвечающие коренным интересам экономики и населения.

     По  закону3 Банк России выполняет следующие функции:

  • Во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их рефинансирование;
  • Устанавливает правила осуществления расчётов (платежей) в стране;
  • Устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учёта отчётности для банковской системы;
  • Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация и исполнение бюджетов;
  • Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Центрального банка РФ;
  • Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществления банковских операций, приостанавливает их действия и отзывает их;
  • Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с ФЗ;
  • Осуществляет самостоятельно или по поручению правительства РФ проводит все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
  • Определяет порядок осуществления расчётов (платежей) с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;
  • Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию и проведение операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • Принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса РФ и организует составление такого баланса;
  • Проводит анализ и прогнозирование состояние экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • Выполняет иные задачи в соответствии с федеральными законами.

    Примерно  аналогичный перечень задач стоит  перед каждым центральным банком.

    Известным обобщением содержания всех этих функций, попыткой выделить «самые главные» из них можно считать давно устоявшиеся  в литературе несколько публицистичные характеристики центрального банка  такие, как:

     - единый эмиссионный центр страны;

     - банк правительства;

     - банк банков и т. п.

     Таким образом, современные центральные  банки, по мнению большинства экономистов, выполняют следующие функции  в экономике, вытекающие из их экономической сущности:

     - эмиссионную;

     - функцию банкира правительства  (проявляется в том, что центральный  банк становится кассиром, кредитором  и финансовым агентом правительства);

     - функцию банка банков (занимается  обслуживанием коммерческих банков, а не коммерческой клиентуры,  создаёт систему рефинансирования  коммерческих банков);

     - надзорную или контрольную функцию  (иногда эту функцию исполняют  специально созданные органы  банковского надзора, независимые  от центрального банка);

     - регулирующую функцию (выражается  в разработке и проведении  денежно-кредитной и валютной  политики, благодаря которым центральный  банк большей частью и достигает  поставленных перед ним целей  и задач);

    - расчётную функцию или функцию  организатора расчётов. 

Глава 2. Денежно-кредитная политика центрального банка

2.1 Основные задачи, цели, методы и  формы денежно-кредитного  регулирования. 

    Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое центральным  банком, является одним из элементов  экономической политики государства  и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Оно  нацелено на достижение стабильного  экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы, В законах  о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса  национальной валюты.

    В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политика разделяется  на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно  воздействующую на объем денежной массы  в обращении. Эти меры воздействия  взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный  банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков ссудных  капиталов возможности центрального банка непосредственно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем  расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.

    Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых центральными банками  зарубежных государств, довольно широк. Использование различных видов  инструментов варьируется в зависимости  от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.

    Имеющиеся в распоряжении центрального банка  инструменты денежно-кредитного регулирования  различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег  и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные  и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.

    Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

    По  форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах.

    Под инструментами рыночного характера  подразумеваются способы воздействия  центрального банка на денежно-кредитную  сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке  и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей  гибкостью по сравнению с административными, но результаты их  применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

    По  характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные.

    Посредством использования количественных методов  оказывается влияние на состояние  кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом.

    Качественные  инструменты представляют собой  вариант прямого регулирования  качественного параметра рынка, а именно - стоимости банковских кредитов.

    По  срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

    Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми  центральными банками зарубежных стран, являются установление минимальных  резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование  официальной учетной ставки и  операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В  некоторых странах центральные  банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений  лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

Информация о работе Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях