Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание

Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что в большинстве стран институтом, отвечающим за выпуск денег, является Центральный Банк. Обычно он отвечает за выпуск денег, регулирование банковской системы и за политику в области обменного курса.

Содержание

Введение………………………………………………………..……3

Глава 1. Сущность и функции центральных банков………..……..5

1.1. Сущность центральных банков………………. …….....5

1.2. Независимость центральных банков от исполнительной

власти…………………………………………………….…….9

1.3. Функции центральных банков…………………………11

Глава 2. Денежно-кредитная политика центральных банков….....15

2.1. Основные задачи, цели, методы и формы денежно-

кредитного регулирования………………………………….15

2.2. Регулирование официальной учетной ставки………...18

2.3. Минимальные резервные требования…………………20

2.4. Операции на открытом рынке………………………….23
Заключение………………………..................................................28

Список литературы…………………………………………….…30

Работа состоит из  1 файл

Экономическая теория.docx

— 62.02 Кб (Скачать документ)
align="justify">    На  начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными  являются прямые методы вмешательства  центрального банка в денежно-кредитную  сферу: административное регулирование  депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов  кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития рыночных отношений  наблюдается переход к рыночным (косвенным) методам регулирования  денежной массы, и прежде всего к  операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок. 

2.2. Регулирование официальной учетной ставки

    Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным  средствам центральных банков, которые  предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками  в операциях с коммерческими  банками по учету краткосрочных  государственных облигаций и  переучету коммерческих векселей и  других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными  словами, официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

    Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный  банк определяет стоимость привлечения  кредитных ресурсов коммерческими  банками. Чем выше уровень официальной  учетной ставки, тем выше стоимость  кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

    Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным) инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования  с помощью изменений официальной  учетной ставки довольно прост, что  и явилось причиной его широкого использования, как в развитых, так  и развивающихся странах. Например, если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает  учетную ставку, удорожая тем самым  кредиты рефинансирования. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной  ставки. Однако центральному банку  не всегда удается достичь намеченной цели. Например, повышение учетной  ставки центрального банка не будет  эффективным, если на денежном рынке  в данный момент наблюдается тенденция  снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения, так  как в этом случае коммерческие банки  предпочтут использовать более дешевые  кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные средства центрального банка. Если же официальная учетная  ставка центрального банка уже до ее понижения находилась на уровне ниже рыночной, то удешевление и  без того дешевых кредитов повлечет за собой соответствующую реакцию  денежного рынка.

    Посредством манипуляций с официальной учетной  ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной  учетной ставки влечет за собой повышение  ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как  со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны  кредитных институтов, поскольку  при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение  ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

   Изменение официальной учетной ставки как  инструмент денежно-кредитного регулирования  широко используется центральными банками  развитых стран, в то время как  в развивающихся государствах отдается предпочтение прямому регулированию  процентных ставок по кредитам и депозитам  коммерческих банков.

   Оценивая  регулирующую роль официальной учетной  ставки, следует отметить, что она  является для деловых кругов страны своего рода барометром экономической  обстановки. 

2.3. Минимальные резервные требования

    Одним из наиболее активно применяемых  центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные  требования в отношении обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой применения, что  в совокупности с непосредственным воздействием на уровень ликвидности  коммерческих банков делает его весьма привлекательным.

    Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения нормы обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

    Изменение норм минимальных резервных требований - один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы.

    Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования  возникли в качестве своего рода обеспечения  обязательств по депозитам коммерческих банков. Это их назначение сохранилось  и в настоящее время. Они выполняют  две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку центральные банки все больше предпочтения отдают более гибким инструментам регулирования.

    Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном  порядке. Механизм использования резервных  требований достаточно дифференцирован  по странам, как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего, неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявление в установлении требований к разным частям баланса - активам или пассивам коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требований является определение нормы как процента от обязательств. При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельным статьям, что практикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются срочные депозиты и депозиты до востребования. Вместе с тем с появлением новых видов банковских обязательств или вследствие растущего значения уже существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды пассивов.

    Освобождение  отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к  определенным отрицательным последствиям - в частности, банки начинают манипулировать составом своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.

    Большое значение в практике применения резервных  требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода  на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер. Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому, чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а, следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до одного дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.

    Центральные банки варьируют величину нормы  обязательных резервных требований в пределах, установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами.

   Политика  установления минимальных резервных  требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования  в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.  

    1. Операции  на открытом рынке

    Под  операциями Центрального Банка на открытом  рынке понимаются  купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные  операции  с  ценными бумагами с совершением позднее  обратной сделки.

    Лимит операций   на   открытом   рынке   утверждается  Советом    директоров. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

    - условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

    - объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

    - срочности сделки: краткосрочные (до трех мес.), долгосрочные (до одного года и более) операции с ценными бумагами;

    - сферы проведения операций: только на банковском  секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

    - способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

    Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

    По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными  бумагами могут быть прямыми либо обратными.

    Прямая  операция представляет собой обычную  покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам. Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

    Фактически  Центральный Банк России выполняет  функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования  и контроля.

    Центральный банк России обеспечивает «организационную» сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций: проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов,  перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка государственных краткосрочных облигаций в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой центрального банка России.

    При этом Банк России не ставит своей целью  извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка  государственных краткосрочных облигаций, что определяет привлекательность рынка государственных краткосрочных облигаций для инвесторов.

Информация о работе Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях