Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

Государственный долг-это сумма накопленных за определенный период
времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных
сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг-это долг иностранным государствам,
организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим
бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные
услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной
экономики.
1. Бюджет: его структура, принципы построения и значение;
2. Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.

Глава 2. Проблема бюджетного дефицита способы его устранения.
1. Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;
2. Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного
дефицита;
Глава 3. Государственный долг и методы его сокращения.
3.1 Государственный долг: его виды, причины возникновения и
роста;
3.2 Государственный долг России –валютная структура и размер:
1. Проблемы внешней задолженности России ;
2. Внутренний долг;
3.3 Роль государства в сокращении государственного долга:
1. Реструктуризация;
2. Конверсия;
Заключение.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экон теории.doc

— 665.00 Кб (Скачать документ)

номинальным дефицитом  и величиной государственного  долга  на  начало  года,

умноженной на темп инфляции. 

Первичный дефицит  государственного бюджета. 

      Первичный дефицит (излишек) государственного  бюджета - разность  между

величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие  первичного

дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

      У  различных  стран  с   переходной   экономикой   возможности   выбора

приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы,  хотя

и ограничены. Возможности  для преимущественно  безинфляционной  стабилизации

бюджета, как правило,  незначительны  и  финансирование  осуществляется  при

активном участии  Центрального Банка.

|Таблица 2:    | |  |                    | |                  | |         |

|Показатели    | |  |                    | |                  | |         |

|долгового     | |  |                    | |                  | |         |

|бремени в     | |  |                    | |                  | |         |

|некоторых     | |  |                    | |                  | |         |

|странах.[21]  | |  |                    | |                  | |         |

|Страны        | |  |Отношение долга     | |Отношение долга к | |         |

|              | |  |                    | |денежной          | |         |

|              | |  |к ВВП (%%)          | |массе М2 в %%     | |         |

|Великобритания| |  |49                  | |47                | |         |

|Испания       | |  |65                  | |59                | |         |

|Люксембург    | |  |1,6                 | |1,5               | |         |

|Швейцария     | |  |23                  | |18                | |         |

|Япония        | |  |87                  | |75                | |         |

|Исландия      | |  |55                  | |144,4             | |         |

|Россия        | |  |47                  | |378               | |         | 

      Действительное бремя государственного  долга для той  или  иной  страны

предопределяется  прежде всего способностью (или неспособностью)  государства

его обслуживать.  А  эта  способность  правительства мобилизовать  наличные

денежные ресурсы  в большой степени зависит  от величины денежной  массы,  чем

от размеров ВВП.

        В  условиях,  когда   показатель   монетизации   экономики,   равный

соотношению между  объемом денежной массы  М2 и ВВП,  достаточно  близок  к

единице, отношения  объемов государственного долга  к ВВП и к  М2  если  и  не

совпадают, то достаточно близки по значению. Картина существенно  изменяется

тогда, когда  из-за  низкого  доверия  к  национальной  валюте  (вследствие,

например, ранее  пережитой высокой инфляции)  уровень  монетизации  экономики

низок.

      В этом случае показатель долг/М2  оказывается в несколько раз  выше, чем

показатель долг/ВВП в экономике, величина  которого  обычно  характеризуется

соотношением "долг/ВВП". Наличие  первичного  бюджетного  дефицита  является

фактором  увеличения  и  основной   суммы   долга,   и   коэффициентов   его

обслуживания, что  приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение  доли

первичного   бюджетного   излишка   в   ВВП   позволяет   избежать    такого

самовоспроизводства долга и его неуправляемого роста. 
 

Квазифискальный дефицит государственного бюджета. 

   Квазифискальный  (квазибюджетный)  дефицит  -   существующий   наряду   с

измеряемым   (официальным)   скрытый   дефицит   государственного   бюджета,

обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

   Квазифискальные  операции включают, например, следующие:

1. финансирование  государственными  предприятиями  избыточной  занятости  в

   государственном  секторе и выплата ими заработной  платы  по  ставкам  выше

   рыночных  за  счет  банковских  ссуд  или   путем   накопления   взаимной

   задолженности;

2. накопление в  коммерческих  банках,  отделившихся  на  начальных  стадиях

   экономических   реформ   от   Центрального   Банка,   большого   портфеля

   недействующих   ссуд  -  т.н.  "плохих  долгов"   (просроченных   долговых

   обязательств  госпредприятий,  льготных  кредитов  домашним   хозяйствам,

   фирмам  и т.д.). Эти кредиты, в конце  концов, выплачиваются в основном  за

   счет льготных  кредитов Центрального Банка;

3.  отдельные   операции,  связанные  с   государственным  долгом,   а   также

   финансирование  Центральным Банком убытков от мероприятий по  стабилизации

   обменного  курса валюты, беспроцентных и  льготных  кредитов  правительству

   (например,  на   закупки   пшеницы,   риса,   кофе   и   т.д.);   кредиты

   рефинансирования  коммерческим банкам на обслуживание "плохих  долгов",  а

   также   рефинансирование   Центральным    Банком    сельскохозяйственных,

   промышленных  и жилищных программ  правительства   по  льготным  ставкам  и

   т.д.) деятельностью  Центрального  Банка,  государственных   предприятий  и

   коммерческих  банков как в индустриальных, так и в переходных экономиках. 

|Таблица 1. Доля        |              |                       |

|дефицита в  % от ВВП.   |              |                       |

|параметры              |года          |                       |

|                       |1996          |1997                   |

|ведущие индустриальные |              |                       |

|страны(1)              |              |                       |

|фактический дефицит    |-2,9          |-2,3                   |

|относительное          |-1,4          |-1,1                   |

|отклонение к  ВВП(2)    |              |                       |

|структурный дефицит    |-2,1          |-1,6                   |

|остальные              |              |                       |

|индустриальные         |              |                       |

|страны(3)              |              |                       |

|фактический дефицит    |-2,9          |-2                     |

|относительное          |-1,2          |-1,1                   |

|отклонение к  ВВП(2)    |              |                       |

|структурный дефицит    |-2,1          |-1,4                   | 

|Примечание к      | |         |    |    |    |    |    |    |

|таблице :         | |         |    |    |    |    |    |    |

| 1. Группа        | |         |    |    |    |    |    |    |

|индустриально     | |         |    |    |    |    |    |    |

|развитых стран    | |         |    |    |    |    |    |    |

|объединяет страны | |         |    |    |    |    |    |    |

|"большой          | |         |    |    |    |    |    |    |

| семерки".        | |         |    |    |    |    |    |    |

| 2. Показатель    | |         |    |    |    |    |    |    |

|"относительное    | |         |    |    |    |    |    |    |

|отклонение ВВП"   | |         |    |    |    |    |    |    |

|представляет  собой| |         |    |    |    |    |    |    |

|величину          | |         |    |    |    |    |    |    |

|относительного    | |         |    |    |    |    |    |    |

|отклонения        | |         |    |    |    |    |    |    |

|фактического      | |         |    |    |    |    |    |    |

|объема ВНП  от     | |         |    |    |    |    |    |    |

|его потенциального| |         |    |    |    |    |    |    |

|уровня.           | |         |    |    |    |    |    |    |

| 3. Группа        | |         |    |    |    |    |    |    |

|индустриальных    | |         |    |    |    |    |    |    |

|стран в 1980-89   | |         |    |    |   |    |    |    |

|гг. включала      | |         |    |    |    |    |    |    |

|Австралию,        | |         |    |    |    |    |    |    |

|Австрию, Бельгию, | |         |    |    |    |    |    |    |

|Данию, Ирландию,  | |         |    |    |    |    |    |    |

|Испанию,          | |         |    |    |    |    |    |    |

|Нидерланды, Новую  | |         |    |    |    |    |    |    |

|Зеландию и  Швецию.| |         |    |    |    |    |    |    |

|В последующий     | |         |    |    |    |    |    |    |

|период в нее  также| |         |    |    |    |    |    |    |

|были включены     | |         |    |    |    |    |    |    |

|Греция, Норвегия, | |         |    |    |    |    |    |    |

|Португалия и      | |         |    |    |    |    |    |    |

|Финляндия.        | |         |    |    |    |    |    |    | 

2.2 Основные подходы  к сокращению и ликвидации  дефицита государственного

бюджета.

                      1.Монетизация бюджетного дефицита 

       В  случае  монетизации  дефицита  (то  есть  внутреннего  банковского

финансирования) нередко  возникает сеньораж - доход государства  от  печатания

денег. Сеньораж является следствием превышения темпа  роста  денежной  массы

над темпом роста  реального ВВП, что приводит  к  повышению  среднего  уровня

цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный  инфляционный

налог, и часть  их доходов  перераспределяется  в  пользу  государства  через

возросшие цены.

       В условиях повышения уровня  инфляции возникает так называемый "эффект

Танзи"  -  сознательное  затягивание  налогоплательщиками  сроков   внесения

налоговых отчислений в государственный бюджет,  что  характерно  для  многих

переходных   экономик.   Нарастание   инфляционного    напряжения    создает

экономические стимулы  для "откладывания" уплаты налогов, так  как  за  время

"затяжки"  происходит обесценение денег,  в  результате  которого  выигрывает

налогоплательщик.  В  итоге  дефицит  государственного   бюджета   и   общая

неустойчивость  финансовой системы могут возрасти.

      Монетизация дефицита государственного бюджета может не  сопровождаться

непосредственно эмиссией наличности, а  осуществляется  в  других  формах  -

<

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и государственный долг в Казахстане