Дефицит государственного бюджета и путей его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение.

Глава 1. Государственный бюджет и его структура.

Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.

Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.

2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.

Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 101.26 Кб (Скачать документ)

Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета  работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое  оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).  

Через расходы  и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики  и инвестиций, повышения эффективности  производства. Через бюджет оказывается  государственная поддержка отдельным  отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной  промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым  другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных  и быстроокупаемых проектов. Для  регулирования экономики используются налоги.

При распределении  финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев  населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также  поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В  условиях становления рыночных отношений  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

 

 

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового  плана государства, являются:

1) перераспределение  национального дохода и ВВП,  которое влияет на государственное  регулирование и стимулирование  экономики, финансовое обеспечение  социальной политики;

2) Контроль  за образованием и использованием  централизованного фонда денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и  территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов РФ. В современных  условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств. 
      Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее целесообразное, оптимальное  соотношение между централизованными  и нецентрализованными фондами  денежных средств, определяются размеры  финансовых ресурсов, концентрируемых  в предприятиях, и степень участия  предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет с  помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики  и повышения эффективности производства.

В отношения  с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного  производства. Объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда  денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений.

 

 

Бюджетный контроль преследует в основном три цели:

 

1) мобилизацию  денежных средств для централизованного  фонда государства; 

2) соблюдение  режима экономии при расходовании  финансовых ресурсов;  

3) Повышение  эффективности расходования бюджетных  средств. 
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции.

 

Поступление средств в бюджет и их использование  показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций.

 С помощью  бюджета осуществляется контроль  за рациональным использованием  финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Принципы бюджетной системы.

 

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы  Российской Федерации:

 

  • единства бюджетной системы  Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

 

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

 

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных  органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

право органов  государственной власти  и органов  местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов  соответствующих бюджетов;

недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость  компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных  законом случаев.

 

Принцип полноты учета бюджетных  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

 

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

 

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

 

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

 

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

 

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бюджетная классификация, доходы и расходы.

 

Для составления  и исполнения бюджетов и обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации.

 Бюджетная  классификация является группировкой  доходов и расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  и источников финансирования  дефицитов этих бюджетов с  присвоением объектам классификации  группировочных кодов. Бюджетная  классификация дает возможность  экономического и статистического  анализа доходов и расходов  бюджетов РФ, обеспечивает адресность  выделения финансовых ресурсов.

 

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная  классификация включает:

 

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

 

Бюджетная классификация  в части классификации доходов  бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации  расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации  является единой для всех уровней  бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней и  составлении консолидированных  бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить  дальнейшую детализацию объектов бюджетной  классификации, не нарушая общих  принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и путей его преодоления