Дефицит государственного бюджета и путей его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение.

Глава 1. Государственный бюджет и его структура.

Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.

Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.

2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.

Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 101.26 Кб (Скачать документ)

Бюджетная классификация3 подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

 

Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

 

Доходы  бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие  в бюджет и состоящие из налоговых  и неналоговых доходов, кроме  того, доходы бюджета образуются за счёт безвозмездных перечислений.

Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся  штрафы и пени, уплаченные за нарушение  налогового законодательства.

К неналоговым  доходам относятся: доходы от продаж и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности; штрафы, внимание которых  не связано с налогами; доходы от платных услуг.

В зависимости  от источников поступления бюджетные  доходы можно подразделить на собственные  и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими бюджетами  законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.

Регулирующие  доходы бюджета – федеральные  и региональные налоги, иные платежи.

Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетное взаимоотношение центра и регионов. Доходная часть территориального бюджета состоит из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, субсидий и кредитных ресурсов.

Механизм  трансфертов – ещё одно понятие  бюджетных отношений. В 1994г. был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором  их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов.

Трансферт –  это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда  финансовой поддержки; перечисляются  ежемесячно.

Трансферты  выделяются только тем регионам, которые  действительно « нуждаются в  поддержке».

Для выравнивания доходов важно создать взаимоотношения  между ресурсами и местными бюджетами.

Расходы бюджета  выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная  деятельность, национальная оборона): ведомственное - обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономические – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)

Расходы бюджета  делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.

В составе  капитальных расходов сформулирован  бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.

Объём денежных средств, направленных в бюджетное  развитие, устанавливается федеральным  законом о бюджете на следующий  год

Текущие расходы  бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также  бюджетных учреждений; оказание государственной  поддержки другим бюджетным и  отдельным отраслям экономике.

В бюджете  текущих расходов предусмотрено  выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым осуществляются независимо от снижения объёма поступлений  доходов в бюджет. Например, в  соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2000г.» - приоритетному финансированию подлежат (оплата труда работникам бюджетной  сферы, бесплатны отпуск молочных продуктов  детям, субсидии малоимущим на строительство  и приобретения жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, расходы по обслуживанию и  погашению государственного долга.

Именно такие  статьи расходов, как социальные пособия, образование, здравоохранение играют самую важную роль; поэтому им отводится  первое место в бюджетной политике.

Структура расходов государственного бюджета оказывает  регулирующее воздействие на размеры  спроса и капиталовложений, а также  на отраслевую и региональную структуру  экономики, национальную конкурентоспособность  на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование  экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулирующие  экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны, новее зарубежные страны, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Поскольку уровни развития государственного регулирования  экономики, его конкретные цели, национальный опыт программирования, доли государственной  собственности в экономике разных стран неодинаковы, различна и роль бюджетных расходов в хозяйстве.

В целом, расходы  бюджета играют в государственном  регулировании экономики несравненно  меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное  списание основного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.

 

2.1. Понятие бюджетного дефицита.

 

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения 
государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и 
местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, для обеспечения функций органов государственной власти.  
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств 
чение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

 Совокупность  всех видов бюджетов образует  бюджетную систему 
государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и 
принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным 
устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое 
распоряжение определенную часть перераспределяемого национального 
дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости 
от разграничения функций между уровнями управления.

 

 Бюджетная  система РФ состоит из трех  звеньев:

 

    • федеральный бюджет РФ;
    • бюджеты национального государственных и административно территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
    • местные бюджеты.

 

Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их 
спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования 
рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, 
финансовых санкций и льгот. До 1991 г. бюджетная система страны была единой.

В последние  годы в условиях создания Российского  государства, 
развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления 
самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в 
бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством 
стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название 
федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, 
бюджеты национально государственных и административно территориальных образований.

Сегодня бюджетная  система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета  республик в составе РФ , 56 краевых  и областных бюджетов Москвы и  Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся  городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.

Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через 
единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс  представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов.  Его составной  частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом  по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных  бюджетов.4 Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются, и используется для аналитических и статистических целей.

 Федеральный  бюджет РФ является основным  финансовым планом государства,  утверждаемым Федеральным Собранием  (принимается Государственной Думой  и одобряется Советом Федерации)  и имеющим статус федерального  закона.

Через федеральный  бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования  для целей государственного регулирования  экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств  федерального бюджета покрываются  такие затраты, как содержание органов  государственного управления, обеспечение  потребностей обороны страны, обслуживание государственного 
долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной 
классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций 
государства.

 
В зависимости от влияния на процесс  расширенного воспроизводства 
бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих 
потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост 
запасов).

Бюджетная классификация  является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Бюджетная классификация  должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.

Согласно  экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по 
направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, 
капитальные вложения в основные фонды, выплату субсидий предприятиям 
и населению и т.д.

Среди расходов федерального бюджета особое место  занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами).  Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело  в основном налоговый характер. 
Налоговые доходы это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

Ведущее место  среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.

Среди неналоговых  доходов на 1995 г. главными были: от приватизации внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов.

 К неналоговым  доходам относится и возврат бюджетных ссуд.

 Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие  в соответствующие бюджеты, носят  название 
закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия 
его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх 
закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных 
формах. Они получили название регулирующих доходов. 

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и путей его преодоления