Дефицит государственного бюджета и путей его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение.

Глава 1. Государственный бюджет и его структура.

Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.

Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.

2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.

Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 101.26 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

 

Северо-Западный государственный заочный технический  университет

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

                                                    Курсовая работа по курсу                  

                                                    «Экономическая теория»

 

  Работа сдана  «____»________201_г.                

                                                          Проверил________________(ф.и.о.)

                                                                «______»____________201__г.

 

                                                              

 

 

 

Санкт-Петербург, 2010


 

 

 

 

 

 

 

План:

 

Введение.

 

Глава 1. Государственный бюджет и  его структура.

 

    1. Понятие и функции государственного бюджета.
    2. Принципы бюджетной системы.
    3. Бюджетная классификация, доходы и расходы.

 

Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.

 

2.1. Понятие  бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.

2.2. Причины  дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.

 

Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.

 

Заключение.

 

Список  используемой литературы.

 

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет.

Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций.

В связи с  такой глобальной значимостью для  процветания любого государства  его “сбалансированного” государственного бюджета, следует внимательно изучить  все проблемы, возникающие при  его формировании, в частности  дефицит государственного бюджета.

Однако данная система зачастую сталкивается с  проблемами, выраженными в форме  бюджетной задолженности или  бюджетного дефицита. Его возникновение  обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты  на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного  производства, массовый выпуск “пустых” денег.

Бюджетный дефицит  является той макроэкономической величиной, по отношению к которой можно  представить все многообразие подходов по регулированию экономики любого государства. 

Тема моей работы – дефицит бюджета –  на сегодняшний день сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к нему. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем.

Государственный бюджет – это объект исследования в моей курсовой работе.

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Выяснение вопроса, является ли бюджетный дефицит отрицательным явлением и есть ли способы, ведущие к уменьшению дефицита.

Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

Задачи работы: 

 

1. Определить  сущность бюджета и его структуры; 

2. Рассмотреть  причины дефицита бюджета; 

3. Проанализировать  возможность сбалансирования бюджета. 

 

В литературе проблема дефицита государственного бюджета освещается довольно подробно, что не удивительно. О бюджетах, бюджетном процессе, меж бюджетных отношениях пишут многое: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, как на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы.

 Основной  трудностью было систематизировать  и обобщить имеющиеся сведения, и дать по возможности точные  данные, поднять проблемы дефицита  госбюджета и выявить перспективы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный бюджет и  его структура.

 

 

    1. Понятие и функции государственного бюджета.

 

Вмешательство государства в процессы экономической  жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых  финансовых и материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства  находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к  непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны  с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными  и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения  услуг, и организовывать эффективное  использование этих ресурсов.

Государственные ресурсы могут формироваться  двумя способами: за счет прямого  участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения  в виде налогообложения хозяйствующих  субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в  аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные  организации получают выручку, которая  способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.

В ряде случаев  государство намеренно использует цены, не покрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это обусловлено  стремлением государства, стимулировать  потребление благ, обладающих важными  достоинствами для граждан (например, посещение музеев).

Сниженные цены продаж могут также служить обеспечению  доступности предметов первой необходимости  для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования  на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность  деятельности государственных предприятий  оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставления льгот и субсидий государству необходимы финансовые средства. Еще большая потребность  в средствах определяется тем, что  многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, социальных программ, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.

В силу полного  отсутствия или в пределах средней  нормы прибыли для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для  частного сектора. И тогда для  реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих  функций используются перераспределительные  механизмы — принудительное изъятие  части доходов.

Для этих целей  основным источником денежных средств  у государства является налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать  в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан  и организаций на получаемые ими  доходы, присваивая себе их некоторую  устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство  затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает  не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в  качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с  доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и  т.д.

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных  финансов. Сущность бюджета обусловлена  не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории  финансов, но и сущностью государства  и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических  формациях бюджет удовлетворяет  потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих  конституционные права и свободы  граждан.

Бюджет функционирует  в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое  обособление связано с тем, что  любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса  социальной и экономической политики, представляет собой соотношение  целей развития общества и средств  их достижения. Конкретными формами  этого баланса являются соотношения  между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между  различными моделями экономического развития.

С одной стороны, отличительная особенность бюджета  состоит в том, что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета  заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения  и потребления общественного  продукта. Как известно, способ распределения  определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

В бюджете  отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда  старое не отрицается абсолютно, а все  положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке  развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать  как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием  государства.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную  систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральный  бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты  муниципальных образований (местные  бюджеты)

Согласно  статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным  казначейством.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетный  профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета  превышают доходы бюджета, то это  называется бюджетный дефицит (или  дефицит бюджета).1 Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.2

 

 

Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью  распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы,

межтерриториальное  и межотраслевое распределение  финансовых ресурсов, формируются фонды  специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в  руках государства и их использование  с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Информация о работе Дефицит государственного бюджета и путей его преодоления