Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение.
Глава 1. Государственный бюджет и его структура.
Понятие и функции государственного бюджета.
Принципы бюджетной системы.
Бюджетная классификация, доходы и расходы.
Глава 2. Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления.
2.1. Понятие бюджетного дефицита. Виды бюджетного дефицита.
2.2. Причины дефицита государственного бюджета. Пути ликвидации дефицита.
Глава 3. Балансирование государственного бюджета и его особенности в России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы. Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. руб., что составляло 36% от объема расходов.
Законами о федеральном бюджете России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб. В законе о федеральном бюджете на 2003 год превышение доходов над расходами было предусмотрено в сумме 72,2 млрд. рублей.
Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами.
Сбалансированность бюджета,
Представители
кейнсианской теории обосновали отсутствие
необходимости достижения ежегодного
равенства доходов и расходов
бюджета и заложили фундаментальные
основы использования государственных
расходов, налогов, бюджетного дефицита
и государственных
С
80-х гг. XX в. на основе теории «экономики
предложения» (кейнсианство же концентрировало
внимание на регулировании спроса)
формируются новые взгляды на
проблему использования государственных
финансов для стимулирования экономического
роста. Появляются и начинают применяться
на практике теории «компенсирующего
бюджета», «функциональных финансов»
и т.п. При некотором различии
в подходах к тактике использования
отдельных финансовых инструментов,
в отношении к бюджетному дефициту,
общим для этих теорий является признание
необязательности ежегодного достижения
равенства между расходами и
доходами бюджета, активное использование
государственных расходов и налоговой
политики для постоянного поддержания
в стране благоприятной
В
настоящее время правительства
экономически развитых стран взяли
на вооружение рекомендации современных
теорий использования государственных
финансов для целей регулирования
экономики. В этих условиях бюджетный
дефицит и сопутствующий ему
государственный долг рассматриваются
не как «зло» экономики, а как
гибкие и эффективные инструменты
государственной политики. Однако их
использование имеет
Правительства государств с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут быть точно спрогнозированы и определяются многочисленными (зачастую случайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, основанного на равенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит. Некоторые из них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована на экспорт энергоресурсов) вынужденно проводят политику профицитного бюджета и формирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.
Однако
необходимо отметить, что достижение
равенства доходов и расходов
бюджета является довольно редким случаем
в практике составления бюджетов.
Его можно добиться только на пути
сдерживания роста
Бюджетный
дефицит и профицит могут быть
первичными и общими (итоговыми). Первичный
дефицит имеет место при
Дефицит бюджета
может быть краткосрочным и долгосрочным.
Краткосрочный дефицит
Различают структурный
и циклический бюджетный
Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит.
Активный
дефицит есть результат сознательного
увеличения государственных расходов
в целях регулирования
Пассивный
дефицит возникает в случае
падения объема налоговых
Достижение сбалансированности бюджета в условиях его дефицитности имеет ряд проблем. Если дефицит имеет краткосрочный характер, то правительству достаточно проведения мер по ограничению роста бюджетных расходов или сокращению налоговых поступлений. Если дефицит имеет долгосрочный характер, то правительство не может обойтись только бюджетно-налоговыми мерами: необходимы проведение реструктуризации экономики, внедрение новых технологий, модернизация производства, финансовое оздоровление предприятий, принятие иных мер общеэкономического характера по устранению причин, определяющих наличие хронического дефицита.
Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источников его финансирования. Основными способами привлечения средств для покрытия разрыва между расходами и доходами бюджета являются проведение государственных заимствований, продажа государственных запасов, имущества и земельных участков, кредитно-денежная эмиссия (монетизация).
Кредитно-денежная
эмиссия представляет собой инфляционный
способ покрытия бюджетного дефицита,
поскольку непосредственно
Долговое
финансирование бюджетного дефицита посредством
государственных заимствований
представляет собой в основном неинфляционный
способ покрытия разрыва между расходами
и доходами бюджета. С помощью
заимствований государство
Продажа государственных запасов, имущества и земельных участков является также неинфляционным способом финансирования дефицитного бюджета. Однако он используется не часто, поскольку сами объекты реализации являются ограниченными.
В результате
проведения работы по привлечению источников
финансирования бюджетного дефицита все
бюджетные расходы
Таким образом,
под сбалансированностью
Бюджетный кодекс
РФ в ст. 33 рассматривает
Бюджетный кодекс
РФ в ст. 92 устанавливает ограничения
для размера утверждаемых дефицитов
бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ. Так, размер дефицита федерального
бюджета, утвержденный федеральным
законом о федеральном бюджете,
не может превышать суммарный
объем бюджетных инвестиций и
расходов на обслуживание государственного
долга Российской Федерации в
соответствующем финансовом году. Размер
дефицита бюджета субъекта Российской
Федерации (местного бюджета), утвержденный
законом (нормативным актом
Принятие
бюджета на очередной финансовый
год с дефицитом предполагает
необходимость утверждения
Информация о работе Дефицит государственного бюджета и путей его преодоления