Денежно-кредитная система России

Автор работы: Лина Калинкина, 12 Августа 2010 в 17:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной системы РФ;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Также, в данной работе были использованы информационные материалы законодательных актов, труды отечественных и зарубежных авторов-исследователей, периодические издания.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной системы
Деньги: функции, сущность и виды. Денежная масса
Сущность и виды денежно-кредитной политики
Глава 2. Основы денежно-кредитной системы
Денежно-кредитная система РФ
Роль ЦБ РФ в денежно-кредитной системе
Глава 3. Основные направления денежно-кредитной политики
Анализ основных денежно-кредитных показателей
Основные направления денежно-кредитной политики РФ

Работа состоит из  1 файл

курсач собстно.docx

— 76.10 Кб (Скачать документ)

      Переучет  векселей представляет собой способ рефинансирования путем использования такого распространенного кредитного и расчетного инструмента, как вексель.

      Участниками операций по переучету векселей являются Банк России в лице операционного  подразделения по переучету векселей (ОППВ), Учетный банк (коммерческий банк, получивший статус Учетного банка) и  российская организация-экспортер.

      Учет  векселя представляет собой финансирование Учетным банком организации-экспортера под выдачу последней простого векселя  на имя Учетного банка. Переучет векселя  – это покупка Банком России векселя  организации-экспортера у Учетного банка по установленной ставке переучета.

      Согласно  пункту 4 Положения ЦБ РФ от 30.12.98 № 65-П  «О проведении Банком России переучетных  операций» к переучету принимаются  простые векселя, соответствующие  требованиям Женевской Конвенции  1930 г. № 358 и составленные на установленном стандартном бланке, со сроком «на определенный день», векселедателями по которым выступают организации-экспортеры, включенные в список, утверждаемый Банком России. При этом срок платежа по векселю не должен превышать 6 месяцев с даты составления векселя и 1 месяца с даты последнего платежа по экспортному контракту.

      Механизм  действия переучетной политики заключается  в следующем. При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) центральный банк устанавливает для банков благоприятные условия переучета векселей (например, снижает учетную ставку). Продавая векселя центральному банку, банки получают денежные средства, которые могут быть направлены для предоставления предприятиям кредитов. К тому же банки при таких условиях стремятся приобрести переучитываемые центральным банком векселя. Все это способствует увеличению инвестиций и росту ВВП. В условиях «перегрева» экономики центральный банк изменяет условия переучета векселей в противоположную сторону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, повышает ставку процента и уменьшает инвестиции.

      Операции  по переучету векселей призваны способствовать кредитование коммерческими банками  предприятий реального сектора  экономики и таким образом  развитие производства. В России они  пока стимулируют лишь кредитование экспортных отраслей промышленности, а также приток в РФ иностранной  валюты. В связи с этим необходимо расширение перечня организаций, которые  могут выступать векселедателями  в переучетных операциях, за счет включения в него финансово-устойчивых и платежеспособных производственных предприятий.

 

     

  2.2. Роль ЦБ РФ в денежно-кредитной системе.

     В настоящее время в России существует двухуровневая банковская система  – это коммерческие банки и  различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, второй уровень - Центральный Банк. Взаимоотношения между этими  уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность.

     Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего  и регулирующего органа всей банковской системы страны.

     Согласно  статье 46 Федерального законе «О центральном  банке РФ» Банк России имеет право  осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими  и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации  для достижения целей, предусмотренных  настоящим Федеральным законом:

     1) предоставлять кредиты на срок  не более одного года под  обеспечение ценными бумагами  и другими активами, если иное  не установлено федеральным законом  о федеральном бюджете; 

     2) покупать и продавать ценные  бумаги на открытом рынке, а  также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов  Банка России;

     3) покупать и продавать облигации,  эмитированные Банком России, и  депозитные сертификаты; 

     4) покупать и продавать иностранную  валюту, а также платежные документы  и обязательства, номинированные  в иностранной валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными  организациями; 

     5) покупать, хранить, продавать драгоценные  металлы и иные виды валютных  ценностей; 

     6) проводить расчетные, кассовые  и депозитные операции, принимать  на хранение и в управление  ценные бумаги и другие активы;

     7) выдавать поручительства и банковские  гарантии;

     8) осуществлять операции с финансовыми  инструментами, используемыми для  управления финансовыми рисками; 

     9) открывать счета в российских  и иностранных кредитных организациях  на территории Российской Федерации  и территориях иностранных государств;

     10) выставлять чеки и векселя  в любой валюте;

     11) осуществлять другие банковские  операции и сделки от своего  имени в соответствии с обычаями  делового оборота, принятыми в  международной банковской практике.

     Банк  России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами.  

     Обеспечением  кредитов Банка России при этом могут  выступать:

  • золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;
  • иностранная валюта;
  • векселя, номинированные в российской или иностранной валюте;
  • государственные ценные бумаги.
  • Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.

     В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка  России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.

     Также Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

     Наделение ЦБ указанными полномочиями позволяет  обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций  ЦБ необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

     Как государственный орган центральный банк применительно к своей сфере обязан:

  • поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;
  • осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
  • выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
  • добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

     Реализация  перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой  необходимое условие нормального  функционирования и развития каждого  банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с  другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и  Центрального банка РФ ожидают обеспечения  приемлемых общих условий для  своей деятельности.

 

3. Основные направления денежно-кредитной политики.

3.1. Анализ основных  денежно-кредитных  показателей

     Формирование  тенденций в денежно-кредитной  сфере в январе-марте прошлого  года происходило в условиях сохранения негативного влияния глобального финансово-экономического кризиса на российскую экономику. Это нашло свое проявление в ослаблении платежного баланса, продолжении экономического спада, нарастании проблем с наполнением доходной части бюджетов всех уровней. Завершение корректировки границ технического коридора изменения стоимости бивалютной корзины Банком России и проведение ограничительной денежно-кредитной политики способствовали прекращению спекулятивных атак на национальную валюту и постепенному снижению девальвационных ожиданий.

     В I квартале 2009 года продолжилось снижение темпов роста спроса на деньги. Несмотря на некоторую стабилизацию валютного  курса рубля в феврале и  марте, существенное падение темпов экономического роста в I квартале 2009 года, снижение темпов роста цен на активы, а также сохранение высоких темпов инфляции способствовали дальнейшему снижению темпов роста спроса на рублевую денежную массу.

     Объем денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) по состоянию  на 1 апреля 2009 составил 12111,7 млрд. руб., снизившись за первые три месяца прошлого года на 10,2% (в I квартале 2008 года – увеличение на 0,8%). Вследствие ускорения инфляции и снижения темпов роста  денежной массы в I квартале текущего года агрегат М2 в реальном выражении снизился на 14,8% (в январе-марте 2008 года его снижение составило 3,8 процента). А в I квартале 2010 года этот показатель составил 15996,5 повысившись с января на 1,9% (Приложение 1). 

     Динамика  наличных денег в обращении (вне  банковской системы) в январе-марте  прошлого года также характеризовалась более сильным снижением по сравнению с I кварталом 2008 года (-13,6% и -6,1% соответственно). Доля наличных денежных средств в структуре агрегата М2 снизилась за январь-март 2009 года на 1,1 процентного пункта и на 1 апреля составила 27,1 процента. В текущем году доля наличных денег в обращении за I квартал снизилась на 0,8% с начала года и на 2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 25%

     Объем депозитов нефинансовых организаций  в национальной валюте в январе-марте  уменьшился на 12,9% (в I квартале 2008 года происходил его рост на 4,5%). В структуре  рублевых депозитов нефинансовых организаций  удельный вес срочных депозитов  за январь-март 2009 года возрос с 43,4% до 44%. Средства на текущих и расчетных счетах сократились на 13,8%, тогда как годом ранее наблюдался их рост на 3,1 процента. На конец I квартала текущего года доля рублевых депозитов нефинансовых организаций снизилась на 22% по сравнению с началом года.

     Вклады  населения в национальной валюте в январе-марте сократились на 4,2% (в I квартале 2008 года их прирост составил 2,4%). Объем срочных депозитов населения в национальной валюте в I квартале 2009 года уменьшился на 1,8% (годом ранее он возрос на 4,3%), а объем вкладов до востребования снизился на 13,3% (в I квартале 2008 года – снижение на 4,9%). Замедление динамики рублевых вкладов населения главным образом было связано с ослаблением рубля и сокращением денежных доходов населения. Давление, оказываемое на рубль в январе, привел к тому, что рублевые вклады уменьшились на 6,7%.

     Вклады  населения в иностранной валюте за январь-март 2009 года увеличились на 12,1% в долларовом эквиваленте (в соответствующем периоде предыдущего года – на 10,8%). Депозиты нефинансовых организаций в иностранной валюте за I квартал 2009 года возросли на 9,7% в долларовом эквиваленте (в январе-марте 2008 года их прирост составил 26,7 процента). Доля депозитов в иностранной валюте выросла по итогам января 2010 года до 34%, а стремительное падение рубля подправило статистику по общему объему вкладов, выведя ее на новый максимальный уровень - более 6,1 трлн. рублей. Согласно опубликованным ЦБ РФ данным, в январе рублевые вклады населения снижались пятый месяц подряд. За эти 5 месяцев их объем сократился на 1 трлн. 127 млрд. рублей, или на 21,8%, с 5 трлн. 169 млрд. рублей на 1 сентября. Январский итог - 4,042 трлн. рублей.

     По  итогам первых трех месяцев прошлого года широкая денежная масса (денежная масса с учетом депозитов в иностранной валюте) снизилась на 2,8% (в январе-марте 2008 года наблюдался ее рост на 1,9%). Снижение широкой денежной массы в I квартале 2009 года происходило на фоне прироста чистых иностранных активов банковской системы на 5,5% и увеличения объема требований кредитных организаций к нефинансовым организациям и населению на 3,1 процента. В текущем году широкая денежная масса увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года в 1,5 раза (Приложение 2).

Денежный  рынок

Информация о работе Денежно-кредитная система России