Доходы населения и проблемы их распределения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теории по вопросу неравенства доходов населения в России, а также овладение практическими навыками экономического анализа.

Для достижения данной цели, необходимо выполнить следующие задачи: изучить теоретические аспекты, касаемые данного вопроса и рассмотреть и проанализировать текущее положение дел в современной России и перспективы развития.

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

   2.3. Государственная политика доходов.

   Для разрешения проблем социального  неравенства в развитых государствах, впрочем, как и во всех других проводится государственная политика доходов. Государственное регулирование доходов представляет собой систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации доходов и их роста в зависимости от социально-экономических условий в обществе. Оно направлено на создание условий необходимых для нормального воспроизводства и развития рабочей силы.

   Теоретически  государственная политика доходов  шире, чем государственное регулирование доходов, так как политика может быть основана на принципе невмешательства государства (принцип экономического либерализма).

   В современных условиях полностью  исключить вмешательство государства  в социально-экономические процессы невозможно, так как рыночное распределение по своей природе несправедливо. Поэтому существует необходимость во вмешательстве государства. Эта необходимость состоит в увеличении количества трудностей, с которыми призвано бороться государственное регулирование доходов.

   В настоящее время государственное регулирование доходов является составной частью воспроизводства. Оно стимулирует экономический рост, поощряет прогрессивные сдвиги в отраслевых и региональных структурах, поддерживает экспорт, регулирует занятость, налогообложение, цены. Конкретные цели, формы, масштабы государственного регулирования доходов определяются характером и остротой социально-экономических проблем.

   Объекты государственного регулирования доходов: минимум доходов, оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии, социальные отношения; правовое обеспечение.

   Основной  задачей государственного регулирования  доходов является перераспределение  доходов через государственный  бюджет путём дифференцированного  налогообложения различных групп получателей доходов. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Повышение доходов у малоимущих создаёт условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Следовательно, возможности государства в перераспределении доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведёт к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Если это происходит, то появляется инфляционное повышение номинальных доходов, чрезмерный рост налогов.

   Значительное  неравенство в распределении  доходов является социально опасным. В экономически развитых странах  признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством  преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Регулирование доходов населения;
  2. Перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает:

   - установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

   - регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

   - защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен.

   Индексация  может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

   Политика  перераспределения доходов включает:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
  • предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
  • финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социального страхования; систему государственной помощи лицам, не способным

 обеспечить  себе доход.

   Социальная  защита населения предполагает выплату  государством трансфертных, т.е. безвозвратных  платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

   Вмешательство государства в перераспределительные  процессы должно осуществляться в оптимальных  размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым  в силу целого ряда причин, может  привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

   Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.15

 

   Заключение

   Мировой опыт показывает, что эффективная  социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

   В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Российской Федерации целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:

  • в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;
  • в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.
  • основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.

   Итак, доходы, т.е. сумма денежных средств  и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих  основных источников: оплата за результат  труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Оплата труда, т.е. заработная плата в 90-ые годы в РФ практически перестала выполнять свои основные функции из-за слишком низкого её уровня. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Кроме того наблюдается довольно крупная задолженность по заработной плате на предприятиях всех видов. Темпы её погашения возрастают, но долг всё же очень велик, что не может не иметь негативных последствий. Некоторое место в доходах населения занимают общественные фонда потребления, в основном для бюджетной сферы, а также доходы от личных подсобных хозяйств, для безработных, пенсионеров, частично занятых. Неформальный сектор экономики достаточно хорошо развит во многих странах, доходы от этого сектора нигде не регистрируются и, следовательно, не облагаются налогами. Дифференциация заработной платы выше, чем в развитых странах, хотя без определённой разницы в доходах не обойтись. Эту цену платит общество за ускорение повышения своего благосостояния. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения.

 

    Список  использованной литературы:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации: Офиц. Текст. Принят Гос. Думой Федер. Собр.РФ 21 дек. 2001 г. – М.: НОРМА-ИНФРА-М.,2002 –ст. 134
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»// Экономика и жизнь. – 2001. – № 40
  3. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие // Под ред. А.В. Сидоровича, М., МГУ, ДИС, 1997 г.
  4. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина  М.Н.,  проф. Киселевой Е. А. – Киров: Издательство АСА, 2000
  5. Современная экономика. Общедоступный курс/Под ред.  Мамедовова  О.Ю. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998
  6. Экономика: Учебник/ Под ред. Доц.  А.С.  Булатова.  –  М.:  Издательство БЕК, 1999.
  7. Статистический сборник «Социальное положение и уровень жизни населения в России - 2008», интернет: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_44/Main.htm
  8. «Российский статистический ежегодник - 2008», интернет: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_13/Main.htm
  9. Николаева Д. К вопросу о неравенстве в России // газета «Комерсантъ», 12 февраля 2008 г, интернет: http://demoscope.ru/weekly/2008/0321/gazeta031.php
  10. Основные направления и приоритеты государственной социальной политики по повышению доходов и уровня жизни населения // интернет: http://www.nasledie.ru/6_7/6_7_1/1.html
  11. Россия в цифрах. 2009: Крат. Стат. Сборник/Росстат – М., 2009
  12.   АиФ, 2007, №9,  №24
  13. Википедия – свободная энциклопедия, www.wikipedia.ru
  14. Энциклопедия менеджмента http://www.pragmatist.ru/
  15. Вопросы статики, 12/2007 «Россия сегодня: наши доходы»
  16. Экономист, 4/2008 «Межотраслевая дифференциация доходов населения и динамика»
  17. Проблемы теории и практики управления, Международный журнал 9/2009, «Неравенство населения по доходам: количественные оценки»

Информация о работе Доходы населения и проблемы их распределения в России