Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении Европейской валютной системы. Для решения поставленной цели нами были обозначены следующие задачи:
1) рассмотреть исторические предпосылки образования Европейской валютной системы;
2) выделить основные этапы ее становления;
Введение …………………………………………………………… 3
Глава I Европейская валютная система до введения евро ………………. 5
1.1 Начало становления Европейской валютной системы …………. 5
1.2 ЭКЮ – основная денежная единица валютного регулирования.. 10
1.3 Механизм интервенций и кредитования в ЕВС…………………. 17
Глава II Создание Валютного и Экономического Союза ……………....... 20
2.1 Предпосылки создания ЕВЭС в Европейском сообщест-ве……... 20
2.2 Критерии вступления стран в ЕВЭС……………………………... 23
2.3 Введение евро …………………………………………………....... 24
2.4 Деятельность Европейского центрального бан-ка…………………... 26
Глава III Современное состояние Европейской валютной системы и перспективы ее развития……………………………………………….
31
3.1 Оценка финансово-экономических показателей ЕВС 31
3.2 Перспективы развития и функционирования Европейской ва-лютной системы ……………............................................................ 35
Заключение …………………………………………………….. 39
Список использованной литературы ………………………..... 41
Приложение 1 ………………………………………………….. 42
Наряду с официальной ЭКЮ получили развитие также так называемые частные ЭКЮ. Учитывая стабильный официальный курс ЭКЮ в сравнении с отдельными валютами, а также SDR, и недостаточные объемы эмиссии официальной ЭКЮ, коммерческие банки ряда стран Европы, причем не только ЕВС, приняли решение об эмиссии частных ЭКЮ. Она носит характер, отличный от эмиссии официальной ЭКЮ, и основана па покупке коммерческими банками по запросам клиентов на рынках стран-участниц ЕВС определенного набора валют (ранее — в соответствии с их долями в корзине официального ЭКЮ) и открытии на этой основе под проценты депозитов, которые и являются частными ЭКЮ.
Расчетной палатой по операциям с частными ЭКЮ выступает Банк Международных Расчетов, а техническое содействие оказывает общество SWIFT.
Если клиент желает получить кредит в ЭКЮ, то ему банком открывается мультивалютный депозит, с которого первоначально предоставляется сумма, включающая весь набор валют корзины, а затем в одной из согласованных валют корзины, что называется «сломом корзины». Таким образом, эмиссия частных ЕСU осуществляется в соответствии с практическими потребностями рынка. В то время как курс официальной ЭКЮ устанавливался валютными органами ЕВС, у коммерческой ЭКЮ он формируется на основе соотношения спроса и предложения. Тем не менее фактически отклонения укладывались ранее в рамки паритетной сетки официальной ЭКЮ. Дело в том, что при значительных отклонениях клиентам выгодно было осуществлять слом корзины с получением суммы в валюте, курс которой изменяется благоприятным образом.
Частные
ЭКЮ существуют после введение евро
и используются: а) для создания банковских
депозитов (как сказано уже, первоначальная
функция); б) для деноминации еврооблигационных
и иных займов; в) как счетная единица в
рамках интернациональных предприятий
(включая ТНК, концерны), в частности, при
составлении консолидированного баланса;
г) осуществления срочных валютных операций;
д) для выписки счетов-фактур в международных
расчетах; е) для обслуживания частных
лиц, например, выражения в ней туристских
чеков. В использовании частных ЭКЮ преобладают
два первых направления. Небанковскими
организациями частные ЭКЮ
как платежное средство практически не
используются. Однако роль частных ЭКЮ
и в банковских операциях незначительна.
1.3.Механизм интервенций и кредитования в ЕВС
Как уже отмечалось, центральные банки ЕВС должны были участвовать в интервенциях для удержания взаимных курсов валют внутри установленного коридора. Различают при этом обязательные интервенции и дополнительные (маржинальные).
Обязательные интервенции осуществлялись при достижении верхних границ разрешенного коридора изменений. При этом партнерами по интервенции являлись центральные банки участвующих валют. Центральный банк страны, валюта которой «усилилась» по отношению к другой, покупал слабую валюту за свою национальную. В то же время Центральный банк страны со слабой валютой после обмена продавал сильную валюту на своем национальном рынке. Обязательные интервенции, таким образом, были связаны с рыночными изменениями валютного курса.
Дополнительные интервенции осуществлялись по инициативе самих центральных банков, если они стремились воздействовать на изменение валютного курса в желаемом направлении. Эти интервенции могли производиться в принципе как в валютах стран ЕВС, так и третьих валютах, чаще всего USD. Некоторые центральные банки ЕВС, в частности Бундесбанк требовали от других стран предварительного согласования использования их национальной валюты для целей интервенции. Прежде дополнительные интервенции осуществлялись также и в частных ЭКЮ.
Механизм валютного регулирования в ЕВС включал также прямые изменения центральных курсов и косвенные воздействия через регулировании процентных ставок.
До 1992 г. этот механизм действовал в рамках ЕВС достаточно надежно. Но в 1992 г. и затем в 1993 г. потребовалось проведение интервенций в невиданных до этого масштабах. В результате пришлось прибегнуть к ревальвации DEM по отношению ко всем валютам ЕВС и девальвации эскудо и песеты, a GBP и итальянская лира были исключены из механизма валютного регулирования. Расширение границ разрешенных изменений до ±15% привело к стабилизации на валютных рынках, причем колебания валют вокруг центрального курса стали укладываться в прежнюю разрешенную полосу изменений (±2,25%).
Изменения центральных обменных курсов, как отмечалось, также относились к мерам стабилизации валютного механизма, однако они влекли более серьезные последствия. При таких изменениях затрагивались центральные курсы всех валют ЕВС. Именно поэтому изменения центральных курсом осуществлялись только при согласии всех участников ЕВС
Краткосрочная валютная помощь. Соглашение о краткосрочной валютной помощи было заключено между странами ЕЭС в 1970 году, а его последнее изменение произведено в 1994 году. В соответствии с ним центральные банки предоставляли друг другу краткосрочные валютные кредиты, если возникала краткосрочная финансовая потребность вследствие дефицита платежного баланса. При этом одним из условий предоставления кредита являлся конъюнктурный временный характер дефицита, который можно было относительно легко устранить.
Для каждого Центрального банка устанавливался лимит на предоставление и получение кредитов в ЭКЮ. Предоставление краткосрочных валютных кредитов требовало единогласного принятия решения президентами центральных банков. Срок кредитов составлял, как правило, три месяца с возможностью двукратной пролонгации. Если страна банка-кредитора в период действия кредитного соглашения сама начинала испытывать проблемы с бюджетом, то банк мог переуступить свои требования другим участникам или сделать запрос о досрочном прекращении действия соглашения.
Краткосрочные кредиты предоставлялись без валютных и экономических обязательств со стороны страны-заемщика, но после получения кредита его использование контролировалось ЕФВС (ЕВИ).
Среднесрочная валютная помощь. Этот вид помощи возник с 1971 года. В отличие от краткосрочных кредитов среднесрочные предоставлялись на основе соглашения не между центральными банками, а правительствами стран.
Среднесрочные кредиты предоставляются на период от 2 до 5 лет и только при условии, что страна, которая стремится получить кредит, предъявляет на одобрение программу санации для исправления ситуации с платежным балансом. Ограничивается общая сумма, выделяемая на все среднесрочные кредиты (16 млрд. ЭКЮ), но не устанавливается лимит отдельных кредитов. В принципе не накладываются ограничения и на срок кредитов. Средства для кредитов могут приобретаться на рынках капиталов или у финансовых институтов. Поскольку ссуды номинируют в валюте одной из стран ЕВС, требуется ее согласие. Издержки, которые могут возникнуть из-за наличия валютных, процентных, коммерческих и других рисков, возмещаются страной-заемщиком.
Займы
выделяются в форме траншей с
проверкой использования
Глава II. Создание Валютного и Экономического Союза
2.1. Предпосылки создания ЕВЭС в Европейском сообществе
В конце 1980-х — начале 1990-х гг. не была достигнута планировавшаяся валютная интеграция и не решены проблемы по стабилизации курсов валют. Это проявилось в ревальвации сильных валют и девальвации слабых, курс которых постоянно стремился к выходу из «валютной змеи». Слабость таких валют, как итальянская лира, ирландский фунт, греческая драхма, португальский эскудо, во многом была обусловлена отставанием соответствующих стран от уровня экономического развития лидеров ЕС.
Другими негативными факторами, осложнявшими укрепление ЕВС, была нестабильность мировой валютной системы. Как известно из теории, при привязке двух или более относительно сильных валют друг к другу, что имело место в ЕВС (не прямо, а через ЭКЮ), колебания курсов валют других стран, имеющих тесные связи с первыми, но находящихся в режиме свободного плавания, приводят к нарушениям валютного курса привязанных валют. В частности, колебания курса доллара, активно используемого в расчетах стран ЕС, приводили к неравномерным повышениям или понижениям курсов европейских валют. Это вызывало необходимость корректировки валютных курсов внутри ЕВС, которые фактически являлись индуцированными извне.
Наконец, и официальная ЭКЮ, сформированная с целью осуществления в ней большей части операций внутри ЕВС, с такой ролью не справлялась. Именно поэтому возникла необходимость разработки дальнейших планов по реформированию ЕВС. Новый этап начался с разработки программы создания валютного и экономического союза комитетом Жака Делора (1989 г.). Таким образом, речь уже шла не только о валютной, но и об экономической интеграции.
В программе Ж. Делора предусматривались: а) создание единого рынка с общими правилами, регулирующими торговую, таможенную, конкурентную политику; б) сглаживание неравномерности экономического развития отдельных стран и регионов; в) координация бюджетной, экономической и налоговой политики в целях сдерживания инфляции и обеспечения экономического роста, ограничения дефицита госбюджета г) учреждение Европейского валютного института для координации денежной и кредитной политики; д) введение фиксированных валютных курсов с последующим переходом к единой валюте. Для реализации этой программы потребовался пересмотр некоторых положений Римского договора о создании ЕЭС, в частности, введение требования об участии всех валют стран — членов Сообщества в «валютной змее», о соблюдении всеми странами единых пределов колебаний курсов валют, о введении взаимной конвертируемости частной и официальной ЭКЮ и некоторые другие. Программа Ж. Делора нашла практическое выражение в Договоре о Европейском союзе, подписанном в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 года и вступившем в силу с 1 ноября 1993 года.
Маастрихтский договор был основан на представленном комиссией ЕС Совету ЕС докладе о результатах конвергенции в экономической и валютной сферах и о пересмотре правовых положений и норм. В докладе было отмечено, что в 1993 году из-за негативных последствий германского объединения в экономической сфере, значительных колебаний валютных курсов и общего экономического спада возникли сомнения в возможности достижения необходимого уровня конвергенции для перехода к единому валютному и экономическому союзу (ЕВЭС). Пришлось даже расширить разрешенные пределы колебаний валютного курса около центрального до ±15%.
Тем не менее, основные положения договора ориентировали в перспективе на преодоление негативных тенденций колебаний валютных курсов, и одной из ключевых идей являлось создание единой валюты EUR (евро). Если ЭКЮ являлась лишь одной из денежных единиц, выполнявших функцию мировых денег в ЕС при сохранении национальных валют, то евро должна была стать единственной валютой в ЕС. Кроме того, ЭКЮ существовала только в форме счетов, а для евро предусматривался выпуск в обращение наличного эквивалента.
Преимущества евро заключаются в следующем:
а) в рамках зоны евро отпадает необходимость в затратах на поддержание курсов отдельных европейских валют, в частности, на интервенцию центральных банков;
б) исчезает неустойчивость валютной системы из-за резких отклонений курсов от центрального курса ЭКЮ, которая не преодолевается полностью и при использовании механизма интервенций;
в) выравниваются конкурентные условия для фирм разных стран, которые искажались колебаниями валютных курсов, что позволяет провести более углубленное разделение труда;
г) появляется возможность унификации финансовых систем стран ЕС.
По договору, создание ЕВЭС должно было проходить в три этана. На первом этапе, который начался 1 июля 1990 года, т.е. еще до подписания договора, предполагалось либерализовать движение капиталов в границах стран ЕС. На втором этапе, начавшемся 1 января 1994 года, было предусмотрено устранение независимости эмиссионных банков стран-участниц и учреждение Европейского валютного института (ЕВИ) — временного Европейского центрального банка, резиденцией которого стал Франкфурт на Майне. Главными задачами ЕВИ были определены: а) организационная подготовки к введению ЕВИ и ее эмиссия; б) координация денежно-кредитной политики стран-членов ЕВЭС на основе директив Совета министров ЕС; в) санкции к нарушителям бюджетной дисциплины (ограничение кредитов, предоставляемых Европейским инвестиционным банком, штрафные санкции, беспроцентные вклады в пользу ЕС и др.).
Начало третьего этапа жестко не было зафиксировано. Предполагалось, что он может начаться в период с 1 января 1997 года до 1 января 1999 года. При этом в рамках этапа были предусмотрены три фазы — А, В и С, в каждой из которых решались самостоятельные задачи.
В
фазе А было запланировано определение
окончательного круга участников ЕВЭС.
В отличие от предыдущих вариантов Европейского
валютного союза теперь допуск в него
требует выполнения страной некоторых
важнейших критериев, о которых сказано
ниже. Были установлены требования к денежной
политике ЕВИ и центральных банков стран-участниц,
зафиксированы обменные курсы валют стран
ЕВЭС. После этого устанавливались окончательные
сроки превращения евро в единственное
платежное средство в ЕС (но не позднее
4 лет после начала фазы А).
Фаза В продолжительностью максимум
три года после перехода к третьему этапу
начиналась в 1999 году с фиксирования обменных
курсов. К этому моменту евро должно уже
было являться самостоятельной валютой.
Сначала курс евро устанавливался на уровне
курса ЭКЮ. Наконец, фаза С (начало — максимум
через 4 года после начала фазы А)
охватывает окончательный переход на
единую валюту, который планировалось
завершить не позднее начала 2002 года. Евро
становилось единственным законным средством
платежа. После того, как все сделки переводятся
в евро, изымаются действовавшие до этого
банкноты и монеты.