Европейская валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучении Европейской валютной системы. Для решения поставленной цели нами были обозначены следующие задачи:
1) рассмотреть исторические предпосылки образования Европейской валютной системы;
2) выделить основные этапы ее становления;

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава I Европейская валютная система до введения евро ………………. 5
1.1 Начало становления Европейской валютной системы …………. 5
1.2 ЭКЮ – основная денежная единица валютного регулирования.. 10
1.3 Механизм интервенций и кредитования в ЕВС…………………. 17
Глава II Создание Валютного и Экономического Союза ……………....... 20
2.1 Предпосылки создания ЕВЭС в Европейском сообщест-ве……... 20
2.2 Критерии вступления стран в ЕВЭС……………………………... 23
2.3 Введение евро …………………………………………………....... 24
2.4 Деятельность Европейского центрального бан-ка…………………... 26
Глава III Современное состояние Европейской валютной системы и перспективы ее развития……………………………………………….
31
3.1 Оценка финансово-экономических показателей ЕВС 31
3.2 Перспективы развития и функционирования Европейской ва-лютной системы ……………............................................................ 35
Заключение …………………………………………………….. 39
Список использованной литературы ………………………..... 41
Приложение 1 ………………………………………………….. 42

Работа состоит из  1 файл

kursovaya_Yevropeyskaya_valyutnaya_sistema.doc

— 762.00 Кб (Скачать документ)

      2.2. Критерии вступления стран в ЕВЭС

      Были  выбраны 4 критерия, которым должны отвечать кандидаты на вступление в ЕВЭС:

      1) Стабильность цен. Темпы роста цен страны за последние 12 месяцев до начала оценки этого показателя не должны превышать 1,5% темпов роста стран-членов с наиболее стабильными ценами.

      2) Уровень процентных ставок. Ставки процента по долгосрочным государственным займам за 12 месяцев до начала проверки не должны превышать 2% трех стран-членов с максимальной  ценовой стабильностью.

      3) Задолженность. Общий государственный долг страны не должен превышать 60%, а годовой дефицит бюджета — 3% валового внутреннего продукта (в розничных ценах). Это означает, что доля государственного долга стран должна постепенно снижаться, а сальдо бюджета изменяться в сторону положительного.

      4) Курс обмена. Валюта за 2 года до начала проверки критериев должна участвовать в механизме обмена по курсу, а рыночные колебания ее курса не должны выходить за рамки установленных границ.

      Выполнение данных критериев приллюстрировано в Приложении 1.

      У планов введения единой валюты имелось  и много противников. Их аргументы сводились в основном к следующему. Во-первых, отмечалась произвольность выбора критериев оценки для кандидатов на вступление. Их выполнение зависело от конъюнктуры рынка, поскольку известно, что рыночная экономика развивается циклично. После вступления показатели могли измениться.

      Во-вторых, в наиболее развитых странах ЕС, особенно Германии, Франции и Великобритании, опасались, что при переходе к единой валюте отпадал естественный регулятор экономических отношений между странами ЕС в лице валютного курса. Из теории известно, что фиксация курсов двух валют ведет к эффектам так называемой импортируемой инфляции и безработицы. В частности, если инфляция в одной стране выше, чем в другой, то это вызывает смещение спроса в страну с более низким уровнем роста цен. Если курсы валют зафиксированы, то такое смещение может приводить к инфляции спроса и в стране, в которой ранее она была менее выражена. При плавающем валютном курсе он играет роль амортизатора в соответствии с теорией паритета покупательной способности, т. е. изменяется таким образом, что выигрыш покупателей от смещения спроса в страну с менее высоким темпом роста цен компенсируется повышением курса валюты этой страны. Введение единой валюты для двух стран в еще большей степени, чем при фиксированных курсах, способствует проявлению эффектов импортируемой инфляции и безработицы. 

                                                    2.3. Введение евро

      Планы создания единого валютного и  экономического союза реализовались в полном объеме, причем были выдержаны сроки. В результате проверки критериев (оценка всех показателей производилась с 1 декабря 1997 года по 1 декабря 1998 года) были определены первоначально 11 стран, которые пошли в зону единой валюты евро (ins). Две страны (Швеция и Греция) не выполнили некоторые критерии, а Дания и Англия отказались от перехода к единой валюте. С 2001 года к зоне евро присоединилась Греция.

      С 1 января 1999 года была осуществлена твердая фиксация курсов валют стран зоны евро к евро для пересчетов (таблица 2.1).

Таблица 2.1.

Пересчет  национальных валют  к евро.

Валюта Единицы национальной валюты за 1 евро
Бельгийский франк 40.3399
Немецкая  марка 1.95583
Испанская песета 166.386
Французский франк 6.55957
Ирландский  фунт 0.787564
Итальянская лира 1936.27
Люксембургский  франк 40.3399
Голландский гульден 2.20371
Австрийский шиллинг 13.7603
Португальское эскудо 200.482
Финская марка 5.94573
 

      В 1999—2002 годах во взаимных безналичных расчетах параллельно использовались евро и привязанные к ней национальные валюты, осуществлялась номинация в евро всех государственных и частных финансовых активов и пассивов зоны. Начала осуществляться единая денежно-кредитная и валютная политика Евросоюза и деятельность наднациональных банковских институтов ЕС. Курсы валют были зафиксированы друг по отношению к другу. Декларировался принцип равноправия всех валют. С 1 января 2002 года были выпущены в обращение банкноты и монеты евро, которые обращались параллельно с национальными валютами стран-членов. Одновременно происходил обмен последних на евро. С 1 июля 2002 года были изъяты из обращения национальные валюты и произошел полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро. Остальные страны ЕС составили зону (pre-ins), в которой действует валютный механизм, аналогичный существовавшему прежде во всем едином европейском валютном пространстве (табл. 2.2).

Таблица 2.2.  

Страны-участницы  ЕС, принявшие евро

Страна Год принятия Население (тыс. чел.) Исключения
Австрия 1.01.1999 8 316 487  
Бельгия 1.01.1999 10 584 534  
Германия 1.01.1999 82 314 906  
Греция 1.01.2001 11 125 179  
Ирландия  1.01.1999 4 239 848  
Испания 1.01.1999 45 116 894  
Италия 1.01.1999 59 131 287  
Кипр 1.01.2008 766 400 Турецкая Республика Северного Кипра
Люксембург 1.01.1999 476 200  
Мальта 1.01.2008 404 962  
Нидерланды 1.01.1999 16 372 715 Аруба, Нидерландские  Антильские острова
Португалия 1.01.1999 10 599 095  
Словения 1.01.2007 2 013 597  
Финляндия 1.01.1999 5 289 128  
Франция 1.01.1999 63 392 140 Новая Каледония, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна
Еврозона   320 143 372  
 
 

      2.4. Деятельность Европейского центрального банка

      Ответственным за проведение кредитно-денежной политики в зоне евро стал Европейский центральный банк (ЕЦБ) — первый в истории наднациональный Центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 году с переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро. ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все 15 центральных банков стран ЕС. Центральные банки государств, не входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они и не имеют право влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

      Кроме того, введено понятие Евросистемы, которая состоит из центральных банков стран, вошедших в зону евро, и ЕЦБ. ЕСЦБ управляется тремя органами — Советом управляющих, Правлением ЕСЦБ и Общим советом. Совет управляющих включает членов Правления ЕЦБ и управляющих центральных банков стран зоны евро. Правление ЕЦБ избирается на восьмилетний срок без права переизбрания, и его члены независимы от рекомендовавших и избравших их стран и правительств. Правление ЕСЦБ состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Общий совет в отличие от Совета управляющих наряду с президентом и вице-президентом включает управляющих всех центральных банков стран ЕС. Таким образом, структура управления ЕСЦБ является двухслойной с учетом наличия двух групп стран. Общий совет, как и Правление ЕСЦБ, выступает связующим звеном между странами зоны евро (ins) и странами, не вошедшими в неё (pre-ins).

      Уставной  капитал ЕЦБ определен в 5 млрд. евро. Доля центральных банков в нем рассчитывается исходя из доли их стран в ВВП и населении ЕС. При этом центральные банки стран ins должны вносить 100% подписанного капитала, а стран pre-ins — 5%. Наряду с этим центральные банки должны перечислять ЕЦБ резервы иностранных валют (в сумме эквивалентные 50 млрд. евро), за исключением их национальных валют, евро и SDR. Резервные взносы установлены пропорциональными долям центральных банков и подписанном капитале.

      Европейскому  центральному банку принадлежит  ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, а часть из тех, кто использовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков.

      Европейский центральный банк использует следующий  основной инструментарий кредитно-денежной политики. Во-первых, предусматривается установление текущих целевых значений для основных денежных агрегатов для контроля уровня инфляции. Во-вторых, определяются диапазоны колебаний основных процентных ставок, в том числе для сближения их по всей зоне евро. В-третьих, устанавливаются минимальные резервные требовании для коммерческих банков, а также в отношении процентного вознаграждения. Теперь все страны ЕВС должны применять установленный единый норматив резервирования (может принимать значение до 10%) и процентного вознаграждения (14%). Определены единый перечень обязательств, для которых применяется норматив, а также штрафные санкции за нарушение сроков резервирования средств. Установление минимальных резервных требований в качестве одной из целей преследует выравнивание уровней процентных ставок в странах ЕВС.  В-четвертых, определяется совокупность краткосрочных операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро, называемых постоянно действующими механизмами. Они подразделяются в целом на кредитные и депозитные механизмы ЕЦБ. Так, к депозитному механизму относят размещение временно свободных денежных средств кредитных институтов в депозиты ЕЦБ сроком на один день (депозиты overnight). Устанавливаемая по этим депозитам ставка формирует нижнюю границу однодневных межбанковских кредитов рынка евро и является минимальной базовой ставкой в системе процентных ставок ЕЦБ. Аналогично к кредитным механизмам относится предоставление любым Центральным банком Евросистемы однодневных кредитов. Соответствующая процентная ставка определяет верхнюю границу ставок рынка однодневных межбанковских кредитов евро. Однако однодневные кредиты предоставляются центральными банками   бесплатно.   ЕЦБ   предоставил   право   центральным   банкам   ЕВС самостоятельно выбирать форму предоставления однодневных кредитов, основными из которых являются залоговые (ломбардные) кредиты и сделки прямого однодневного репо.

      В качестве залога по однодневным кредитам могут быть использованы активы, определяемые ЕЦБ и подразделяемые на две категории. Критерии, которым должны отвечать активы обеих категорий, также определены ЕЦБ. При получении кредитов рефинансирования в своем национальном Центральном банке кредитный институт размещает активы одной из категорий в любом депозитарии на территории ЕВС. ЕЦБ установил размеры предоставляемых кредитов в зависимости от рыночной стоимости заложенных активов и степени ее колеблемости, а также нормативы дополнительных взносов, либо выплат в случае изменения указанной рыночной стоимости.

Информация о работе Европейская валютная система