Финансовая политика государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание

Основными задачами, поставленными при написании работы, было:
• раскрытие содержания финансовой политики и элементов, входящих в неё;
• определение видов финансовой политики;
• дать общую характеристику современной финансовой политике Российской Федерации;
• выявить проблемы и перспективы дальнейшего её развития.

Содержание

Введение 3
1 Содержание финансовой политики 5
2 Финансовая политика государства в современных условиях 8
3 Финансовая политика организаций 17
4 Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики
21
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения 1 27
Приложение 2 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Финансовая политика государства на современном этапе моя (Восстановлен).docx

— 60.72 Кб (Скачать документ)

      В настоящее время, функции управления государственным внешним долгом и государственным внутренним долгом сосредоточены в одном Департаменте Минфина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             3 Финансовая политика организаций

        Финансовой политикой предприятия  называют совокупность мероприятий,  относящихся к организации финансовых  отношений. Цель финансовой политики  – осуществление функций и  задач, отражаемых в стратегии  и тактике развития предприятия.  Для эффективного достижения  цели финансовая политика учитывает  не только внутренние, но и  внешние условия функционирования  предприятия.

      Формирование финансовой политики организации следует связывать с выбором критериев, методов, моделей и инструментов управления финансово-экономическими процессами в соответствии с целями и условиями осуществления последних. Относительно полную совокупность видов финансовой политики удается представить, классифицировав их по таким признакам, как элементы объекта управления и виды деятельности организации. Систематизация состава финансовых инструментов позволяет выделить группы, предназначенные для привлечения, перераспределения финансовых ресурсов, а также обеспечения обязательств и предупреждения риска.

       Различают финансовую политику  доходов и расходов. Если финансовая  политика доходов имеет основное  направление в получении максимальных  финансовых поступлений, то политика  расходов направлена на оптимизацию  использования финансовых ресурсов.

      В условиях рыночного общества  не существует финансовой политики, единой для всех предприятий.  Каждый субъект хозяйствования  может иметь собственные цели  и задачи, которые и являются  основанием для принятия той  или иной финансовой политики, решения вопросов формирования  и использования прибыли и  доходов предприятия, выплаты  дивидендов, а также в регулировании  (минимизации, оптимизации) производственных  издержек и увеличении объемов  продаж. Огромное влияние на формирование  финансовой политики оказывают  процессы инфляции, существующая  система государственного налогообложения  и таможенных пошлин, а также  различные финансово-экономические  кризисы (наподобие того, который  сейчас переживает весь мир).

      В настоящее время лишь немногие  предприятия проводят активную  финансовую политику, большинство  же предпочитает обходиться реактивной, то есть, управленческие решения  принимаются в качестве реакции  на текущие проблемы. Подобный  вариант никак нельзя назвать  эффективным, так как в нем  отсутствует долгосрочная перспектива  – каждое решение является  своеобразным «ответом большевиков  Керзону», и способствует лишь решению сиюминутных вопросов. Построить на этом зыбком основании какой-либо долговременный план развития попросту невозможно.

      Мало того, что при такой форме  управления интересы предприятия  вступают в противоречие с  фискальными интересами государства,  но предприятие не в состоянии  оперативно реагировать на инфляционные  процессы, и рентабельность производства  перестает соответствовать цене  денег и рентабельности финансовых  рынков. Подобных противоречий множество,  и реактивная финансовая политика  приводит лишь к слабой доходности, а то и к убыточности предприятий.  Малейшее потрясение рынка, уж  не говоря о глобальном кризисе,  и предприятие просто не в  состоянии не то что приносить  прибыль, но даже удержаться  на плаву.

       Управление финансами предприятия  должно осуществляться не в  качестве «быстрого реагирования»  и «скорой помощи», но на  основании грамотного анализа  финансово-экономического состояния.  При этом следует учитывать  не только стратегические цели  деятельности предприятия, но  и адекватность рыночным условиям.

     К основным стратегическим задачам  финансовой политики относятся:

  • получение предприятием максимальной прибыли (максимизация прибыли);
  • оптимизация структуры капитала предприятия;
  • обеспечение финансовой устойчивости;
  • достижение прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (в том числе и для инвесторов и кредиторов);
  • обеспечение инвестиционной привлекательности;
  • создание эффективного механизма управления;
  • использование рыночных механизмов привлечения финансов.

     При разработке финансовой политики  предприятия акцент делается  на                         следующих направлениях:

  • анализ финансово-экономического состояния;
  • выработка кредитной политики;
  • управление оборотными средствами;
  • управление кредиторской и дебиторской задолженностями;
  • управление издержками предприятия (к этому относится и выбор амортизационной политики);
  • выбор дивидендной политики.

       Финансовая политика предприятия  ни в коем случае не должна  быть догматична, а тем более  – опираться на непроверенные  факты и данные. Строгое обоснование,  рациональность и гибкость, адекватность  экономической стратегии, а главное  – финансовому и рыночному  положению предприятия – только  в этом случае финансовая политика  будет способствовать реализации  задач, которые необходимо решать  предприятию, способствовать его  развитию. В противном же случае  финансовая политика окажется  лишь красиво написанной бумагой,  практическое приложение которой  к реалиям предприятия может  закончиться катастрофически.

      При разработке финансовой политики  очень важно совмещение интересов  развития предприятия и наличия  достаточного количества денежных  средств, чтобы обеспечить это  развитие, а также сохранение  высокой платежеспособности предприятия.  Это – очень тонкая грань,  переступить через которую легко,  и, увлекшись развитием, можно  ввергнуть предприятие в невосполнимые  убытки. Например, открытие новой  производственной линии – в  соответствии со стратегией развития  – может оказаться фатальным:  может не хватить денежных  средств для закупки сырья, оплаты работников, оплаты аренды помещения и так далее. Примеров неадекватной финансовой политики множество. Так, руководители частных предприятий скорее закупят оборудование и арендуют помещения для новой производственной линии, чем организуют работу в две смены на уже имеющемся оборудовании. А, между прочим, второй вариант гораздо предпочтительнее для многих с точки зрения экономии на приобретении оборудования. И такой подход мог бы позволить предприятию развиваться без особо глобальных затрат. Однако, при отсутствии грамотной финансовой политики речь идет лишь о спонтанных решениях, продиктованных скорее сиюминутным наличием денег и спроса на продукцию предприятия, а вовсе не о продуманных решениях в области управления финансами.

      В заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними, т.е. независимыми, специалистами — аудитор.    
 
 
 
 
 
 

        4 Финансовый механизм, его структура и роль в финансовой политике 

      Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма. 
       Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения. [5, c.56]

Вид организации  финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового  механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих  финансовых ресурсах.

Под формой организации финансовых отношений  понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования  финансовых ресурсов и условий его  реализации на практике. В ходе организации  бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов [2], формы поступления средств  в процессе распределения и перераспределения  финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

  • финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
  • метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету [3], а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
  • налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.[5, c.57]

Финансовый  механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся  обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом, корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами. 
 
       Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе. 
 

           
 
 
 

                                   
 
 

                                                            Заключение 

В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика России в современных условиях.

На основании  проделанной работы можно сделать  следующие выводы. Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий, таких как разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства. Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. В данной работе были рассмотрены целевые направления финансовой политики, виды финансового механизма, основные типы финансовой политики. А так же ее важнейшие составляющие - налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, социальная и инвестиционная политика. Их основные цели, задачи и направления на 2010 год и период 2010-2012 годов.

Информация о работе Финансовая политика государства в современных условиях