Автор работы: Вика Я, 01 Июля 2010 в 01:43, курсовая работа
Существование рыночного хозяйства невозможно без хорошо отлаженной системы денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, отношения между коммерческими структурами, а также между работниками предприятий и работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, их работники вовлечены в денежные отношения с государством и его институтами.
Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Финансовая система и ее структура …………………………….…………….5
1.1 Понятие финансовой системы государства ………………………….5
1.2 Структура финансовой системы ………………..…………………….6
2 Сущность и экономические функции налогов …………….………………..10
2.1 Экономическая сущность налогов …………………….…………….10
2.2 Основные экономические функции налогов ……………………….11
3 Дефицит государственного бюджета и фискальная политика государства ………………………………………...……….16
3.1 Дефицит государственного бюджета и его причины ………..…….16
3.2 Фискальная политика государства ………………………………….23
Заключение……………………………………………….………………………32
Список использованной литературы…………………….……………………..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Финансовая система и ее структура …………………………….…………….5
1.1
Понятие финансовой системы
1.2 Структура финансовой системы ………………..…………………….6
2 Сущность
и экономические функции
2.1 Экономическая сущность налогов …………………….…………….10
2.2
Основные экономические
3 Дефицит
государственного бюджета и фискальная
политика государства ……………………………………………………………...……….
3.1 Дефицит государственного бюджета и его причины ………..…….16
3.2
Фискальная политика
Заключение……………………………………………….…
Список
использованной литературы…………………….……………………..
Введение
Существование рыночного хозяйства невозможно без хорошо отлаженной системы денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, отношения между коммерческими структурами, а также между работниками предприятий и работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, их работники вовлечены в денежные отношения с государством и его институтами.
Отношения, возникающие по поводу формирования целевых денежных фондов, называются финансовыми отношениями. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы.
Главными элементами финансовой системы являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы предприятий и организаций.
Специфика отношений, связанных с функционированием государственных финансов, определяется безвозмездным характером экономических связей между государством и участниками производства. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента. Такой характер экономических связей образует особую подсистему в денежных отношениях.
Фискальная (налогово-бюджетная) политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Государственные расходы возможны, если предварительно собраны налоги. В свою очередь, разумное направление государственных расходов способно стимулировать производство и обеспечивать последующий рост налоговых поступлений.
Цель работы – рассмотреть финансовую систему и фискальную политику государства.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1 Финансовая система
и ее структура
1.1
Понятие финансовой
системы государства
Денежный оборот связан с образованием денежных ресурсов, их накоплением для хозяйственной деятельности. Это область финансовых отношений, или финансов, которые в рамках денежных отношений охватывают процесс формирования и использования денежных ресурсов, т.е. денежных фондов. Такие фонды образуются у каждого субъекта рыночных отношений, в том числе у государства.
Отношения, возникающие по поводу формирования целевых денежных фондов, называются финансовыми отношениями. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы. Главными элементами финансовой системы являются государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в финансовую систему включаются финансы предприятий и организаций.
Государственные финансы - важнейшая часть финансовых отношений общества. Они связаны с формированием и использованием государственных денежных фондов. Государство в качестве источников пополнения казны помимо средств, полученных в результате работы государственных предприятий, мобилизует часть доходов, созданных в частном секторе, в виде обязательных платежей. [5, с. 402]
Специфика отношений, связанных с функционированием государственных финансов, определяется безвозмездным характером экономических связей между государством и участниками производства. Государство изымает часть созданного продукта в виде налогов, не предоставляя взамен товарного эквивалента. Такой характер экономических связей образует особую подсистему в денежных отношениях. За ее пределами происходит иное, двустороннее движение денег и товара: товар продавца обменивается на деньги покупателя.
Обмен
эквивалентами (товара на деньги) предполагает
юридическое равенство сторон, что позволяет
каждому участнику сделки действовать
добровольно, согласно своему экономическому
интересу. При безвозмездном характере
отношений юридическое равенство отсутствует.
Один из участников обладает преимуществом
присваивать часть дохода, созданного
вовсе не им. Такое одностороннее движение
дохода в виде платежа становится возможным,
если экономические субъекты подчинены
воле государства.
1.2
Структура финансовой
системы
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.
Расходная часть государственного бюджета предполагает обеспечение затрат государства на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Так, в странах, ориентирующихся на применение кейнсианских программ, больший удельный вес имеют затраты государства на социальные и хозяйственные нужды. Государства, правительства которых стабилизируют экономику на основе монетаристских методов, могут позволить себе экономию затрат по этим статьям бюджета.
Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основные поступления в госбюджет приходятся на подоходный налог с населения (до 80%).
Средства государственного бюджета используются в рыночной экономике для создания наилучших условий для ее функционирования. Это охрана института частной собственности, обеспечение условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время особенно четко обозначились усилия правительств по поддержанию высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом рынке.
После Второй мировой войны в бюджетных отношениях усилилась новая тенденция. Процесс собираемости денежных доходов стал рычагом регулирования хозяйственных пропорций общества. Предприятия, реализующие особо важные общественные интересы, стимулировались налоговыми льготами, субсидиями, предоставлением условий ускоренной амортизации. Государственный бюджет приспосабливался к циклической динамике рыночного хозяйства. Формирование его доходов и государственные расходы начали использоваться для стимулирования частного сектора в стадии депрессии, и, наоборот, для него создавались более жесткие условия при подъеме. [17, с. 255]
Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В федеративных государствах, в том числе в России, есть одно финансовое звено - бюджеты членов Федерации. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Последние включают местные налоги, местные субсидии, специальные фонды.
Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных, налогов. Собираются также иные налоги, административные сборы и плата за лицензии. Между государственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы налогообложения были законодательно подтверждены, с тем чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги.
Особое финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды государственного социального страхования, различные целевые фонды, государственные и смешанные финансовые учреждения. Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий, но затем стали использоваться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования средствами в своих целях.
Сущность и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной и контрольной.
Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредоточиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. Государство активно перераспределяет национальный доход, пытаясь сформировать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением в конкретных хозяйственных условиях. Доля перераспределяемого таким образом национального дохода во многом определяется выбором правительством модели развития рыночного хозяйства. Она выше в странах, придерживающихся кейнсианской доктрины развития при взятом курсе на создание социально-ориентированной экономики. В странах, опирающихся на монетарные программы, перераспределительным отношениям отводится более скромная роль, ибо главным считается содействие развитию рыночных сил, а не их корректировка. [13, с. 362]
Выбор
наилучшей для страны финансовой
политики как совокупности мероприятий
по использованию финансов для решения
задач, стоящих перед обществом,
существенно влияет на экономический
рост. Такой выбор определяется господствующими
в данный период концепциями, формирующими
направление хозяйственного развития
страны в случае, если взятая на вооружение
экономическая политика отвечает потребностям
экономики.
2
Сущность и экономические
функции налогов
2.1
Экономическая сущность
налогов
Государство призвано обеспечивать стабилизацию экономики, создавая наилучшие условия для экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, часть которых берется из собственных источников, например из доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает также часть доходов коммерческих предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом.
Цели
общества определяют требования к налогообложению,
к его налоговой базе, тяжести налогового
бремени и способам изъятия доходов. Эти
требования реализуются в налоговой политике,
которая строится с учетом имеющихся противоречий
между интересами государства и налогоплательщиков.
Развитие рыночной экономики, возрастание
экономической роли государства, наблюдаемое
после Великой депрессии, меняло концептуальные
подходы к налогообложению, что объяснялось
стремлением усилить роль налогов как
регуляторов экономических процессов.
Информация о работе Финансовая система и фискальная политика государства