Автор работы: Вика Я, 01 Июля 2010 в 01:43, курсовая работа
Существование рыночного хозяйства невозможно без хорошо отлаженной системы денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, отношения между коммерческими структурами, а также между работниками предприятий и работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, их работники вовлечены в денежные отношения с государством и его институтами.
Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Финансовая система и ее структура …………………………….…………….5
1.1 Понятие финансовой системы государства ………………………….5
1.2 Структура финансовой системы ………………..…………………….6
2 Сущность и экономические функции налогов …………….………………..10
2.1 Экономическая сущность налогов …………………….…………….10
2.2 Основные экономические функции налогов ……………………….11
3 Дефицит государственного бюджета и фискальная политика государства ………………………………………...……….16
3.1 Дефицит государственного бюджета и его причины ………..…….16
3.2 Фискальная политика государства ………………………………….23
Заключение……………………………………………….………………………32
Список использованной литературы…………………….……………………..34
2.2 Основные экономические
функции налогов
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция связана с созданием и функционированием государственных денежных фондов.
Регулирующая функция предполагает использование налогов как регулятора хозяйственных и социальных процессов. Она проявляется при:
В развитых странах, реализующих модель социальноориентированной экономики, налоги активно используются как источник поддержания определенного уровня жизни тех слоев населения, которые не в состоянии обеспечить его самостоятельно. Такое направление экономического развития предполагает большую роль перераспределительных отношений, и как следствие - высокий удельный вес налогов в созданном национальном продукте. Данное положение особенно четко отражается в кейнсианских программах регулирования. Как считают представители монетарной школы в экономической теории, подобное видение роли налогов как экономического регулятора ошибочно. Оно ведет к ослаблению стимулов к труду и предпринимательской деятельности из-за высоких налогов, тормозит экономический рост, препятствует формированию эффективного рынка. Монетаристы полагают, что государство не должно усердствовать в перераспределении национального дохода с помощью налоговой системы и по возможности полагаться на достаточность рыночных механизмов. Разное видение направлений налоговой политики у названных экономических школ выражено в предлагаемых ими антициклических программах.
Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, составляющих определенную долю валового внутреннего продукта. Она определяется многими условиями. Среди них следует выделить три наиболее существенных: величину полученных доходов, традиции, сложившиеся в стране, фазу промышленного цикла.
Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие экономики умножает доходы, что ведет к увеличению доли налоговых изъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы налогообложения. [22, с. 315]
В истории XX в. четко прослеживается тенденция роста налоговых изъятий в странах с рыночной экономикой. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10% ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20%. В настоящее время в наиболее развитых государствах с уровнем ВВП на душу населения в 15 - 28 тыс. долл. тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50% ВВП. В России данный уровень выше, в то время как в странах с уровнем развития, близким к российскому (ВВП на душу населения около 5 тыс. долл.), тяжесть налогового бремени не превышает 30%.
Существенное
воздействие на уровень налогового
бремени оказывают традиции. Он выше
в странах с
Увеличение ставки налогообложения ведет к увеличению доходов бюджета. Однако увеличивать налоговое бремя можно лишь до определенных пределов, так как потом начинает снижаться база налогообложения. Это обнаружил А. Лаффер на основе анализа статистических данных за длительный период. Данное явление получило название эффекта Лаффера, а кривая, отображающая эту зависимость, - кривой Лаффера (рис. 1).
Рис.
1
Согласно кривой Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерному налоговому бремени. Это сократит нераспределенную прибыль предприятий, возможность инвестиций и, следовательно, возможность расширения производства и получения больших доходов. В будущем периоде сумма налоговых поступлений также сократится. Кроме того, увеличение налогового бремени ведет к уходу многих производителей с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов, что сокращает налоговые поступления в казну.
Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится в позиции, превышающей точку М. В результате запланированная величина налоговых поступлений, превышающая 50% ВВП, оказалась нереальной. Физически государство не смогло получить и 30 - 35% ВВП, что повлекло за собой задержки в выплатах заработной платы работникам бюджетных организаций, усилилась напряженность в связи с ростом неплатежей предприятий друг другу.
Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым - инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно содействовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти. [17, с. 422]
Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно когда появляется спрос на основной капитал. Такой спрос варьирует в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы.
Налоговая система, сложившаяся в России в период государственного социализма, еще не адаптировалась к новым условиям. Сохранился старый подход к налогам как к исключительно фискальному инструменту для мобилизации средств на государственные нужды. Функция налогов как регулятора экономических процессов рыночной экономики используется явно недостаточно. Постепенно этот недостаток необходимо устранить.
Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям.
1. Уменьшение налогового бремени.
2. Изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов, имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей. Резкий переход на преимущественное налогообложение физических лиц невозможен, поскольку невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют выплачивать такие налоги.
3.
Сокращение налоговых льгот.
3 Дефицит государственного
бюджета и фискальная
политика государства
3.1
Дефицит государственного
бюджета и его причины
Когда расходы государственного бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.
Каков же процесс образования бюджетного дефицита? Он возможен, когда государство расходует деньги, рассчитывая компенсировать такие расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах вопреки надеждам правительства, то в стране образуются бюджетный дефицит и государственный долг.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Финансы всегда являются, по сути, отражением состояния экономики страны, поэтому неэффективная экономика неизбежно порождает трудности в сбалансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей. [7, с. 199]
Сокращение
расходов госбюджета. Этот путь не всегда
выполним, так
как уменьшение дотаций может усилить
спад в экономике, а сокращение социальных
программ провоцирует социальную
напряженность и ведет к уменьшению
совокупного спроса, что в свою очередь
снижает стимулы производства.
Увеличение
налогового бремени. Данный путь приведет
к уменьшению
инвестиций и потребления. Последнее
также снижает возможности роста
ВНП, поскольку сужает емкость рынка.
Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счет:
Рассмотрим последствия такого способа покрытия бюджетного дефицита. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведет к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом отпускных цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, ибо для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП.
При
обращении к внешнему долгу по
истечении срока кредита
Формой внутреннего долга наряду с обязательствами перед отечественными банками являются займы денег государством у населения. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использовать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, который остался за пределами государственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита, а, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.
Таким образом, схемы негативных эффектов последствий внутреннего долга, как перед банками, так и перед населением, имеют много общего. Подобный долг изымает свободные денежные ресурсы и ведет к удорожанию кредита. Использование займов для вливаний в экономику может перекрыть недостаток инвестиционных ресурсов. Этому способствует и политика дешевых денег Центрального банка, цель которой - снижение учетной ставки процента.
Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности такого хозяйственного маневра. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.
Именно с такими проблемами столкнулась сегодня российская экономика. [18, с. 357]
Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу, это способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.
Современные концепции экономической теории рассматривают бюджетный дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвется, ибо со временем будут исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, государственного долга. Тогда государственный долг будет покрыт за счет печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.
Помимо
экономических последствий
Информация о работе Финансовая система и фискальная политика государства