Финансовая система и фискальная политика государства

Автор работы: Вика Я, 01 Июля 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание

Существование рыночного хозяйства невозможно без хорошо отлаженной системы денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, отношения между коммерческими структурами, а также между работниками предприятий и работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, их работники вовлечены в денежные отношения с государством и его институтами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Финансовая система и ее структура …………………………….…………….5
1.1 Понятие финансовой системы государства ………………………….5
1.2 Структура финансовой системы ………………..…………………….6
2 Сущность и экономические функции налогов …………….………………..10
2.1 Экономическая сущность налогов …………………….…………….10
2.2 Основные экономические функции налогов ……………………….11
3 Дефицит государственного бюджета и фискальная политика государства ………………………………………...……….16
3.1 Дефицит государственного бюджета и его причины ………..…….16
3.2 Фискальная политика государства ………………………………….23
Заключение……………………………………………….………………………32
Список использованной литературы…………………….……………………..34

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система и фискальная политика государства.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

     В этом убеждает и математическое выражение  налогового мультипликатора Мт через величину мультипликатора государственных расходов MG:

     МТ = МРС х MG.

     Предельная  склонность к потреблению (МРС) представляет собой долю потребления в приросте дохода; ее величина выражается дробью. Значит, МРС, будучи множителем MG, не достигает единицы. Это обстоятельство приводит к тому, что MТ представляет собой меньшую величину по сравнению с MG, т.е. MG > MТ.

     Итак, при равном увеличении государственных  расходов и налоговых поступлений эффекты этих изменений не погасят полностью друг друга. Поскольку мультипликатор государственных расходов обладает большей силой по сравнению с налоговым мультипликатором, ЧНП возрастет. Зная величины названных мультипликаторов, фискальная политика получает возможность вести поиски оптимального сочетания указанных рычагов.

     Предположим, что налоги увеличились на 20 ед. и  на ту же величину возросли государственные расходы. Если предельная склонность к потреблению равна У, то увеличение налога на 20 ед. приведет к сокращению потребления на 15 ед., и кривая совокупного спроса опустится вниз (рис. 3)

     Рис. 3

     

                                  Влияние роста налогов на ЧНП 

     Если  весь поступивший в бюджет доход направить на увеличение государственных расходов, то кривая совокупного спроса поднимется вверх. Если уменьшение совокупного спроса за счет роста налогов составило 15 ед., а увеличение государственных расходов определялось всей величиной налоговых поступлений, равной 20 ед., то чистый прирост совокупного спроса составит 5 ед. Умноженный на мультипликатор государственных расходов, он даст величину прироста ЧНП. Таким образом, возникает мультипликатор сбалансированного бюджета,  показывающий,  что прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению ЧИП на сумму прироста государственных расходов. [3, с. 408]

     Таким образом, через изменение налогов  и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП. Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.

     Пересмотр фискальной политики обычно происходит по мере появления новых проблем. Но до этого в определенном промежутке времени налоговые ставки и государственные расходы действуют в постоянном режиме и представляют собой дискретные величины. Фискальная политика, действующая течение определенного срока и требующая со временем пересмотра, получила название дискреционной. Она обычно дополняется непрерывной, постоя и ной, или недискреционной, фискальной политикой. Каковы причины такого дополнения?

     Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе коте рой правительство настраивает свои рычаги - налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако достаточно точно определить, во что выльются возникшие тенденции в макроэкономике полностью не удается. Реально правительство располагает весьма ограниченными возможностями предвосхитить направление развития экономики. Поэтому оно неизбежно сталкивается с непредусмотренными им заранее явлениями хозяйственной конъюнктуры. В результате решения о мерах фискальной политики принимаются с известным запозданием. Образуется временно лаг между необходимостью изменений в настройке экономических рычагов принятием решений правительства на этот счет. Такое запаздывание происходит и по причине бюрократических процедур в связи с принятием нужны решений, а также в силу необходимости поиска компромиссных решена правительством в ответ на лоббирование своих интересов определенны у парламентскими силами.

     Подобного рода запаздывания пересмотра параметров экономически регуляторов дискреционной  фискальной политики неизбежны. К тому же их причины многообразны и могут наслаиваться друг на друга, что значительно снижает возможности государства быстро реагировать на происходящие изменения в экономике и их эффективно корректировать.

     Ограниченные  возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к новым потребностям экономики делают необходимым дополнить ее иным видом, способным непрерывно корректировать налоговые поступления и величину государственных расходов. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Их суть заключается в увязке величин налоговых поступлений и государственных расходов с изменениями, происходящими в экономике.

     Встроенные  стабилизаторы в доходной части  государственного бюджета увязывают ставки налогов с величиной получаемого дохода, тем более чем большинство налогов изымается по прогрессивной шкале. Это позволяет обеспечить государству увеличение налоговых поступлений по мере роста ЧНП (рис. 4).

                                                                                           Рис. 4

     

                   Изменение налоговых поступлений с изменением ЧНП 

     На  рис. 4 размеры государственных расходов постоянны. На самом деле они, конечно, меняются, но такие изменения зависят от решений парламента и правительства, а не напрямую от роста ЧНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов с увеличением ЧНП. Налоговые поступления во время подъема растут, поскольку увеличиваются объемы продаж и доходы. Изъятие части доходов с помощью налогов сдерживает темпы экономического роста и инфляции, в результате предотвращается чрезмерный экономический рост, который чреват нарастанием диспропорций.

     В этот период (выше точки А) налоговые  поступления превышают государственные расходы (Т > G). Возникает излишек - профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в период депрессии в экономике.

     График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, что ведет к образованию  дефицита государственного бюджета (ниже точки А), когда государственные  расходы превышают величину налоговых поступлений (G > Т). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, то хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие коммерческие риски, что провоцировало бы нежелательное дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

     Аналогичные стабилизаторы есть и в расходной  части бюджета, касающейся государственных расходов. К такого рода стабилизаторам относятся индексы заработной платы государственных служащих, пособия по безработице и др. Например, если в период спада увеличивается количество безработных, то автоматически возрастает сумма ассигнований на пособия по безработице. Это препятствует падению доходов, поддерживает совокупный спрос и, следовательно, ЧНП. Когда объемы производства увеличиваются, безработица сокращается, а вслед за этим уменьшаются и государственные расходы на выплату таких пособий. Такой процесс происходит автоматически без принятия каких бы то ни было правительственных решений.

     Действие  встроенных стабилизаторов в странах  с развитой рыночной экономикой значительно  смягчает тяжесть циклических колебаний. В США они амортизируют удары экономического кризиса на треть. [26, с. 412]

     Наибольший  эффект фискальная политика дает при  использовании встроенных стабилизаторов одновременно с принятием государственных решений по хозяйственным вопросам. Но чтобы эффект от фискальной политики был более полным и эффективным, необходимо согласовывать ее с денежно-кредитной политикой.

 

      Заключение 
 

     Отношения, возникающие по поводу формирования целевых денежных фондов, называются финансовыми отношениями. Именно они  лежат в основе существующей финансовой системы.

     Государственные финансы - важнейшая часть финансовых отношений общества. Они связаны  с формированием и использованием государственных денежных фондов. Государство  в качестве источников пополнения казны  помимо средств, полученных в результате работы государственных предприятий, мобилизует часть доходов, созданных в частном секторе, в виде обязательных платежей.

     Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой  финансовый план расходов государства и источников их покрытия. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.

     Вторым  по своему значению финансовым звеном является система местных финансов.

     Особое финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность.

     Сущность  и роль государственных финансов в жизни общества проявляются в их функциях: мобилизационной, распределительной и контрольной.

     Для формирования государственных ресурсов правительство изымает также часть доходов коммерческих предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом.

     В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и регулирующую.

     Когда расходы государственного бюджета  превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит.

     При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его  покрытия с наименьшими потерями для экономики.

     Государство призвано обеспечивать стабилизацию экономики, создавая наилучшие условия для экономического роста. Для этого необходимы определенные ресурсы, часть которых берется из собственных источников, например из доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Для формирования государственных ресурсов правительство изымает также часть доходов коммерческих предприятий и граждан. Любой вид обязательного платежа государству и его институтам является налогом.

     Фискальная (налогово-бюджетная) политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов  и государственных расходов. Они  могут применяться в различных  сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию.

     Наибольший  эффект фискальная политика дает при  использовании встроенных стабилизаторов одновременно с принятием государственных  решений по хозяйственным вопросам. Но чтобы эффект от фискальной политики был более полным и эффективным, необходимо согласовывать ее с денежно-кредитной политикой.

 

      Список использованной литературы 
 

  1. Абрамов М.А., Александрова Л.С. Экономика (экономическая  теория). Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция 2004.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 2003.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. М., 2001.
  4. Булатова А.С. Экономика.- М /Бек.-2001 г.
  5. Вечпанов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2003.
  6. Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика России: Эффекты и парадоксы. М., 2005.
  7. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с анг. Под общ. ред. В.А. Исаева. - М.: Инфра-М, 2001.
  8. Ержанов А.Б. Международные экономические отношения. А., 2003.
  9. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2002.
  10. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юристь, 2000.
  11. История экономических учений: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  12. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций. М., 2002.
  13. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: Учебник для колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 
  14. Камаев В.Д. Экономическая теория. - М., 2003. с. 154
  15. Костюк В.Н. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Центр, 2004.
  16. Курс экономической теории \ Под общ. Ред. М.Н. Чепурина, др. Кирова, 2004.
  17. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. – 2000 г.
  18. Луссе А.В. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2005.
  19. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика. 2002 с. 201-205
  20. Любимов Л. Л.,Раннеева Н. А. Основы экономических знаний. - М., 2005. с. 117-145
  21. Макроэкономика /Под ред. Гальперина. М. 2002.
  22. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство “Эльф К - пресс”- М. 2005. с. 184-190
  23. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  24. Общая экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П. М.: ПРОМО-Медиа, 2005 г. с. 315-347
  25. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 231 с.
  26. Рыночная экономика. Словарь.-М.:Политиздат, 2002
  27. Симкина Л.Г. Общая Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002, - 224 с.: ил. – (Серия «Учебные пособия»).
  28. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2005.
  29. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1999.
  30. Ховард К, Эрнашвили Н.Д. Никитин А.М. « Экономическая теория»: Уч. Для вузов 2-е изд. Перераб. И доп.-М: Юнити - Дана, 2000 г. с. 207-234
  31. Шишкин А.Д. Экономическая теория. Уч. пособ. Т1.-М, 2002
  32. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. проф. О.И.Волкова, В.К.Скляренко. - М.: ИНФРА-М., 2000 г. с. 125-134
  33. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2000.

Информация о работе Финансовая система и фискальная политика государства