Финансовая система и фискальная политика государства

Автор работы: Вика Я, 01 Июля 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание

Существование рыночного хозяйства невозможно без хорошо отлаженной системы денежных отношений. Их сфера огромна. Они обслуживают товарные сделки, отношения между коммерческими структурами, а также между работниками предприятий и работодателями. Кроме того, все коммерческие и государственные организации, их работники вовлечены в денежные отношения с государством и его институтами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
1 Финансовая система и ее структура …………………………….…………….5
1.1 Понятие финансовой системы государства ………………………….5
1.2 Структура финансовой системы ………………..…………………….6
2 Сущность и экономические функции налогов …………….………………..10
2.1 Экономическая сущность налогов …………………….…………….10
2.2 Основные экономические функции налогов ……………………….11
3 Дефицит государственного бюджета и фискальная политика государства ………………………………………...……….16
3.1 Дефицит государственного бюджета и его причины ………..…….16
3.2 Фискальная политика государства ………………………………….23
Заключение……………………………………………….………………………32
Список использованной литературы…………………….……………………..34

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система и фискальная политика государства.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

     Можно ли считать данный факт достаточно серьезным, чтобы перестать прибегать  к средствам населения для  покрытия бюджетного дефицита? Если деньги населения используются эффективно и они способны задействовать инвестиции, то это повлечет увеличение совокупного спроса, а вместе с ним - рост жизненного уровня и занятости. В данном случае доходы богатых также будут приумножаться быстрее, чем у остального населения, но сложившуюся ситуацию можно расценивать как более благоприятную.

     Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних  трудностей на новое правительство. Здесь видятся два выхода из тяжелой  экономической ситуации: или добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга, или, когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.

     Жизнь страны, обремененной внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии  и умелого использования кредитных  средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

     Управление  государственным долгом включает следующие  меры:

    • эффективное использование средств заимствования;
    • поиск средств для выплаты долга;
    • нейтрализация негативных последствий государственного долга.

     Во  многих странах существуют специальные  службы по управлению государственным долгом. Их задача - не допустить превышения долга над ВВП более чем в 2,5 раза. Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все усилия ее будут направлены лишь на погашение долга. [9, с. 326]

     Внешний долг часто соизмеряется с поступлениями  от внешнеторговой деятельности, которая приносит стране валюту, необходимую для выплат по внешним обязательствам. Если такие платежи составляют 20 - 30% внешнеторгового оборота, то привлекать новые займы из-за рубежа становится затруднительным.

     Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проекты, позволяющие за отведенный срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций.

     Как погасить обязательства по государственному долгу при недостаточности доходов от его размещения? Решение проблемы включает несколько тактических направлений: отказ от долга или части его; использование новых заимствований для выплаты прежних долгов; пролонгирование долга; его конверсия; продажа безнадежных долгов.

     Отказ от долгов считается неразумной мерой, ибо подрывает репутацию государства, которое в дальнейшем уже не сможет рассчитывать на получение кредитов. К использованию новых заимствований для выплаты старых долгов нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои деньги.

     Пролонгирование долга предполагает продление срока выплаты. В этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Для государства более выгодна переструктуризация долга, при которой он переводится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных выплат. Конверсия долга связана с превращением его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т.д. В счет долга возможно предоставление прав пользования морской хозяйственной зоной и других привилегий. Продажа безнадежных долгов возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству. Так, сегодня Россия пытается продать долги, которые не могут вернуть ее должники - Куба, Вьетнам, Индия и т.д. Такие долги продаются со значительной «уценкой». Страна, продающая долги, выигрывает время для получения необходимых средств.

     Государственный долг существенно меняет состояние  денежного рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство покрывает долг за счет печатного станка или за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, к росту обращающихся денежных средств. Такой процесс оборачивается снижением покупательной способности национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, уменьшает количество обращающихся денег, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост. Для нейтрализации подобных нежелательных явлений Центральный банк может проводить политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег - во время его проплаты. Государство может использовать налоговую политику в этих же целях: ее ужесточение в период увеличения задолженности и смягчение - во время погашения долговых обязательств.

     Для того чтобы избежать всех названных  последствий, необходимо постоянно вести работу по сбалансированию бюджета. Современные экономические школы представили три концепции сбалансирования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:

    • бюджет нуждается в ежегодном сбалансировании;
    • сбалансирование  бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла;
    • сбалансирование бюджета не является самоцелью финансовой политики государства. Оно должно стать следствием формирования эффективной экономики.

     Практика  ежегодного сбалансирования бюджета  выявила существенный недостаток - усиление циклических колебаний. Реально такая практика просуществовала до 30-х годов. Затем стали применяться концепции стабилизации экономики, уменьшающие амплитуду циклических колебаний. Кейнсианские программы рекомендуют во время спада прибегать к государственному долгу, за счет чего финансировать инвестиционный процесс. Долг гасится во время подъема. Такого рода манипулирование значительно облегчает и сокращает время экономического кризиса, сбалансирование бюджета в данном случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному циклу. [12, с. 461]

     Представители теории экономики предложения считают, что не надо зацикливаться на идее бюджетного равновесия. Проблема заключается в другом - в создании эффективного конкурентного рынка, который насытит рынок товарами, а население обеспечит доходами. В этих условиях высоки будут налоговые поступления, значительно повысится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государственных расходов решится сам собой.

     Приведенный аргумент был бы достаточным, если бы государство имело твердые ограничения  в росте своих расходов. Но такие преграды, выставляемые обычно парламентом, могут преодолеваться, тем более что потребности финансирования государственных начинаний постоянно возникают. Проблема соизмерения доходов и расходов бюджета не снимается, а остается и при эффективном рынке. 

 

      3.2 Фискальная политика государства 
 

     Фискальная (налогово-бюджетная) политика строится на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов  и государственных расходов. Они могут применяться в различных сочетаниях, что дает множество вариантов воздействия на реальный объем национального производства и его структуру, на занятость и инфляцию. Оба рычага подчинены одной цели и тесно связаны между собой. Государственные расходы возможны, если предварительно собраны налоги. В свою очередь, разумное направление государственных расходов способно стимулировать производство и обеспечивать последующий рост налоговых поступлений.

     Однако  воздействие налогов и государственных  расходов на величину и динамику ЧНП противоположно. Увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса и валового национального продукта. Рост налоговых поступлений, наоборот, ведет к уменьшению совокупного спроса, так как располагаемые доходы населения уменьшатся, а затем и к снижению ЧНП, поскольку производство сокращается, если на его продукцию падает спрос. [23, с. 196]

     Сравнение степени воздействия рычагов фискальной политики на изменения величины ЧНП происходит на основе сопоставления мультипликатор государственных расходов и налогового мультипликатора.

     Мультипликатор  государственных расходов показывает силу реакции изменений в производстве, определяющих величину ЧИП, в результате динамики государственных расходов. Значительная часть государственных расходов связана с ассигнованиями на социальные и хозяйственные цели. Поэтому прирост государственных расходов увеличивает размеры потребления населения и размеры совокупных инвестиций, так как к частным вложениям в производство прибавляются и государственные средства.

     Увеличение  спроса на потребительские и инвестиционные товары расширяет емкость рынка. Бизнес откликается на это ростом производства и объемов предложения. В результате таких действий образуются дополнительные доходы у организаторов производства и у непосредственных работников. Дополнительные доходы расширяют емкость рынка, позволяют увеличить количество покупок и обеспечить тем самым дальнейший рост доходов продавцов. В последующем цикле продавцы умножают свои производственные траты, содействуя получению дополнительных доходов тем, кто уже им продавал товары, и т.д. В результате действия множительного эффекта, связанного с изменениями в величине государственных расходов, происходят нарастающие изменения в величине ЧНП (рис. 2)

     Рис. 2 

                      Влияние увеличения государственных расходов на ЧНП 

     На  рис. 2 увеличение государственных расходов привело к приросту ЧНП на величину (Q1 — Q), большую, чем G. Причиной тому является то, что государственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов MG - это отношение прироста ЧНП к приросту государственных расходов:

     MG =

ЧНП /
G.

     Налоговый мультипликатор Мт отражает изменения  в экономике, вызванные увеличением или уменьшением налогов. Налоговый мультипликатор отражает обратные связи, так как динамика налогов и ЧНП происходит в разных направлениях: если налоги растут, то происходит уменьшение ЧНП, при сокращении налогов ЧНП возрастает.

     Рост  налогов ведет к сокращению объема потребления, а значит, и совокупного спроса. Вследствие этого падает и уровень ЧНП. Уменьшение ЧНП происходит именно потому, что сокращается объем потребления. Для определения множительного эффекта от увеличения налогового бремени следует обратить внимание на то, что сокращение объема потребления не совпадает с величиной прироста налоговых поступлений. Когда увеличиваются налоги, сокращаются не только потребление, но в определенной части и сбережения. Если сбережения никуда не вкладываются, то они не способны повлиять на динамику ЧНП. Это означает, что они не обладают мультипликативным эффектом. При сокращении потребления такой эффект сохраняется.

     Для определения вероятности сокращения потребления при росте налогового бремени следует иметь в виду, что оно уменьшится не на всю величин прироста налогов, а только на часть его, определяемую предельной склонностью к потреблению, т.е. долей потребления в приросте дохода. Отсюда сокращение объема потребления и соответственно совокупного спроса при росте налогов будет равно:

     

С =
T х МРС.

     В долговременном периоде эта величина дает обычный мультипликативный эффект, который и определит объем сжатия ЧНП. Отношение изменения величины ЧНП, связанного с изменением величины налогов, к изменению налоговых поступлений определяет величину налогового мультипликатора МТ.

     МТ =

ЧНП /
Т

     Сопоставление мультипликатора государственных  расходов MG с налоговым мультипликатором МТ показывает, что мультипликатор государственных расходов действует с большей мощностью. Это объясняется тем, что вся величина прироста государственных расходов дает множительный эффект, а изменение в объеме налогов влияет на динамику ЧНП лишь частично, в пределах изменений в объеме потребления, ограниченного предельной склонностью к потреблению МРС. Значит, мультипликатор MG государственных расходов больше налогового мультипликатора МТ, т.е. MG > MТ.

Информация о работе Финансовая система и фискальная политика государства