Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)
Республике Казахстан с момента распада Советского Союза за неполные два десятка лет финансовая система сформировалась и на сегодняшний день является одной из передовых финансовых систем.
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется
в их функциях. Финансы выполняют две основные функции:
распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются
параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с
одной стороны, распределение общественного продукта и национального
дохода, а с другой - контроль за этим распределением. [17, 5]
В современной науке выделяют три понятия: финансы, финансовая система и финансовая политика.
Финансы – это сложившая в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.
Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Она может меняться. Так, в условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства и стимулирование его развития; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращения расходов на оборону и т.п. [11, 370]
Финансовая система – важная составляющая экономической системы.
Она представляет совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов, управляющих движением денежных средств, необходимых для жизнедеятельности национальной экономики.
Как правило, финансовые отношения складываются по поводу формирования и использования денежных средств для нужд национальной экономики. [16, 517]
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов домохозяйств.
Централизованные финансы – это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонда, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важных экономических и социальных задач;
Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий, и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются в том числе, и ресурсы финансового рынка.
Финансы домохозяйств – это
личные финансы, т.е.
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
Финансы домохозяйства является материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах – местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.[13,369-372]
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная
функция финансов заключается в
обеспечении субъектов
Финансы,
связанные с движением
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
Выполнение
финансами фискальной функции связано
с тем, что с помощью налогов
достигается изъятие части
1.2 Государственный
бюджет и государственный долг
Все
сферы и звенья финансовой системы
тесно взаимосвязаны между
Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Слово «бюджет» (англ.budget) переводится как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства, так что с экономической точки зрения бюджет можно трактовать как состояние «денежной сумки» государства. Отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40-50% ВВП.
Принципы составления государственного бюджета. В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать бюджет:
-полнота;
-единство;
-реальность (правдивость);
-гласность.
Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех расходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают бюджет брутто и бюджет нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и валовые расходы, в бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджет нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам. В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной классификации доходов и расходов бюджета:
1) ведомственная (административная, министерская);
2) предметная (отраслевая, реальная, функциональная);
3) экономическая;
4) смешанная (комбинированная).
Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по министерствам и ведомствам; предметная – по отраслям государственного управления: военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п. Экономическая классификация группирует расходы по хозяйственным признакам: капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д. Смешанная классификация сводится к группировке расходов в шахматном порядке: по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали – по экономическим признакам, а по вертикали – по предприятиям).
Правдивость (реальность) бюджета предполагает. Что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованны и правильны.
Гласность бюджета предполагает открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.
Функции государственного бюджета. Государственный бюджет выполняет следующие функции:
а)
распределительную. Эта функция
бюджета проявляется через
б) стимулирующую. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом и проявляется стимулирующая функция бюджета.
в)
социальную. Эта функция состоит
в аккумуляции средств в
г) контрольную. Эта функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств [14,289].
Доходы и расходы бюджета. Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешней экономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.
Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.
Различают три состояния госбюджета:
1) нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
2) дефицитное, когда расходы превышают доходы;
3)
профицитное, если доходы
Причины дефицита госбюджета: