Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)
Республике Казахстан с момента распада Советского Союза за неполные два десятка лет финансовая система сформировалась и на сегодняшний день является одной из передовых финансовых систем.
Государственный долг. Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образуют государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг: государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим.
В
управлении государственным долгом используются
такие меры, как конверсия, консолидация,
обмен облигаций по регрессивному соотношению,
отсрочка погашения и аннулирование займов.
Под конверсией понимается изменение
подоходности займов как в сторону уменьшения,
так и в сторону увеличения доходности
государственных ценных бумаг. Под консолидацией
займов понимается изменение их сроков,
обычно в сторону увеличения. Обмен облигаций
по регрессивному соотношению означает,
что несколько ранее выпущенных облигаций
приравниваются к одной новой облигации.
Аннулирование государственного долга
– крайняя мера, в результате которой
государство полностью отказывается от
обязательств по выпущенным займам; это
обычно происходит в результате прихода
к власти новых политических сил. [14,299]
1.3 Финансовая политика
Совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны составляет государственную финансовую политику. Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Республике Казахстан эти меры определены в Конституции РК, в Налоговом кодексе и других законах, указах Президента и постановлениях правительства РК. Содержание финансовой политики включает:
а) выработку научной концепции развития финансов;
б)
определение главных
в) практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.
Основными задачами финансовой политики на современном этапе развития государства являются:
Финансовая политика включает следующие основные направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику; 3) страховую политику; 4) инвестиционную политику; 5) политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).[14,313]
Основным источником доходов государства являются налоги. Налоговую политику называют фискальной. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает «казенный». В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием налоговой системы.
Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов, налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.
Пошлина (англ. Tariff) – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу товаров взыскиваются таможенные пошлины.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).
Однако основным источником доходов государства являются налоги.
Налог
– это изъятие в пользу государства
заранее определенной и установленной
в законодательном порядке
Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А.Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.
Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной им государством (пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.
Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:
- субъект налога, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо;
-
объект налога, т.е. доход или
имущество, с которого
-
источник налога – это
- ставка налога – это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения ( скажем, с одной сотки земли, с 1000 руб. и т.д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.
Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.
Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.
Налоговые льготы – это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля, производства, характера производимой продукции и других характеристик.
Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.
Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:
-
прогрессивный, при котором
- регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
-
пропорциональный, при котором средняя
ставка остается неизменной
По механизму формирования налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.
Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладывается на потребителей продукции.
К прямым налогам относятся:
К косвенным налогам относятся:
Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы Республики Казахстан приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.
Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким) – предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства – с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.[11,376-379]
Актуальными задачами бюджетной политики являются:
Особую важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя:
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Организация управления финансами в Республике Казахстан
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных и децентрализованных финансов.
Централизованные финансы являются общегосударственными финансами.
Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы – финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Децентрализованные финансы включают в себя: