Финансовая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа

Описание

Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)
Республике Казахстан с момента распада Советского Союза за неполные два десятка лет финансовая система сформировалась и на сегодняшний день является одной из передовых финансовых систем.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тен Ю. Финансовая система РК.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

     Государственный долг. Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образуют государственный долг. Различают внутренний и внешний государственный долг: государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим.

     В управлении государственным долгом используются такие меры, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Под конверсией понимается изменение подоходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Аннулирование государственного долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам; это обычно происходит в результате прихода к власти новых политических сил. [14,299] 

1.3 Финансовая политика 

    Совокупность  мероприятий государства по мобилизации  финансовых ресурсов, их распределению  и использованию на основе финансового  законодательства страны составляет государственную  финансовую политику. Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов. В Республике Казахстан эти меры определены в Конституции РК, в Налоговом кодексе и других законах, указах Президента и постановлениях правительства  РК. Содержание финансовой политики включает:

    а) выработку научной концепции  развития финансов;

    б) определение главных направлений  их использования в стратегическом и тактическом планах;

    в) практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.

    Основными задачами финансовой политики на современном этапе развития государства являются:

    • учет действия объективных экономических законов;
    • необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и поддержание макроэкономической стабилизации;
    • определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения (при этом намечается величина финансовых ресурсов, оптимальная и сбалансированное соотношение их между доходами государства и хозяйствующими субъектами; определяется доля участия физических лиц в формировании государственных доходов);
    • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов (определяются основные пропорции распределения средств между отраслями и сферами народного хозяйства. Развитие приоритетных отраслей и направлений, степень социальной защиты населения);
    • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
    • сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
    • либерализация внешнеэкономической деятельности;
    • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства.[14,308]

    Финансовая  политика включает следующие основные направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную политику; 3) страховую политику; 4) инвестиционную политику; 5) политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).[14,313]

      Основным источником доходов государства являются налоги. Налоговую политику называют фискальной. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает «казенный». В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием налоговой системы.

    Налоговая система – это совокупность пошлин, сборов, налогов и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов.

    Пошлина (англ. Tariff) – денежные сборы, взимаемые соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу товаров взыскиваются таможенные пошлины.

    Сбор  – это обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий предоставления им определенных прав или выдачи разрешений (лицензий).

    Однако  основным источником доходов государства  являются налоги.

    Налог – это изъятие в пользу государства  заранее определенной и установленной  в законодательном порядке части  дохода хозяйствующего субъекта.

    Налогообложение – это способ регулирования доходов  и источников пополнения государственных  средств.

    Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А.Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились две крупные концепции налогообложения.

    Первая  основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую  получает налогоплательщик от услуги, оказанной им государством (пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

    Современные налоговые системы используют целый  ряд принципов:

  1. Всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы;
  2. Стабильность, т.е. устойчивость всех видов налогов и налоговых ставок во времени;
  3. Равнонапряженность, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;
  4. Обязательность, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
  5. Социальная справедливость, т.е. установление налоговых ставок и налоговых льгот. Оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

    Налоговая система базируется на законодательных  актах государства, которыми устанавливаются  элементы налога. К ним относятся:

    - субъект налога, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое возложена  обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо;

    - объект налога, т.е. доход или  имущество, с которого начисляется  налог (заработная плата, прибыль,  ценные бумаги, недвижимое имущество  и т.д.);

    - источник налога – это независимо  от объекта налогообложения – чистый доход общества;

    - ставка налога – это важный  элемент налога, определяющий величину  налога на единицу обложения  ( скажем, с одной сотки земли,  с 1000 руб. и т.д.). Различают предельную  налоговую ставку, среднюю, нулевую  и льготную.

    Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

    Средняя налоговая ставка – это общий  налог, поделенный на величину налогооблагаемого  дохода.

    Налоговые льготы – это уменьшение налоговых  ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля, производства, характера производимой продукции и других характеристик.

    Льготы  в силу их разнообразного характера  и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому  снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номинальной.

    Поэтому по признаку соотношения между ставкой  налога и доходом налоги делятся  на:

    - прогрессивный, при котором средняя  ставка повышается по мере  возрастания дохода;

    - регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

    - пропорциональный, при котором средняя  ставка остается неизменной независимо  от размера дохода.

    По  механизму формирования налоги делятся  на две основные группы: прямые и  косвенные.

    Прямые  налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

    Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и  услуг, т.е. в конечном итоге перекладывается  на потребителей продукции.

    К прямым налогам относятся:

    • подоходный с населения;
    • на прибыль корпораций;
    • на прирост капитала;
    • с наследства и дарений;
    • поимущественный налог.

    К косвенным налогам относятся:

    • налог с оборота;
    • на добавленную стоимость (НДС);
    • на отдельные виды товаров (акцизы); к таким товарам относятся: табак, драгоценности, нефтепродукты и т.д.;
    • таможенные пошлины.

    Таковы  общемировые стандарты. Налоговые  реформы Республики Казахстан приблизили ее систему налогообложения к  международным нормам.

    Вопрос  о том, каким быть налогу (высоким  или низким) – предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства – с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.[11,376-379]

    Актуальными задачами бюджетной политики являются:

    • совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;
    • обеспечение сбалансированности бюджета при полном использовании всех расходных обязательств;
    • уменьшение зависимости государственного бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
    • совершенствование бюджетного законодательства;
    • разработка среднесрочных (2-3 летних) бюджетных планов;
    • сохранение и наращивание финансового резерва;
    • централизация всех доходов и средств государственного бюджета на счетах органов государственного казначейства.

    Особую  важность в современных условиях имеет инвестиционная политика, которая включает в себя:

    • наращивание финансового потенциала страны в целях повышения инвестиционной активности за счет стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию, выпуска импортозамещающей продукции, оздоровления финансового сектора;
    • повышение роли бюджета развития, являющегося составной частью государственного бюджета, формируемой в составе его капитальных вложений и используемой как источник финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
    • создание условий для организационного накопления и инвестирования сбережений населения;
    • развитие ипотечного кредитования;
    • привлечение прямых иностранных инвестиций.[14, 314-315]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

    2.1 Организация управления финансами в Республике Казахстан

    Совокупность  финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему  государства. С точки зрения социально-экономических  отношений, она складывается из централизованных и децентрализованных финансов.

    Централизованные  финансы являются общегосударственными финансами.

    Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

    Децентрализованные  финансы – финансы фирм и предприятий  различных форм собственности. Это  финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Децентрализованные финансы включают в себя:

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан