Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)
Республике Казахстан с момента распада Советского Союза за неполные два десятка лет финансовая система сформировалась и на сегодняшний день является одной из передовых финансовых систем.
Общегосударственные финансы управляются государственными уполномоченными органами – Министерством финансов и министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.[13,370]
Аппарат
финансовой системы проводит свою деятельность
в соответствии с Конституцией РК,
с действующим
Структура таможенных органов включает областные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Управление бюджетной системой. Министерство финансов РК является центральным исполнительным органом РК, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета, управление, учета и контроля за использованием государственной собственности, контроля за проведением процедур банкротства и внесудебной процедуры ликвидации несостоятельного должника, регулирование системы бухгалтерского учета и аудита финансовой отчетности.
Управление налоговой системой. Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.
Налоговая
служба состоит из налогового комитета
РК и налоговых комитетов
Налоговый комитет Министерства финансов РК является ведомством Министерства финансов РК, уполномоченным обеспечивать налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством в соответствии с Налоговым Кодексом РК, а также осуществляющим в соответствии с Законодательством РК руководства и межотраслевую координацию в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов. Комитет имеет территориальные органы, являющиеся юридическими лицами, к которым относятся: межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, а также налоговые комитеты на территории специальных экономических зон.
Управление финансами хозяйствующих субъектов. Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.
Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.
Финансовая работы в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта и бухгалтерией.
Структура финансового отдела обычно включает следующие направления работы:
Типовая структура финансового отдела включает
- планово-экономическое бюро в составе групп:
- бюро банковских и кассовых операций;
- расчетное бюро в составе групп:
На предприятиях, осуществляющих валютные операции создается валютная группа. (Приложение В)
Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются:
2.2 Анализ финансовой
системы Казахстан
По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.
В
Казахстане за пятнадцать лет независимости
полностью изменилась система экономических
и социальных отношений. Со времени начала
в 1994 году глобальных экономических реформ
в значительной мере достигнута финансовая
стабилизация, близится к завершению приватизация
всей государственной собственности,
наметился подъем производства. Если в
1993 году инфляция составляла свыше двух
тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась
до 23,7%,
а сегодня составляет около 7-9 %. Произошли
практически полная либерализация цен
и отмена большинства ограничений в сфере
внешней торговли.
В 1996 году впервые за последние годы был обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз.
Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета.
В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики: созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения.
Одним из основных разделов правительственной программы по углублению реформ на 1996-1998 годы являлось реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены прежде всего на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.
Несмотря на сложность экономической ситуации, в последние годы из республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов малого и среднего бизнеса. В частности, только в 199б году на эти цели направлено свыше 15% бюджетных средств, или 26,9 млрд. тенге, в том числе на развитие агропромышленного комплекса - 9,8 млрд. тенге, или 91,4% к прогнозу. Кредиты Эксимбанку для финансирования инвестиционных проектов составили 3,6 млрд. тенге, или 99,5% к плану, а Реабилитационному банку на проведение процедур по неплатежеспособным предприятиям – 5,8 млрд. тенге, или 97,1% к плану.
С целью привлечения иностранного капитала для расширения производства и приобретения навыков по маркетингу и управлению в 1995- 1996 годы осуществлялась передача ряда крупных предприятий черной и цветной металлургии, химической отрасли иностранным инвесторам. Можно, конечно, как угодно критиковать правительство за эти меры, тем более, что никто не застрахован от ошибок в таком чрезвычайно сложном и абсолютно новом для нас деле, но факт остается фактом. Этими предприятиями только за 1996 год произведено продукции более чем на 190 млрд. тенге, что составляет почти 28% от общего объема промышленной продукции.
По сравнению с соответствующим периодом 1995 года возросло производство стали (на 6%), проката готового (на 7%), меди рафинированной (в 1,4 раза), магния и магниевых сплавов (в 1,5 раза), свинца в концентрате (на 5,8%), глинозема (на 5,8%). Возросло также производство железной руды и чугуна. Но самое главное – здесь удалось сохранить занятость, избежать крупных социальных конфликтов и сейчас предпринимаются меры по усилению контроля за налоговыми поступлениями от этих предприятий. Ключевой задачей правительства остается создание реального собственника, что позволит расширить доходную базу бюджета. В 1996 году значительно ускорились темпы проведения приватизации в соответствии с отдельными индивидуальными проектами. В настоящее время почти все крупные предприятия находится в частных руках. На данном этапе проводится большая работа по завершению приватизации объектов по индивидуальным проектам.
Вместе с тем, как и в других странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние годы у нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов, как следствие жесточайшего кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного сектора. К примеру, доходы государственного бюджета к уровню ВВП снизились с 22,3% а 1993 году до 16,9% в 1996 году, в том числе налоговых поступлений с 15,6% до 11% к ВВП.
Основная доля налоговых поступлений в 1996 году была обеспечена за счет налогов с потребителей – 40,7% к общей сумме налогов.
В 1997 году доходы бюджета составят 15,3% к ВВП, в том числе налоговые - 11,7%, в 1998 год соответственно - 16,4% и 12,2% к уровню ВВП.
Для решения крупных проблем, относящихся к общей политике в области государственных расходов, в 1996 году были начаты крупномасштабные реформы: по оптимизации сети и структуры социальной сферы, реорганизации системы центральных и местных исполнительных органов, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты и пенсионного обеспечения населения.
На реализацию пенсионной реформы в 1997 году было перечислено Государственному выплатному центру по пенсиям из государственного бюджета 36 млрд. тенге. На 1999 год закладывался дефицит бюджета в размере 5,5% к ВВП в результате предоставления трансфертов из бюджета Пенсионному фонду на 52 млрд. тенге и выплату социальных пособий на 23 млрд. тенге. Таким образом, бюджетная политика приобретает еще более социальную ориентацию.
Приоритетными направлениями расходования государственных средств будут образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. В целом, доля расходов на социальные программы по проекту бюджета на 1998 год составила 61,5% всех расходов государства.
Для решения социальных задач республики уже в 1997 году правительством Республики Казахстан были предприняты серьезные шаги по укреплению доходной части государственного бюджета. Основными направлениями в данной области явились усиление контроля за поступлениями налогов и работа с отдельными налогоплательщиками, совершенствование методов администрирования за сбором налогов, модернизация и компьютеризация налоговых служб республики. Однако эти меры не дали быстрого эффекта и в 2000 году финансовые возможности государственного бюджета были ограничены. В этой связи, основной акцент в бюджетной политике этого года был направлен на более эффективное управление государственной собственностью, рациональное использование государственных финансов, усиление контроля за целевым расходованием средств налогоплательщиков. Работа в этом направлении будет проводиться постоянно и систематически.
Несмотря на дополнительную нагрузку на государственный бюджет в связи с реформированием системы пенсионного обеспечения и появлением весомых расходов по обслуживанию госдолга, правительство выделило в бюджете 2000 года значительно большую сумму для инвестиционных программ, чем в предыдущих годах. Если в 1997 году бюджетные инвестиции предусматривались в размере 19,9 млрд. тенге, то в следующем из бюджета в приоритетные инвестиционные проекты за счет внешних источников было направлено 34 млрд. тенге, или около 400 млн. долл., что, в свою очередь, стимулировало значительный рост платежеспособного спроса и подъем экономики республики.
Основными приоритетами государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства. В. перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными донорами.