Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:11, контрольная работа
Цель моего исследования – это изучить структуру финансовой системы, а также доказать, что любое развитое государство не может существовать без правильно организованной финансовой системы.
Существуют общие принципы построения финансовой системы. Но в каждом государстве данная система претерпевает изменения в силу особенностей каждого государства (исторических, географических, национальных и.т.д.)
Республике Казахстан с момента распада Советского Союза за неполные два десятка лет финансовая система сформировалась и на сегодняшний день является одной из передовых финансовых систем.
Начиная с 1998 года, Министерство финансов отказывается от прямых кредитов Национального Банка. Для финансирования дефицита бюджета в 1998 году были использованы только неинфляционные источники и рыночные методы заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках.
В 1997 году не было допущено ни одного дефолта по государственным финансовым обязательствам, что серьезно укрепило имидж нашей страны как надежного партнера в международных делах. Впервые в истории Казахстана в ноябре 1996 года ему присвоен международный кредитный рейтинг, позволивший уже через месяц осуществить уверенную дебютную эмиссию евробондов в сумме 200 млн. долл. США на мировых финансовых рынках.
По уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения республика уверенно входит в первую пятерку центрально- и восточноевропейских стран, а также СНГ. Совокупный приток прямых иностранных инвестиций, по данным Европейского банка реконструкции и развития, в экономику Казахстана за период 1989-1996 гг. составил 2761 млн. долл. США. К сожалению, в ближайшем будущем на внутренние ресурсы полагаться не приходится. Нужны передовой опыт, новые технологии и ноу-хау, управленческий и маркетинговые навыки. Вот почему мы прилагаем много усилий для создания благоприятного инвестиционного климата в стране.
Можно подчеркнуть, что Казахстан имеет в настоящее время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов – их всего 11 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве. 1Немаловажное значение имеет и то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка, Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.
Привлекая инвестиции в экономику страны, мы решаем и еще одну важную социальную проблему – сохранение занятости населения. Это весьма актуально для Казахстана, поскольку в 1996 году статистическими органами республики признано официально безработными – 391,7 тыс. чел. или 4,1% от экономически активного населения.
Еще один фактор – это структурные реформы. Согласно планам правительства, все радикальные реформы должны быть завершены в ближайшие два года. Транзитный статус казахстанской экономики, движущейся от административной системы к рыночной, перейдет в разряд более устоявшихся. Для этого есть все условия. Это и законодательная база рынка, и инвестиционные пакеты, и способ организации бюджетной, налоговой, валютной и антиинфляционной политики, и, наконец, способ организации самих отношений не только в экономике, но и в обществе. В республике создан достаточно прочный задел для устойчивого роста экономики в будущем.
2.3 Роль финансовой системы в экономике Республики Казахстан
Финансовая система выполняет важную роль перераспределения ресурсов в экономике от агентов, имеющих избыток капитала, к тем, кто испытывает в нем дефицит. За счет такого перераспределения происходит финансирование капиталовложений в развитие новых производств и инноваций.
Таким образом, финансовая система выполняет ряд основных функций в экономике: мобилизация накоплений, направление финансовых ресурсов в продуктивные инвестиции, минимизация проблемы ассиметричной информации за счет способствования раскрытию информации заемщиками, трансформация риска за счет его хеджирования и диверсификации, способствование движению товаров и услуг. Важно отметить, что значительная часть авторов экономических исследований на сегодня делают вывод о том, что общий уровень финансового развития положительно связан с темпами экономического роста. Ряд экономистов в своих исследованиях пришли к заключению о том, что финансовое посредничество не только следует за экономическим ростом, но и является важной его детерминантой.
Исторически
финансовая система Казахстана пошла
по пути доминирующего развития банковского
сектора. В целом экономисты-
Как известно, в условиях финансового кризиса банки столкнулись с дефицитом ликвидности в связи с закрытием основного канала банковского капитала – внешних рынков. В частности, "кредитный бум", наблюдавшийся в Казахстане в течение 2006–2007 годов в значительной степени был обеспечен за счет привлечения банками внешних займов. Закрытие традиционного источника банковского фондирования, слабая депозитная база, ухудшение качества кредитного портфеля банков и необходимость формирования дополнительных провизий выразились в снижении рентабельности банковского бизнеса и ужесточении им кредитной политики. В результате темпы кредитования экономики снизились. В то же время в ряде системообразующих банков Казахстана были выявлены грубые нарушения банковского законодательства и необходимость дополнительной капитализации, которую акционеры данных банков обеспечить не могли.
В целях поддержания банков и продолжения ими кредитования экономики государство приняло решительные действия. Так, в рамках антикризисных мер было предусмотрено отдельное направление по стабилизации ситуации в финансовом секторе. На данное направление было выделено 480 млрд тенге. Государственная поддержка была оказана путем вхождения в уставный капитал системообразующих банков и приобретения акций АО "БТА Банк", АО "Народный банк Казахстана", АО "Альянс Банк" и АО "Казкоммерцбанк".
Kроме того, в целях недопущения резкого сокращения кредитования экономики государством в рамках указанных средств также были размещены условные депозиты в двух банках – АО "Народный банк Казахстана" и АО "Казкоммерцбанк" – для кредитования крупных проектов реального сектора. Помимо указанных мер, через филиальную сеть банков были реализованы антикризисные меры государства по кредитованию малого и среднего бизнеса, рефинансированию ипотечных займов. Меры по поддержке банков, принятые в Казахстане, по своей сути ничем не отличались от зарубежного опыта по стабилизации банковского сектора. Те же американские или британские власти были вынуждены спасать свои крупные банки, прибегнув к их принудительной капитализации, чтобы не допустить краха всей финансовой системы.
По истечении двух последних лет сегодня очевидно, что принятые государством меры по поддержке системообразующих банков Казахстана позволили продолжить их нормальное функционирование, сохранив тем самым стабильность всей финансовой системы страны. В свою очередь успешное завершение реструктуризации внешних обязательств банков – БТА, Альянса и Темирбанка – свидетельствует о начале восстановления доверия со стороны зарубежных финансовых институтов к казахстанскому финансовому сектору.
B
общей сложности в рамках
В то же время не стоит забывать про поговорку "у финансовых рынков – короткая память". С открытием международных рынков капитала не исключено, что внешние инвесторы и кредиторы обратно откроют свои лимиты заимствования на казахстанские финансовые институты. И тут критическим фактором является установление и сохранение неусыпного контроля и бдения со стороны финансовых регуляторов, которые должны осуществлять тщательный надзор за безопасным уровнем роста активов и пассивов банковского сектора.
Mировой
кризис преподал важный урок
и выявил необходимость
В рамках данной концепции предусмотрен переход на принципы контр-цикличности во всех аспектах регулирования и надзора финансовых рынков, о чем уже много раз писалось. Смысл данной политики как раз сводится к известной поговорке "готовь телегу зимой, а сани летом". То есть если в тучные годы регулятор будет требовать от финансовых институтов максимальной подготовки к вероятным будущим кризисам путем повышения различных регуляторных нормативов и других "подушек безопасности", то в периоды экономического спада финансовые институты будут "пожинать плоды", используя накопленный потенциал и резервы.
Кроме того, согласно концепции основной чертой посткризисного развития финансовой системы должно стать развитие внутренних источников инвестиций. Основные усилия будут направлены на укрепление возможностей привлечения капитала внутри страны и развитие институциональных инвесторов, способных обеспечить долгосрочное финансирование экономики страны, привлечение сбережений населения и предприятий, в том числе путем развития альтернативных источников. К примеру, в настоящее время общая сумма пенсионных взносов уже превышает 2 трлн тенге. Кроме того, существенный потенциал развития имеют такие институциональные инвесторы, как страховые компании и инвестиционные фонды. Таким образом, на сегодня в Казахстане имеется ряд внутренних инвесторов, которые в перспективе могут выступать важным источником капиталовложений для дальнейшего развития экономики.
Необходимость обеспечения стабильности и устойчивой работы финансовой системы как одного из условий дальнейшего развития страны также было отмечено президентом в послании народу "Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана". Приоритетное внимание было уделено вопросу развития фондового рынка, который должен стать в среднесрочной перспективе одним из основных источников финансирования инвестиций в развитие экономики. При этом развитие фондового рынка должно быть нацелено на создание условий для вхождения Казахстана в десятку ведущих финансовых центров Азии и становлению Алматы в качестве регионального центра исламского банкинга в СНГ и Центральной Азии.
Особо была отмечена необходимость сокращения банковских внешних обязательств, привлечение которых должно быть нацелено на создание эффективных и конкурентоспособных производств. В то же время в целях исключения повторения недобросовестной практики в банковской деятельности будут приняты меры по повышению прозрачности деятельности банков и отсечению их от явно или скрыто аффилированных структур. В посткризисный период банки должны способствовать восстановлению и дальнейшему развитию экономики страны.
Кроме того, в соответствии с поручением главы государства в настоящее время проводятся мероприятия по развитию в стране государственно-частного партнерства, в том числе путем совершенствования законодательной базы в данной сфере.
В частности, активно прорабатывается возможность внедрения так называемой новой финансовой инициативы, которая является наиболее эффективным решением в вопросе определения негосударственных источников финансирования для реализации коммерчески неокупаемых инфраструктурных и иных капиталоемких проектов. Этот инструмент уже давно находится в арсенале у многих развитых стран, предоставляющих населению высокоэффективные инфраструктурные услуги в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах.
В качестве пилотного проекта в рамках реализации механизма новой финансовой инициативы выбран проект строительства Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги.
В условиях растущего бюджетного дефицита новая финансовая инициатива поможет обеспечить финансирование для программы новой индустриализации, стимулировать спрос и занятость путем привлечения частных инвестиций в инфраструктуру и повысить качество и доступность социальных услуг без негативного влияния на государственные финансы и кредитные рейтинги.
В целом указанные меры позволят обеспечить сбалансированное развитие всех элементов финансовой системы и привлечение финансовых ресурсов для реализации задач по дальнейшему повышению диверсификации экономики, ведь финансовая система – это кровеносная система экономики страны.[5,3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.