Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:24, курсовая работа
Финансовое посредничество - это деятельность по привлечению временно свободных денежных средств и предоставлению их во временное пользование.
Финансовый посредник - учреждение, деятельность которого заключается в привлечении свободных денежных средств и предоставление их во временное пользование.
Введение 2
Общая характеристика финансового посредничества и страхования в Республике Беларусь 5
Анализ динамики показателей функционирования в Республике Беларусь 11
2.1 Страховые компании в Республике Беларусь 14
2.2 Финансовое состояние страховщиков Республики Беларусь 19
2.3. Оценка динамики развития страхования 24
Перспективы и направления развития финансового посредничества и страхования в Республике Беларусь 28
3.1 Расширение функций финансового посредничества банков 28
Список используемой литературы 32
Добровольные виды страхования,
в том числе КАСКО, страхование
имущества и туристическое
По обязательным видам страхования получено страховых взносов в размере 116 млрд. рублей, что на 29,5 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Удельный вес обязательных видов страхования в общей сумме поступлений снизился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составил 48,1%.
Что касается расходов страховых компаний своим клиентам, то за январь – февраль 2011 года выплаты по страховому возмещению и страховому обеспечению в Беларуси составили 139,2 млрд. рублей и превысили данный показатель за аналогичный период 2010 года на 38,1 млрд. рублей. Уровень страховых выплат в общей сумме полученных страховых взносов за январь – февраль 2011 года составил 57,7% (за аналогичный период 2010 года – 57,8%).
Как отмечается в отчете Министерства финансов РБ, за январь – февраль 2011 года страховыми компаниями перечислено в бюджет и внебюджетные фонды 21,3 млрд. рублей, из них 7,7 млрд. рублей – налоги и неналоговые платежи в бюджет, 13,6 млрд. рублей – платежи во внебюджетные фонды.
В начале февраля 2011 года, Андрей Харковец, глава Министерства финансов Беларуси, выступая на расширенном заседании Минфина Республики Беларусь, заявил о необходимости обеспечения равного доступа для участников страхового рынка, в том числе частной формы собственности, ко всем видам страхования, в том числе обязательного. Однако, по мнению министра, развитие добровольных видов страхования должно быть приоритетом для страховщиков всех форм собственности. Взносы по страхованию жизни нужно относить на себестоимость для всех страховщиков.
В соответствии с программой перспективного развития республики на ближайшие пять лет, к концу 2015 г. удельных вес взносов по страхованию должен составить как минимум 1,3% ВВП, при этом ВВП должен вырасти не менее чем в 1,7 раза. Страховые взносы на каждого гражданина Беларуси за это время должны вырасти в три с половиной раза.
На сегодняшний день, по словам министра, удельных вес страховых взносов составляет в Беларуси менее 1 % ВВП.
Обязательное страхование
в Беларуси сегодня является прерогативой
государственных страховых
2.3. Оценка динамики развития страхования
Несмотря на существенный
прирост сбора страховых
В последнее время заметны попытки государства как-то изменить ситуацию на страховом рынке к лучшему, придать динамизм сбору страховой премии, добиться более широкого охвата страховыми услугами, привлечения инвестиций в страховую отрасль, увеличения капитализации страховщиков и т.п. Но в силу несбалансированности взглядов различных государственных структур на развитие страхования и экономики в целом, многие положительные заявления, мнения и проекты не доходят до стадии практической реализации, либо нивелируются принятием нормативных актов противоположного характера.
Нет пока однозначных ответов
государства на принципиальные, основополагающие
вопросы. В частности, на каких принципах
и подходах должно строиться развитие
страховой отрасли – рыночных
или централизованного
Если не будет принято
каких-либо кардинальных решений, то, на
наш взгляд, существующие тенденции
в страховой отрасли
В целом сохранится нынешняя структура страхового рынка и соотношение обязательных и добровольных видов страхования по уровню сбора. Расслоение компаний по уровню сборов будет традиционно обусловлено в первую очередь имеющимся допуском к обязательному страхованию и эффективностью кэптивных отношений собственник-страховщик. Что касается соотношения обязательных и добровольных видов, то, учитывая уже достигнутый уровень, можно предположить, что прогноз соотношения 50/50 скорее всего будет выполнен, если только не будут введены новые виды обязательного страхования, о чем есть соответствующие указания в госпрограмме.
Развитие добровольного
страхования в первую очередь
будет по-прежнему осуществляться через
внедрение добровольно-
Здесь же можно в очередной
раз посетовать на слабую эффективность
работы Ассоциации страховщиков «БАС»,
которая пока так и не стала
по настоящему дееспособным, профессиональным
и активным органом по защите интересов
участников страхового рынка, хотя в
середине 2009 года наконец-то произошли
давно ожидаемые перемены в руководстве
и структуре данной организации.
Будем надеяться, что новому директору
удастся переломить ситуацию и объединить
всех участников рынка, а самое главное,
показать практический результат своей
работы. Ведь именно под эгидой ассоциации
надо цивилизованно и
Резко увеличить страховые сборы, охват максимального количества потенциальных страхователей и рисков, привить страховую культуру можно только взвешенной страховой политикой на основе рыночных принципов, расчетливым использованием преимуществ как новых видов обязательного, так и механизмов добровольно-принудительного страхования. Но базовыми, на наш взгляд, должны стать механизмы стимулирования к заключению договоров на сознательной, добровольной основе. Без этого будет очень трудно выполнить задачу ближайшего пятилетия - достичь сбора страховых премий в размере 1,5% от ВВП. Очевидно, что для решения этой задачи без сложения усилий всех участников рынка (регулятора, страховщиков, брокеров, агентов) не обойтись.
Данный материал
был подготовлен на основе официальных
данных о страховом рынке, публикуемых
Министерством финансов РБ, текстов
соответствующих
3. Перспективы и направления развития финансового посредничества и страхования в Республике Беларусь
3.1 Расширение функций финансового посредничества банков
Задачи по ускорению темпов экономического роста и вхождению в течение ближайших лет в число стран с высоким уровнем дохода выдвигают новые требования к расширению функций и направлений финансового посредничества банков, увеличивая тем самым институциональную способность экономики привлекать извне и накапливать в финансовом секторе Республики Беларусь значительные ресурсы.
Достижение европейских стандартов в банковском секторе, в том числе выход белорусских банков по относительным показателям объема активных (кредитных) операций на уровень, сопоставимый с уровнем ряда европейских стран, может быть обеспечено при значительном ускорении всех процессов качественного изменения структуры экономики, масштабном внедрении инноваций и новых технологических решений, развитии эффективного финансового рынка.
Важным направлением расширения финансового посредничества могут стать операции, которые в настоящее время не получили должного развития. Речь идет об увеличении объемов операций с такими активами, как корпоративные акции и облигации предприятий, ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, различные виды долговых инструментов и др.
Наращивание уровня посредничества будет во многом определяться степенью развития рынка ценных бумаг и интенсивностью создания высокоэффективной и совместимой с мировыми стандартами институциональной среды, содействующей привлечению долгосрочных инвестиций и формированию институтов, способных к трансформации внутренних сбережений в долгосрочные финансовые инструменты.
Для этого в ближайшие годы необходимо создать широкий спектр инструментов финансового рынка, обеспечивающих инвесторам и реципиентам капитала разнообразие вариантов с точки зрения затрат, риска, прибыли, сроков, ликвидности. Увеличение объемов и разновидностей ценных бумаг, усложнение инструментов и технологий финансового рынка потребуют усиления роли банков в качестве посредников, выступающих связующим звеном в движении капитала от поставщиков финансовых ресурсов к потребителю.
В рамках развития финансового посредничества в банковской сфере необходимо более широкое использование таких инструментов инвестиционного банкинга, как управление корпоративными финансами, оказание банками консультационных услуг, организация и содействие в выпуске корпоративных ценных бумаг, в том числе первоначальном публичном предложении акций на продажу широкому кругу лиц (IPO) и еврооблигаций, андеррайтинг, привлечение для клиентов синдицированного кредитования.
Внедрение названных финансовых инструментов и их активное применение банками будут способствовать более глубокому интегрированию банковской системы и организаций Республики Беларусь в международный финансовый рынок, притоку прямых иностранных инвестиций, повышению инвестиционного имиджа страны.
Расширение финансового посредничества будет зависеть от эффективности реализации целого ряда фундаментальных экономических преобразований, среди которых: интенсификация процесса приватизации и создание широкомасштабного сектора частных организаций; развитие финансовых институтов (институты страховых, информационно-консультативных и прочих бизнес-услуг, обслуживающие финансовые, технологические, инвестиционные потоки); расширение использования белорусского рубля в международных расчетах, повышение международного статуса белорусского рубля с последующим превращением его в свободно конвертируемую валюту; снятие ограничений по трансграничному перемещению капитала; создание высокой привлекательности страны для долгосрочных инвестиций путем принятия институциональных решений, способных сокращать инвестиционные риски; полный переход на МСФО.
Кроме того, развитие новых сфер банковского бизнеса напрямую определяется сроками создания в стране регионального (международного) финансового центра, который через обмен финансовыми и нефинансовыми активами (товарами, услугами, новыми и высокими технологиями, финансовыми и инвестиционными, трудовыми и интеллектуальными, информационными и коммуникационными ресурсами) обеспечит более активное и целенаправленное привлечение иностранных инвестиций в виде финансовых активов и технологий.