Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:15, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с созданием и деятельностью объединения предпринимателей в форме ФПГ.
Указанная цель определила задачи настоящей работы:
- выявить определение ФПГ, исходя из норм действующего законодательства и теории гражданского права;
- исследовать способы создания ФПГ - вертикальный (холдинговый) и горизонтальный (договорный);
- определить правовое положение центральной компании ФПГ в ФПГ холдингового и договорного типов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………….3
1. Правовое положение финансово-промышленных груп………………………….……....5
1.1. Понятия и признаки ФПГ…………………………………………..…….………5
1.2. Правовое положение ФПГ…………………………………………….….………7
1.3. Виды ФПГ…………………………………….………………………….………..8
1.4. Способы и порядок создания ФПГ……………………………………..…….....10
1.5. Организация деятельности ФПГ………………………………………..…...…..12
1.6. История создания и проблемы развития, динамика ФПГ……………...……...17
2. Анализ ФПГ на примере ОАО « Центральной компании восточно-сибирской
ФПГ»……………………………………………………………………….………….………..21
2.1. Краткая характеристика фирмы…………………………………………….…….21
2.2.Принципы, методы и задачи компании……………………………………………21
2.3.Объединение предприятий………………………………………………..…...…...23
Заключение………………………………………………………………………………..……28
Список использованных материалов ……………………………………...……………........31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экн.Теор.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

2.3. Объединение  предприятий.

      На  основе реализации данных положений  на практике, Восточно-Сибирская ФПГ  объединила 27 предприятий и организаций, обеспечивших консолидацию капитала (уставной фонд головного предприятия) в размере 91,8 млрд. руб., а также общую численность занятых более 111 тыс. человек. Целевая кооперация предприятий-участников в рамках Восточно-Сибирской ФПГ включает следующие программно-функциональные блоки (комплексы) :

1)Топливно-энергетический (ориентирован на программные  цели разработки новых  
месторождений нефти, газа, энергетического обеспечения функционирования регионов Восточной Сибири) ;

2)Химический (реализация программы создания и производства новых видов химической продукции и лекарственных препаратов) ;

3)Машиностроительный (реализация программы создания  информационных технологий, современных  средств связи, специального машиностроения) ;

4)Социально-производственный (реализация программы производства  продукции,  
ориентированной на потребительский рынок) ;

5)Научно-внедренческий  (реализация программы научно-инновационного  обеспечения  
производственной деятельности участников ФПГ) ;

6)Торговый (реализация программы развития оптовой и розничной торговли) ;

7)Финансово-обеспечивающий (финансовое и организационно-управленческое  обеспечение реализации программных  задач деятельности ФПГ) .

Подбор  участников группы в рамках указанных  направлений обеспечивает глубокую  
кооперацию их деятельности уже на начальном этапе становления ФПГ. Так, в реализации задач топливно-энергетического комплекса участвует более 80 процентов предприятий и организаций ФПГ, химического - 50 процентов, социально-производственного - 70 процентов и т.д. Ядро Восточно-Сибирской ФПГ составляют предприятия химической промышленности, нефтепереработки и энергетики, а также финансово-кредитные и научные учреждения. Проведенные предпроектные маркетинговые исследования убеждают в правильности ориентации деятельности ФПГ на развитии мощностей химического комплекса. В частности, это касается развития производства поливинилхлорида и получения новых материалов на его основе. Поэтому программа развития ФПГ по химическим продуктам предусматривает:  
1) Создание квалифицированной службы маркетинга, способной следить за рынком  
производства и переработки пластмасс и прогнозировать его развитие; 
2) Создание в рамках ФПГ системы кооперации от производства пластмасс до их переработки с включением в нее научных сил региона для решения следующих задач:  
развития производств технологических добавок; создания отечественных мощностей по выпуску оборудования для переработки пластмасс; разработки и внедрения новых, не характерных для России, изделий, в частности, полимерных бутылок, окон, труб для мелиорации и т.д. Реализация программы предполагает ориентацию на использование местного сырья и материалов и создание перерабатывающих мощностей на таких предприятиях ФПГ, как АО "Радиан", АО "Усольмаш" и др. Кроме того, на этой основе возможна организация таких производств, как обувное, упаковочное, полиграфическое, пищевой продукции и др. Научная программа деятельности ФПГ основывается на организации рационального взаимодействия головной организации группы и служб анализа перспективных рынков с научными подразделениями региона, обеспечивающими научный задел и его реализацию в прикладных НИОКР и мероприятиях по внедрению в производство. Выполнение фундаментальных НИР, вляющихся общесистемными для ФПГ, возлагается на Иркутский государственный технический университет. Базовым НИИ в рамках химической программы для ФПГ выбран Иркутский институт органической химии Сибирского отделения РАН, на который возлагается проведение прикладных НИОКР в области создания новых химических продуктов, косметических материалов, бытовой химии и лекарственных препаратов. Для решения проблем использования местных ресурсов в целях наращивания выпуска конкурентоспособных на российском и внешнем рынках изделий на базе организаций ФПГ (АО "Иркутскгеология" и Иркутский институт редких и цветных металлов) разрабатывается специальная программа работ. На базе существующих научных подразделений, имеющихся на предприятиях ФПГ, предусматривается создание единой научно-внедренческой системы, обеспечивающей освоение в производстве разработок с учетом общих интересов группы, в том числе, для развития специального машиностроения, пищевой, легкой, обувной промышленности,
создания производства оснастки и инструмента и др.

      Важную  роль в организации и функционировании ФПГ будет играть торгово-сбытовая программа ее деятельности. Большинство промышленных предприятий, входящие в ФПГ, имеют серьезные проблемы с реализацией выпускаемой продукции. Торговая программа ФПГ предусматривает создание эффективной оптово-розничной объединенной системы. В рамках этой системы создается региональная сеть продаж, сеть супермаркетов, внедрение автоматизированного учета товаров (штриховое кодирование, расчет с магнитной карточкой, транспортная система кольцевого завоза и междугородних перевозок) , организация производства сборных модульных строительных конструкций под размещение магазинов и производство торгового оборудования. В рамках создаваемой ФПГ создается возможность для успешной координации реализации единой инвестиционной программы участников группы, установления оптимальной очередности выполнения отдельных проектов и селективного подхода к каждому из них. В рамках проекта ФПГ разрабатывалась система конкретных технико-экономических обоснований каждого инвестиционного мероприятия в форме бизнес-планов в соответствии с международными требованиями.

      На  основе конкурсного отбора в инвестиционную программу ФПГ было включено 32 наиболее эффективных проекта со средним  сроком окупаемости 2,8 лет и обеспечивающих среднюю рентабельность программы (отношение чистой прибыли к инвестициям за период реализации) , равную 56,5%. Из общей потребности в инвестициях на 1995-1997 гг., равной 4393,5 млрд. руб. на долю централизованных средств приходится не более 4%. Отсюда следует, что стратегия инвестирования программ ФПГ будет основываться, главным образом, на привлечении частного отечественного и иностранного капитала. Высокая залоговая стоимость группы и наличие ряда высокорентабельных проектов в инвестиционном портфеле служат доказательством реальности и перспективности выбранного пути. В целом, стратегия инвестирования, принятая ФПГ, подразумевает необходимость группировки инвестиционных проектов в три блока: краткосрочные (период реализации до 2-х лет) , среднесрочные (3-4 года) , долгосрочные (более 4-х лет) . При этом обеспечивается: - основная направленность краткосрочных проектов на замещение импорта, производство продукции потребительского рынка (товаров народного потребления, продуктов питания) , развитие торгово-сбытовой инфраструктуры ФПГ; - решение задач повышения экспортного потенциала, структурной перестройки промышленности и ее экологической эффективности на основе реализации среднесрочной и долгосрочной программы. Система финансирования инвестиционных программ ФПГ подразумевает, как первоочередную задачу, перевод расчетных счетов участников группы в единый финансовый институт, ускорение обращения денежных средств и использование вексельной формы расчетов. При этом будут созданы необходимые предпосылки для финансового обеспечения реализации краткосрочных программ ФПГ. Финансирование среднесрочных и долгосрочных инвестиционных программ будет осуществляться за счет эмиссии ценных бумаг ФПГ, более широкого привлечения централизованных ресурсов государства и иностранных инвесторов. Управленческий механизм реализации задач формирования и функционирования ФПГ строится с учетом следующих основных положений:

      1) Обеспечивается четкая организационная  и информационная система взаимодействия  
головной организации и остальных участников ФПГ по реализации общих функций управления группой, включая деятельность Совета директоров, централизованных управленческих подразделений, осуществление экономического анализа по группе участников в целом и т.д. С учетом наличия в составе ФПГ крупных и важных по социально-экономической значимости предприятий, в системе управления группой и ее деятельности обеспечивается представительство интересов государства посредством функционирования территориального управления Госкомимущества России. Этот участник ФПГ реализует как функции контроля за использованием федеральной собственности участниками группы, так и содействует ее деятельности на фондовом рынке и в вопросах налаживания экономического взаимодействия с администрацией региона.

      2) На этапе становления ФПГ решающая роль в "запуске" ее деятельности отводится  
уполномоченному банку группы, обеспечивающему концентрацию финансовых ресурсов для реализации программ ФПГ. Обеспечивается постоянная квалифицированная экспертиза потенциальной эффективности программных мероприятий с точки зрения их реализуемости, рентабельности и гарантий возврата средств. Дополнительными источниками финансовых ресурсов являются:

-вклады  в уставной капитал головной  организации ФПГ; 

-реализация  товарной продукции, произведенной  головной организацией;

-эмиссия  ценных бумаг головной организации; 

-налаживание  более глубокой кооперации в  деятельности предприятий-участников,  
обеспечивающей расширение рынков сбыта, снижение издержек и повышение рентабельности.

           3) Обеспечивается существенное укрепление финансового блока ФПГ за счетпривлечения к ее деятельности ряда дополнительных финансово-кредитных учреждений (страховая компания, негосударственный пенсионный фонд, др.) .  
За счет организации эффективного взаимодействия головной организации и финансовых  
учреждений-участников деятельности группы предполагается достичь общего объема привлекаемых финансовых ресурсов в размере 200-400 млрд. руб. Эмиссия ценных бумаг головной организации ФПГ позволит обеспечить создание ряда высокодоходных производств пищевых продуктов, упаковочных материалов, изготовления оснастки  
и инструмента, а также развитие торговой сферы группы.

          4) Обеспечивается четкая специализация деятельности финансово-кредитной сферы ФПГ, в том числе, за счет создания венчурного фонда, лизинговых и трастовых компаний. Кооперация и узкая специализация отдельных элементов финансовой системы ФПГ позволит обеспечить дальнейшее ускорение оборачиваемости финансовых ресурсов и рост прибыли в производстве. Совокупность всех необходимых для интенсивной структурной перестройки инновационных, финансовых и производственных составляющих будет способствовать, при получении соответствующих государственных гарантий, высокой инвестиционной привлекательности ФПГ. Существенно повысится эмиссионный потенциал предприятий-участников ФПГ. По оценке, привлекаемые к ее деятельности финансовые ресурсы на этом этапе должны составить 1-1,5 триллиона рублей в год. Совершенствование технологической базы предприятий группы позволит существенно повысить их экспортный потенциал, тем самым, инвестиционную привлекательность, в том числе потенциал эмиссии ценных бумаг. Рост доходов от экспорта создаст условия для стабильного технического развития предприятий и реализации крупных инвестиционных проектов долгосрочного характера, завершающих (в своих главных чертах) структурную перестройку предприятий-участников ФПГ. Наращивание финансового и научно-производственного потенциала участников ФПГ обеспечит существенный рост суммарных объемов продаж товаров (работ, услуг) группы. В соответствии с разработанной программой реализации продукции ФПГ объем продаж изделий предприятий группы увеличится в 1995 г. по сравнению 1994 г. на 33%, в 1996 г. - на 45%. В целом, по мнению предприятий и организаций-участников ФПГ "Восточно-Сибирская группа", создание подобных широко диверсифицированных, тесно связанных кооперационно и технологически, объединений научного, финансового и промышленного капитала, позволяющих резко увеличить присутствие отечественных товаров на российских рынках и загрузку промышленных мощностей, сориентированных, главным образом, на использование внебюджетных источников финансирования, полностью отвечает приоритетам экономической политики России, а  
также содержанию нормативно-правовой базы формирования финансово-промышленных групп.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      На  основе проведенного исследования можно  сделать следующие выводы.

      Правовое  регулирование финансово-промышленных групп осуществляется законами и  иными правовыми актами, а также  локальными нормативными документами самой финансово-промышленной группы: договором о создании ФПГ, уставом центральной компании, а также другими договорами, связывающими участников ФПГ.

      Финансово-промышленные группы не являются самостоятельной  организационно-правовой формой юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. ФПГ - предпринимательское объединение, обладающее частичной правосубъектностью. Участники финансово-промышленной группы сохраняют свою юридическую самостоятельность.

      Законодательство  называет две возможные разновидности финансово-промышленных групп:

      1) совокупность входящих в группу  юридических лиц, действующих  как основное и дочерние общества;

      2) совокупность юридических лиц,  объединивших полностью или частично  свои материальные и нематериальные  активы на основе договора о создании ФПГ.

      Имеется ряд законодательно установленных  запретов и ограничений на участие  в ФПГ. Участниками ФПГ не могут  быть религиозные и общественные организации. Дочерние общества могут  входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом. Запрещается участие организаций более чем в одной ФПГ.

      Законодательством установлен разрешительный порядок  создания финансово-промышленных групп, несмотря на то, что они не являются юридическими лицами.

      Процедура создания ФПГ зависит от разновидности финансово-промышленной группы: создается ли группа как совокупность основного и дочерних хозяйственных обществ или путем заключения участниками договора о создании ФПГ и учреждения центральной компании.

      Государственная регистрация финансово-промышленных групп осуществляется специально уполномоченным государственным органом.

      Деятельностью финансово-промышленной группы является деятельность ее участников, ведущаяся  ими в соответствии с договором  о создании финансово-промышленной группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов. Деятельность ФПГ осуществляется через органы управления финансово-промышленной группы.

      Совет управляющих ФПГ, включающий представителей всех участников группы, является высшим органом управления ФПГ.

      Постоянно действующим органом финансово-промышленной группы в зависимости от вида конкретной ФПГ является центральная компания либо учрежденная участниками в соответствии с договором о создании ФПГ, либо являющаяся основным обществом в финансово-промышленных группах холдингового типа.

Информация о работе Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития