Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с созданием и деятельностью объединения предпринимателей в форме ФПГ.
Указанная цель определила задачи настоящей работы:
- выявить определение ФПГ, исходя из норм действующего законодательства и теории гражданского права;
- исследовать способы создания ФПГ - вертикальный (холдинговый) и горизонтальный (договорный);
- определить правовое положение центральной компании ФПГ в ФПГ холдингового и договорного типов.
Введение…………………………………………………………………………….………….3
1. Правовое положение финансово-промышленных груп………………………….……....5
1.1. Понятия и признаки ФПГ…………………………………………..…….………5
1.2. Правовое положение ФПГ…………………………………………….….………7
1.3. Виды ФПГ…………………………………….………………………….………..8
1.4. Способы и порядок создания ФПГ……………………………………..…….....10
1.5. Организация деятельности ФПГ………………………………………..…...…..12
1.6. История создания и проблемы развития, динамика ФПГ……………...……...17
2. Анализ ФПГ на примере ОАО « Центральной компании восточно-сибирской
ФПГ»……………………………………………………………………….………….………..21
2.1. Краткая характеристика фирмы…………………………………………….…….21
2.2.Принципы, методы и задачи компании……………………………………………21
2.3.Объединение предприятий………………………………………………..…...…...23
Заключение………………………………………………………………………………..……28
Список использованных материалов ……………………………………...……………........31
2.3. Объединение предприятий.
На основе реализации данных положений на практике, Восточно-Сибирская ФПГ объединила 27 предприятий и организаций, обеспечивших консолидацию капитала (уставной фонд головного предприятия) в размере 91,8 млрд. руб., а также общую численность занятых более 111 тыс. человек. Целевая кооперация предприятий-участников в рамках Восточно-Сибирской ФПГ включает следующие программно-функциональные блоки (комплексы) :
1)Топливно-энергетический
(ориентирован на программные
цели разработки новых
месторождений нефти, газа, энергетического
обеспечения функционирования регионов
Восточной Сибири) ;
2)Химический (реализация программы создания и производства новых видов химической продукции и лекарственных препаратов) ;
3)Машиностроительный
(реализация программы
4)Социально-производственный
(реализация программы
ориентированной на потребительский рынок)
;
5)Научно-внедренческий
(реализация программы научно-
производственной деятельности участников
ФПГ) ;
6)Торговый (реализация программы развития оптовой и розничной торговли) ;
7)Финансово-обеспечивающий
(финансовое и организационно-
Подбор
участников группы в рамках указанных
направлений обеспечивает глубокую
кооперацию их деятельности уже на начальном
этапе становления ФПГ. Так, в реализации
задач топливно-энергетического комплекса
участвует более 80 процентов предприятий
и организаций ФПГ, химического - 50 процентов,
социально-производственного - 70 процентов
и т.д. Ядро Восточно-Сибирской ФПГ составляют
предприятия химической промышленности,
нефтепереработки и энергетики, а также
финансово-кредитные и научные учреждения.
Проведенные предпроектные маркетинговые
исследования убеждают в правильности
ориентации деятельности ФПГ на развитии
мощностей химического комплекса. В частности,
это касается развития производства поливинилхлорида
и получения новых материалов на его основе.
Поэтому программа развития ФПГ по химическим
продуктам предусматривает:
1) Создание квалифицированной службы
маркетинга, способной следить за рынком
производства и переработки пластмасс
и прогнозировать его развитие;
2) Создание в рамках ФПГ системы кооперации
от производства пластмасс до их переработки
с включением в нее научных сил региона
для решения следующих задач:
развития производств технологических
добавок; создания отечественных мощностей
по выпуску оборудования для переработки
пластмасс; разработки и внедрения новых,
не характерных для России, изделий, в
частности, полимерных бутылок, окон, труб
для мелиорации и т.д. Реализация программы
предполагает ориентацию на использование
местного сырья и материалов и создание
перерабатывающих мощностей на таких
предприятиях ФПГ, как АО "Радиан",
АО "Усольмаш" и др. Кроме того, на
этой основе возможна организация таких
производств, как обувное, упаковочное,
полиграфическое, пищевой продукции и
др. Научная программа деятельности ФПГ
основывается на организации рационального
взаимодействия головной организации
группы и служб анализа перспективных
рынков с научными подразделениями региона,
обеспечивающими научный задел и его реализацию
в прикладных НИОКР и мероприятиях по
внедрению в производство. Выполнение
фундаментальных НИР, вляющихся общесистемными
для ФПГ, возлагается на Иркутский государственный
технический университет. Базовым НИИ
в рамках химической программы для ФПГ
выбран Иркутский институт органической
химии Сибирского отделения РАН, на который
возлагается проведение прикладных НИОКР
в области создания новых химических продуктов,
косметических материалов, бытовой химии
и лекарственных препаратов. Для решения
проблем использования местных ресурсов
в целях наращивания выпуска конкурентоспособных
на российском и внешнем рынках изделий
на базе организаций ФПГ (АО "Иркутскгеология"
и Иркутский институт редких и цветных
металлов) разрабатывается специальная
программа работ. На базе существующих
научных подразделений, имеющихся на предприятиях
ФПГ, предусматривается создание единой
научно-внедренческой системы, обеспечивающей
освоение в производстве разработок с
учетом общих интересов группы, в том числе,
для развития специального машиностроения,
пищевой, легкой, обувной промышленности,создания производства
оснастки и инструмента и др.
Важную
роль в организации и
На основе конкурсного отбора в инвестиционную программу ФПГ было включено 32 наиболее эффективных проекта со средним сроком окупаемости 2,8 лет и обеспечивающих среднюю рентабельность программы (отношение чистой прибыли к инвестициям за период реализации) , равную 56,5%. Из общей потребности в инвестициях на 1995-1997 гг., равной 4393,5 млрд. руб. на долю централизованных средств приходится не более 4%. Отсюда следует, что стратегия инвестирования программ ФПГ будет основываться, главным образом, на привлечении частного отечественного и иностранного капитала. Высокая залоговая стоимость группы и наличие ряда высокорентабельных проектов в инвестиционном портфеле служат доказательством реальности и перспективности выбранного пути. В целом, стратегия инвестирования, принятая ФПГ, подразумевает необходимость группировки инвестиционных проектов в три блока: краткосрочные (период реализации до 2-х лет) , среднесрочные (3-4 года) , долгосрочные (более 4-х лет) . При этом обеспечивается: - основная направленность краткосрочных проектов на замещение импорта, производство продукции потребительского рынка (товаров народного потребления, продуктов питания) , развитие торгово-сбытовой инфраструктуры ФПГ; - решение задач повышения экспортного потенциала, структурной перестройки промышленности и ее экологической эффективности на основе реализации среднесрочной и долгосрочной программы. Система финансирования инвестиционных программ ФПГ подразумевает, как первоочередную задачу, перевод расчетных счетов участников группы в единый финансовый институт, ускорение обращения денежных средств и использование вексельной формы расчетов. При этом будут созданы необходимые предпосылки для финансового обеспечения реализации краткосрочных программ ФПГ. Финансирование среднесрочных и долгосрочных инвестиционных программ будет осуществляться за счет эмиссии ценных бумаг ФПГ, более широкого привлечения централизованных ресурсов государства и иностранных инвесторов. Управленческий механизм реализации задач формирования и функционирования ФПГ строится с учетом следующих основных положений:
1)
Обеспечивается четкая
головной организации и остальных участников
ФПГ по реализации общих функций управления
группой, включая деятельность Совета
директоров, централизованных управленческих
подразделений, осуществление экономического
анализа по группе участников в целом
и т.д. С учетом наличия в составе ФПГ крупных
и важных по социально-экономической значимости
предприятий, в системе управления группой
и ее деятельности обеспечивается представительство
интересов государства посредством функционирования
территориального управления Госкомимущества
России. Этот участник ФПГ реализует как
функции контроля за использованием федеральной
собственности участниками группы, так
и содействует ее деятельности на фондовом
рынке и в вопросах налаживания экономического
взаимодействия с администрацией региона.
2)
На этапе становления ФПГ
уполномоченному банку группы, обеспечивающему
концентрацию финансовых ресурсов для
реализации программ ФПГ. Обеспечивается
постоянная квалифицированная экспертиза
потенциальной эффективности программных
мероприятий с точки зрения их реализуемости,
рентабельности и гарантий возврата средств.
Дополнительными источниками финансовых
ресурсов являются:
-вклады в уставной капитал головной организации ФПГ;
-реализация
товарной продукции,
-эмиссия
ценных бумаг головной
-налаживание
более глубокой кооперации в
деятельности предприятий-
обеспечивающей расширение рынков сбыта,
снижение издержек и повышение рентабельности.
3) Обеспечивается существенное укрепление
финансового блока ФПГ за счетпривлечения
к ее деятельности ряда дополнительных
финансово-кредитных учреждений (страховая
компания, негосударственный пенсионный
фонд, др.) .
За счет организации эффективного взаимодействия
головной организации и финансовых
учреждений-участников деятельности группы
предполагается достичь общего объема
привлекаемых финансовых ресурсов в размере
200-400 млрд. руб. Эмиссия ценных бумаг головной
организации ФПГ позволит обеспечить
создание ряда высокодоходных производств
пищевых продуктов, упаковочных материалов,
изготовления оснастки
и инструмента, а также развитие торговой
сферы группы.
4) Обеспечивается четкая специализация
деятельности финансово-кредитной сферы
ФПГ, в том числе, за счет создания венчурного
фонда, лизинговых и трастовых компаний.
Кооперация и узкая специализация отдельных
элементов финансовой системы ФПГ позволит
обеспечить дальнейшее ускорение оборачиваемости
финансовых ресурсов и рост прибыли в
производстве. Совокупность всех необходимых
для интенсивной структурной перестройки
инновационных, финансовых и производственных
составляющих будет способствовать, при
получении соответствующих государственных
гарантий, высокой инвестиционной привлекательности
ФПГ. Существенно повысится эмиссионный
потенциал предприятий-участников ФПГ.
По оценке, привлекаемые к ее деятельности
финансовые ресурсы на этом этапе должны
составить 1-1,5 триллиона рублей в год.
Совершенствование технологической базы
предприятий группы позволит существенно
повысить их экспортный потенциал, тем
самым, инвестиционную привлекательность,
в том числе потенциал эмиссии ценных
бумаг. Рост доходов от экспорта создаст
условия для стабильного технического
развития предприятий и реализации крупных
инвестиционных проектов долгосрочного
характера, завершающих (в своих главных
чертах) структурную перестройку предприятий-участников
ФПГ. Наращивание финансового и научно-производственного
потенциала участников ФПГ обеспечит
существенный рост суммарных объемов
продаж товаров (работ, услуг) группы. В
соответствии с разработанной программой
реализации продукции ФПГ объем продаж
изделий предприятий группы увеличится
в 1995 г. по сравнению 1994 г. на 33%, в 1996 г. -
на 45%. В целом, по мнению предприятий и
организаций-участников ФПГ "Восточно-Сибирская
группа", создание подобных широко диверсифицированных,
тесно связанных кооперационно и технологически,
объединений научного, финансового и промышленного
капитала, позволяющих резко увеличить
присутствие отечественных товаров на
российских рынках и загрузку промышленных
мощностей, сориентированных, главным
образом, на использование внебюджетных
источников финансирования, полностью
отвечает приоритетам экономической политики
России, а
также содержанию нормативно-правовой
базы формирования финансово-промышленных
групп.
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Правовое
регулирование финансово-
Финансово-промышленные группы не являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. ФПГ - предпринимательское объединение, обладающее частичной правосубъектностью. Участники финансово-промышленной группы сохраняют свою юридическую самостоятельность.
Законодательство называет две возможные разновидности финансово-промышленных групп:
1)
совокупность входящих в
2)
совокупность юридических лиц,
объединивших полностью или
Имеется ряд законодательно установленных запретов и ограничений на участие в ФПГ. Участниками ФПГ не могут быть религиозные и общественные организации. Дочерние общества могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом. Запрещается участие организаций более чем в одной ФПГ.
Законодательством установлен разрешительный порядок создания финансово-промышленных групп, несмотря на то, что они не являются юридическими лицами.
Процедура создания ФПГ зависит от разновидности финансово-промышленной группы: создается ли группа как совокупность основного и дочерних хозяйственных обществ или путем заключения участниками договора о создании ФПГ и учреждения центральной компании.
Государственная
регистрация финансово-
Деятельностью финансово-промышленной группы является деятельность ее участников, ведущаяся ими в соответствии с договором о создании финансово-промышленной группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов. Деятельность ФПГ осуществляется через органы управления финансово-промышленной группы.
Совет управляющих ФПГ, включающий представителей всех участников группы, является высшим органом управления ФПГ.
Постоянно действующим органом финансово-промышленной группы в зависимости от вида конкретной ФПГ является центральная компания либо учрежденная участниками в соответствии с договором о создании ФПГ, либо являющаяся основным обществом в финансово-промышленных группах холдингового типа.
Информация о работе Финансово-промышленные группы: проблемы становления и развития