Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации функционирования финансового рынка в Республике Беларусь и определение его значения в современной экономике страны. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность, структуру и перспективы развития финансового рынка в отечественных и зарубежных странах;
провести анализ эффективности функционирования финансовых рынков Республики Беларусь на современном этапе развития;
разработка путей совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 4
1.1 Финансовый рынок, его необходимость и значение в современных условиях 5
1.2 Система функционирования и классификация финансовых рынков 6
1.3 Тенденции развития финансового рынка 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь 16
2.2 Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь 19
2.3 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь 22
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 3
Правовое
и нормативное обеспечение
Важным элементом современного механизма валютного регулирования Республики Беларусь является регулирование международной валютной ликвидности, т. е. в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса. Эти резервы находятся во владении и распоряжении Национального банка и Совета Министров, в частности Министерства финансов Республики Беларусь. Величина золотовалютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от конъюнктуры валютного рынка, динамики валютного курса, состояния платежного баланса, структуры погашения внешнего долга. Валютные резервы нашей страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, а также резервную позицию в МВФ. Основными источниками пополнения валютных резервов Национального банка Республики Беларусь являются обязательная продажа экспортерами валютной выручки и операции на валютном рынке, а валютные ресурсы Министерства финансов Республики Беларусь складываются из поступлений от таможенных пошлин, централизованного экспорта, кредитов международных финансовых организаций [5].
Биржевые торги иностранными валютами проводятся ежедневно. Содержание и продолжительность торгового дня устанавливается Операционным регламентом торгового дня по операциям купли-продажи, конверсии иностранной валюты в АСБ «Белорусская валютно-фондовая биржа». По результатам торгов производится расчет требований и обязательств участников торгов. Расчеты по заключенным сделкам осуществляются на основании биржевых свидетельств в соответствии с Правилами расчетов по биржевым сделкам купли-продажи иностранной валюты, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь.
Валютная выручка от экспорта товаров, услуг и прочих поступлений за 2010 г. составила 29,3 млрд. долл. США. Относительно выручки за предыдущий год имеет место ее увеличение на 4,1 млрд. долл. США, или на 16,2%. Валютная выручка, поступившая из стран СНГ, возросла на 5,5 млрд. долл. США, или на 62,6%, а выручка из стран вне СНГ снизилась на 1,4 млрд. долл. США, или на 8,3%. В истекшем году не удалось достичь поставленных целей по наращиванию международных резервных активов Республики Беларусь. В национальном измерении их прирост составил 176,8 млн. долл. США. В международном измерении произошло снижение данного показателя на 621,8 млн. долл. США.
Негативное влияние на динамику международных резервных активов оказал сложившийся в течение года высокий спрос на иностранную валюту со стороны предприятий-резидентов, который составил на чистой основе 6,9 млрд. долл. США. В последнем квартале возрос спрос на валюту со стороны населения, достигнув в итоге 1,5 млрд. долл. США на чистой основе. Положительную роль в наполнении национального валютного рынка сыграли банки - резиденты Республики Беларусь. За отчетный год они на чистой основе продали валюты на сумму почти 500 млн. долл.США.
В результате изменения с конца марта 2011 г. условий функционирования валютного рынка объемы операций и чистая покупка иностранной валюты участниками внутреннего валютного рынка в апреле-июле 2011 г. снизились. В январе-июле 2011 г. субъекты хозяйствования-резиденты продали 9 657,5 млн.долларов США, что выше уровня января-июля 2010 г. на 15,3 процента, или на 1 284,4 млн. долларов США, купили 10 363,9 млн. долларов США, что ниже аналогичного периода 2010 г. на 9,1 процента, или на 1 032,9 млн. долларов США. Чистая покупка иностранной валюты субъектами хозяйствования-резидентами за январь-июль 2011 г. составила 706,4 млн. долларов США, снизившись относительно аналогичного периода 2010 г. на 2 317,3 млн. долларов США. При этом если в январе-феврале 2011 г. субъекты хозяйствования на чистой основе купили 733,2 млн. долларов США, то в марте-апреле 2011 г. чистая продажа валюты сложилась в объеме 241,6 млн. долларов США. В мае-июле 2011 г. среднемесячная чистая покупка иностранной валюты составила 71,6 млн. долларов США против 355,5 млн. долларов США в аналогичном периоде 2010 г. [9].
Таким образом, валютный курс выражает соотношение между денежными организациями разных стран. В целом система валютных курсов - это набор правил, посредством которых описывается роль Национального банка на валютном рынке. Частными случаями систем являются жестко фиксированные валютные курсы и абсолютно гибкие валютные курсы, которые устанавливаются на валютных рынках без вмешательства Национального банка. Политика валютного курса является неотъемлемой составной частью денежно-кредитной политики и должна соответствовать ее главной цели - снижению инфляции.
Параметры денежных агрегатов в январе - июле 2011 г. формировались в результате производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также денежных доходов, расходов и сбережений населения, роста инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов.
На
рисунке 2.1 приведена динамика рублевой
денежной массы за период с января
2008 года по июль 2011 года.
Рисунок 2.1 - Динамика рублевой денежной массы
Примечание- Источник: [1]
Из рисунка 2.1 видно, что рублевая денежная масса за январь - июль
2011 г. имеет общую тенденцию к увеличению, а так же больший диапазон изменений значений по месяцам по сравнению с прошлыми годами, особенно это прослеживается в начале 2011 г.
В таблице 2.1 приведены значения составляющих денежной массы за
январь - июль 2011 г.
Таблица 2.1 - Динамика рублевой денежной массы и ее составляющих млрд. рулей
|
Примечание- Источник: [1]
Проанализируем значения, приведенные в таблице 2.1.
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) на 1 августа 2011 г. составила 34,3 трлн. рублей и за январь - июль 2011 г. увеличилась на 29,8 процента (за январь - июль 2010 г. - на 21 процент). В годовом выражении темп ее прироста на 1 августа 2011 г. составил 36,7 процента (на 1 августа 2010 г. - 42 процента).
За январь - июль 2011 г. денежный агрегат М2* увеличился в результате роста наличных денег в обороте на 57,1 процента (за январь - июль 2010 г. - на 25,8 процента), ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), - на 46,7 процента (за январь - июль 2010 г. - на 54,3 процента). Определяющими факторами в увеличении рублевой денежной массы с начала текущего года явились срочные депозиты юридических лиц и наличные деньги в обороте (их удельный вес в приросте рублевой денежной массы составил 43,6 процента и 32,6 процента соответственно) (таблица 2.1).
За июль 2011 г. рублевая денежная масса возросла на 5,5 процента (рисунок 2.1). Ее увеличение за месяц сложилось за счет роста наличных денег в обороте на 11,4 процента, депозитов - на 2,8 процента (преимущественно переводных депозитов физических лиц) и ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), - на 29,7 процента. Основными факторами увеличения денежного агрегата М2* в июле явились наличные деньги в обороте и переводные депозиты физических лиц (их удельный вес в приросте рублевой денежной массы составил 40,8 и 30,9 процента соответственно). Скорость обращения денежного агрегата М2* в среднегодовом исчислении с 1 августа 2010 г. по 1 августа 2011 г. снизилась на 0,5 процента. Уровень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой рублевой денежной массе, в июле 2011 г. составил 13,6 процента против 13,5 процента в июле 2010 г. Активная рублевая денежная масса за январь - июль 2011 г. увеличилась на 29 процентов, или на 3,96 трлн. рублей. Ее удельный вес в структуре денежного агрегата М2* на 1 августа 2011 г. составил 51,4 процента, снизившись относительно начала года на 0,3 процентного пункта [1].
Целевыми
ориентирами денежного рынка Республики
Беларусь являются: обеспечение устойчивости
курса белорусского рубля по отношению
к иностранным валютам, замедление инфляционных
процессов, поддержание процентных ставок
на уровнях, способствовавших увеличению
сбережений в банковской системе и расширению
кредитной поддержки банками экономики,
развитие и укрепление банковской системы
Республики Беларусь, рост ресурсов, собственного
капитала и уставного фонда банков, эффективное,
надежное и безопасное функционирование
платежной системы.
Фондовый рынок Беларуси начал своё формирование в первой половине 90-х годов прошлого столетия с создания нормативно-правовой базы, финансовых институтов и системы регулирования в русле перехода страны к рыночной экономике. В соответствии с законом Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» ценные бумаги (акции, облигации) - документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту [8].
Схема работы РЦБ (рынка ценных бумаг) в Беларуси мало чем отличается от рынков развитых стран. Основная особенность – в недостаточной развитости и скромной популярности.
Структура фондового рынка Республики Беларусь приведена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Структура фондового рынка Республики Беларусь
Примечание - Источник: [8]
Как видно из рисунка 2.2 фондовый рынок состоит из участников фондового рынка (эмитенты и инвесторы), инфраструктуры (посредников) и механизма регулирования.
Эмитенты — организации, выпустившие (эмитировавшая) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности.
Инвесторы — участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги.
Фондовые посредники — профессиональные участники рынка ценных бумаг, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государственные лицензии на соответствующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги).
Выпуск ценных бумаг компаниями осуществляется с различными целями, но основная – это привлечение денег в свой бизнес. Продажа акций или облигаций, как правило, предназначена для пополнения основного и оборотного капитала, для реализации различных инвестиционных программ, связанных с расширением и модернизацией производства и так далее. Покупатель выпущенных акций и облигаций называется инвестором, поскольку юридическое или физическое лицо, покупая ценную бумагу, инвестирует в неё деньги. Целью инвестирования может быть получение в будущем дохода от ценных бумаг либо приобретение части компании.
Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь