Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации функционирования финансового рынка в Республике Беларусь и определение его значения в современной экономике страны. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность, структуру и перспективы развития финансового рынка в отечественных и зарубежных странах;
провести анализ эффективности функционирования финансовых рынков Республики Беларусь на современном этапе развития;
разработка путей совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 4
1.1 Финансовый рынок, его необходимость и значение в современных условиях 5
1.2 Система функционирования и классификация финансовых рынков 6
1.3 Тенденции развития финансового рынка 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь 16
2.2 Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь 19
2.3 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь 22
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 3

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экономика 24.11.11.doc

— 887.00 Кб (Скачать документ)

    Инвестиционная  политика  должна быть  направлена  на  привлечение  из негосударственных  источников инвестиционных  ресурсов  на  развитие торговой  инфраструктуры,  реконструкцию имеющихся  и  строительство новых торговых объектов.

    При этом эффективность финансового  рынка Республики Беларусь могла  бы быть достигнута за счет:

  • совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на дальнейшее развитие в республике финансового и фондового рынков. Огромное внимание следовало бы уделить множественности органов, регулирующих рынок ценных бумаг Республики Беларусь, что приводит к противоречию между нормативными актами и к нестабильности отечественного фондового рынка. Для наиболее эффективного регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь лучше всего передать все полномочия одному органу управления - Комитету по ценным бумагам, и сделать его подведомственным Министерству финансов Республики Беларусь;
  • создания благоприятных условий для ввоза капитала. Беларусь весьма заинтересована в притоке прямых инвестиций, так как они не увеличивают внешний долг (а, напротив, способствуют получению средств для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту. Однако, инвестиционный климат в Республике Беларусь не очень благоприятный. Одним из наиболее приемлемых для Беларуси путей решения этой проблемы является создание свободных экономических зон, которые предполагают предоставление различных льгот (налоговых, таможенных и других) и привилегий. Создание в Беларуси отдельных территорий содействия инвестициям – свободных экономических зон – одна из перспективных мер по вхождению в пространство мирохозяйственных связей и построению открытой экономики;
  • совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг. В настоящее время в современной мирохозяйственной системе актуально развитие электронного бэнкинга, а также распространение электронных финансовых бирж. Развитие данных финансово-информатизационных организаций в Республике Беларусь позволило бы обеспечить основного инвестора в экономике – население, а также иностранного инвестора доступной и достоверной информацией;
  • интеграции фондовых рынков Содружества Независимых Государств, которая позволит повысить ликвидность отечественного рынка ценных бумаг, увеличит его капитализацию, создаст предпосылки для возникновения единого емкого и устойчивого финансового рынка, обусловит привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов, а также позволит надеятся на скорейшую интеграцию финансового рынка Республики Беларусь в систему мировых хозяйственных связей;
  • реализации различных форм заимствования средств инвесторов-нерезидентов. Наиболее приемлемой формой для Республики Беларусь является выпуск и размещение облигаций на зарубежном рынке. Данная форма заимствований позволит значительно расширить круг потенциальных инвесторов за счет привлечения свободных ресурсов банков и предприятий, найти доступ к относительно более долгосрочным финансовым ресурсам, уменьшить давление на внутренний валютный рынок, особенно в части резких повышений спроса на валюту со стороны нерезидентов.

    В целях изыскания дополнительных источников финансирования дефицита республиканского бюджета Правительством и Национальным банком предпринимаются меры по совершенствованию организации размещения государственных ценных бумаг на внешних рынках и привлечению средств инвесторов-нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь. При этом основными условиями, обеспечивающими реализацию данных мероприятий, станут обеспечение положительной реальной доходности ценных бумаг Правительства, проведение Национальным банком прогнозируемой и прозрачной политики развития национального валютного рынка.

    В целях увеличения притока иностранных  инвестиций в экономику Республики Беларусь будет проводиться работа по развитию организованного биржевого рынка ценных бумаг.  В рамках реализации положений Договора о создании Союзного государства Национальный банк продолжает тесное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации в вопросах поэтапного создания оптимальных условий для введения единой валюты и формирования единого эмиссионного центра. Эта работа будет осуществляться путем согласования на заседаниях Межбанковского валютного совета основных целей и инструментов денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь и Российской Федерации.  Сотрудничество с Межгосударственным банком и центральными банками стран СНГ и, прежде всего, стран Таможенного союза, направлено на расширение масштабов использования белорусского рубля и национальных валют других стран во внешнеторговых расчетах.

    В 2011 – 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины). Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля.

    Важнейшими  условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций. Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность [2].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В первой части работы были освещены теоретические основы организации функционирования финансового рынка:

    1. раскрыта сущность финансового рынка;
    2. приведены основные функции и задачи финансового рынка;
    3. рассмотрена структура финансового рынка;
    4. указаны основные тенденции развития мирового финансового рынка.

     Во  второй части работы проведен анализ эффективности функционирования финансового рынка Республики Беларусь на базе следующих рынков:

  1. валютного рынка;
  2. денежного рынка;
  3. рынка ценных бумаг.

    Проведенный анализ позволяет сделать несколько основных выводов о характере финансового рынка, сложившегося в Республике Беларусь в период проведения рыночных реформ:

  1. Основной проблемой финансового рынка Республики Беларусь стало неуклонно снижающееся товарное обеспечение национальной валюты вследствие непрерывного сокращения национального производства.
  2. Непрерывное снижение капиталоемкости экономики привело к формированию спекулятивного характера финансовой системы, в первую очередь ее денежного и фондового рынков.
  3. Основным условием функционирования нынешней финансовой системы, учитывая реальные интересы ее участников, является непрерывное расширение централизованной денежной эмиссии. Поскольку для последней поводом становится ликвидация дефицита денежной массы вследствие роста инфляции, нынешняя финансовая система предполагает для своего существования непрерывный рост инфляции, способной обеспечить масштабный рост денежных ресурсов без непосредственного инвестирования хозяйственной деятельности.
  4. Нынешний финансовый рынок не ориентирован на инвестирование национального производства и не способен (в силу ряда причин) его осуществлять в приемлемых масштабах.

     В заключительной части работы приведены  пути совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь, основными из которых являются:

  • совершенствования нормативно-правовой базы;
  • совершенствования инфраструктуры рынка ценных бумаг;
  • интеграции фондовых рынков;
  • реализации различных форм заимствования средств инвесторов-нерезидентов.

    Таким образом, главная задача на сегодняшний  день – создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок, для привлечения инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. У Беларуси есть перспективы и пути для развития. 
 
 
 
 
 
 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    
    1.  Долговечный Л. Финансовые  институты в Республике Беларусь // ЭКО. –2011 -№9. – 59 с.
    2. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – Мн.:, 2008. – 632 с.
    3. Лобанов А. Денежно-кредитная политика и ее развитие // Экономикс. –2011. -№7. – 47 с.
    4. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; – Мн.: Новое знание, 2007. – 244 с.
    5. Общая теория денег и кредита. / Под ред. Жукова Г. Н. –Мн.: Высш. Шк., 2006г. – 415с.
    6. Пупликов С.И. Финансовый рынок и его перспективы // Вестник БГЭУ. 2011. № 7. – 67 с.
    7. Теория финансов. / Под ред. Н.Е. Заяц. –Мн.: Выш.шк., 2004г. –368с.
    8. Тихонов А.О. Акции и торги //Белорусский рынок . –2011. -№9. – 67 с. 
    9. Тихонов А.О. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы // Белорусская экономика:–2011 .-№7. – 76 с.
    10. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л. И.Гончаренко и др.; Под общ. ред. В.М.Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2005. 432 с.
    11. Финансы. / Под ред. Л. А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2007г. –527с.
    12. Финансы: Учеб. / М.В.Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти и др.; Под общ. ред. М.В.Романовского. М.: Перспектива, 2006. 520 с.
    13. Ханкевич Л. А. Финансы: Практ. пособ. Мн.: Молодежное , 2007. 136 с.
    14. Шаромова В.В. Бюджетная политика в рыночной экономике. – Алма-Ата, 2006. – 272с.
    15. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы. –М.: «Дашков и К», 2008г. –452с.
    16. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад.  В.И. Видяпина– М.: ИНФРА-М, 2007. – 714 с.
    17. Экономическая теория: учебное под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.
    18. Этанолов А.Д. Рынок ценных бумаг// Белорусская экономика–2011 -№9. – 63 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Структура биржевого рынка ценных бумаг Республики Беларусь

в 2008-2010 г.

     

Структура биржевого  рынка ценных бумаг  в 2008г.

Структура биржевого  рынка ценных бумаг  в 2009г.

    Структура биржевого  рынка ценных бумаг  в 2010 г.

    Примечание - Источник: [1]

Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь