Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации функционирования финансового рынка в Республике Беларусь и определение его значения в современной экономике страны. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность, структуру и перспективы развития финансового рынка в отечественных и зарубежных странах;
провести анализ эффективности функционирования финансовых рынков Республики Беларусь на современном этапе развития;
разработка путей совершенствования государственного регулирования финансовых рынков Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА 4
1.1 Финансовый рынок, его необходимость и значение в современных условиях 5
1.2 Система функционирования и классификация финансовых рынков 6
1.3 Тенденции развития финансового рынка 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь 16
2.2 Анализ основных показателей развития и функционирования денежного рынка Республики Беларусь 19
2.3 Анализ рынка ценных бумаг Республики Беларусь 22
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 3

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экономика 24.11.11.doc

— 887.00 Кб (Скачать документ)

    В настоящее время  ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» - единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общественная система биржевых торгов на всех основных сегментах фондового рынка – валютном, фондовом и срочном. Одним из профессиональных участников является биржа – учреждение, в рамках которого совершаются торговые операции с ценными бумагами. В рамках белорусской фондовой биржи сделки осуществляются с помощью специального программного оборудования, установленного на компьютерах в зале торгов самой биржи, либо офисах брокерских компаний  [11].

    Революционным для белорусского фондового рынка стал 2008 г., когда многие препятствия по развитию рынка ценных бумаг были сняты: все виды облигаций были фактически приравнены по условиям налогообложения к сектору государственных ценных бумаг, упрощена в организационном и финансовом плане процедура эмиссии облигаций, введено понятие нового вида облигаций - биржевые облигации, начата поэтапная отмена моратория на вторичное обращение акций, рынок акций был перемещен на биржу. Структура рынка при этом стала выглядеть более диверсифицированной. Корпоративный сектор (акции и облигации) превысил 6% от общего объема торгов всеми видами ценных бумаг (Приложение А).

    В 2009 г. аналогичные решения были приняты в отношении облигаций, выпускаемых органами местной власти, что привело к возрождению данного сегмента рынка ценных бумаг. Во всей цепочке реформ основными доминантами стали налоговая либерализация и поэтапная отмена моратория на операции с акциями, полученными гражданами в результате чековой приватизации. Основные факторы влияния на динамику биржевого фондового рынка в 2008-2010 г. приведены в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 - Главные факторы влияния на динамику и структуру биржевого фондового рынка в 2008-2010 г.

АКЦИИ ОБЛИГАЦИИ
Поэтапное снятие ограничений на Освобождение от налогообложения
отчуждение  акций ОАО, созданных в доходов, полученных от операций с
процессе  разгосударствления и корпоративными  облигациями,
приватизации (последний этап выпущенными до 01.01.2013
закончился 31.12.2010)  
Оптимизация административных и Возможность эмиссии  облигаций на
финансовых  процедур при эмиссии сумму в пределах 80% нормативно-
и регистрации выпусков акций го капитала (для банков) и на сумму
  свыше уставного  фонда (для пред-
  приятий - акционерных  обществ)
Снижение до 12% ставки подоходного Расходы эмитентов  по выплате
налога  в отношении доходов, процентов по выпущенным ими об
получаемых  физическими лицами лигациям относятся  к прочим затра-
в виде дивидендов там по производству и реализации
  продукции, товаров  (работ, услуг),
  учитываемым при  налогообложении
Снижение  до 12% ставки налога на Внедрение нового вида облигаций -
прибыль, получаемую юридическими биржевых облигаций
лицами  от реализации акций белорус-  
ских  эмитентов, а также в виде диви-  
дендов, выплачиваемых как резиден-  
тами, так и нерезидентами  
Концентрация  оборота по акциям Сужение номенклатуры, количества
ОАО на организованном (биржевом) и объема эмиссии  государственных
фондовом  рынке ценных бумаг

    Примечание - Источник: [1]

    Параллельно на рынке государственных ценных бумаг стали происходить процессы, которые постепенно привели к «сжатию» данного сегмента с точки зрения объемов эмиссии, номенклатуры видов облигаций, а также реальных биржевых операций [1].

    В количественном отношении вышеуказанные решения государства, а также факторы, повлиявшие на развитие рынка государственных ценных бумаг, стали сказываться на биржевом фондовом рынке, его структуре, номенклатуре инструментов уже во второй половине 2008 г., но по-настоящему мощный скачок оборотов в секторе корпоративных ценных бумаг мы наблюдаем последние год-полтора. В 2009 г. объем торгов акциями и облигациями приблизился к 7% от суммарного объема сделок со всеми видами ценных бумаг (Приложение А).

    По  итогам 2010 г. доля негосударственных ценных бумаг на биржевом рынке впервые в истории достигла 28% от общего объема торгов, из которых около 1% пришлось на акции, остальные - на различные сегменты рынка негосударственных облигаций (Приложение А).

    При этом в функциональном отношении деятельность фондовой биржи на рынке ценных бумаг остается достаточно традиционной. БВФБ выполняет функции допуска ценных бумаг к размещению и обращению на бирже, работает над формированием инфраструктуры участников фондового рынка, непосредственно организовывает и развивает торговый процесс по ценным бумагам. Кроме того, согласно своим лицензионным полномочиям биржа является клиринговой организацией на рынке ценных бумаг, а также имеет собственный депозитарий второго уровня [1].

    В таблице 2.3 приведена статистика на 3 января 2011 г. по количеству выпусков облигаций, допущенных к обращению. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.3 - Количество выпусков облигаций, допущенных к обращению на бирже, по             состоянию на 03.01.2011

Критерий

структурирования

Количество  эмитентов Количество  выпусков облигаций в обращении, штук
Допущено  к обращению на бирже Котировальный Внесписочные ценные бумаги Допущено к  обращению на бирже Котировальный Внесписочные ценные бумаги
Банковские  облигации 18 9 9 95 58 37
в том числе: инвестиционные облигации 17 8 9 77 41 36
ипотечные облигации 3 2 1 9 8 1
биржевые  облигации 4 4 - 9 9 -
Облигации предприятий 34 2 32 52 2 50
в том числе: инвестиционные облигации 33 2 31 42 2 40
ипотечные облигации - - - - - -
биржевые  облигации 3 - 3 10 - 10
омз 49 - 49 95 - 95
в том числе: инвестиционные облигации 49 _ 49 95 _ 95
биржевые  облигации - - - - - -
ИТОГО 101 11 90 242 60 182
в том числе: инвестиционные облигации 99 10 89 214 43 171
ипотечные облигации 3 2 1 9 8 1
биржевые облигации 7 4 3 19 9 10

    Примечание - Источник: [18]

    Из  таблицы 2.3 видно, что на начало 2011 г. к обращению на бирже были допущены облигации 18 банков (95 выпусков). Из них ипотечные облигации выпустили 3 банка, биржевые облигации - 4 банка.

    К обращению допущены также облигации 34 предприятий. Облигации местных займов являются самым массовым сегментом среди облигаций, допущенных к биржевому обращению (по количеству эмитентов - 52 органа местной власти). Таким образом, если еще два года назад на биржевом рынке обращались в основном государственные ценные бумаги, то к концу 2010 г. - началу 2011 г. общее количество выпусков негосударственных облигаций вышло на уровень более 240 (более 100 эмитентов).

    Структура объема эмиссии облигаций, допущенных к обращению на бирже в 2010 г. приведена на рисунке 2.3.

    Рисунок 2.3 - Структура объема эмиссии облигаций, допущенных к обращению на            бирже в 2010г. 

    Примечание - Источник: [18]

    Из  структуры, приведенной на рисунке 2.3, видно, что на 2010 г. доля ГЦБ (государственных ценных бумаг) уже составила 11,04%, доля облигаций банков - 52,2%.

    Объем эмиссии облигаций предприятий, допущенных к торгам, два года назад находился на нулевых отметках, год назад их доля в общей структуре эмиссии достигла 2%, сегодня - 4,3%, или более 640 млрд. руб [18].

      В абсолютном выражении цифры пока очень скромные, но динамика налицо. Если говорить о процентных ставках, под которые предприятия имеют возможность выпустить облигации, то, по данным биржевой статистики, их уровень в зависимости от срока обращения, целей, объема выпуска, других параметров находится в пределах ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь - /+5-10% [18].

    Таким образом, на основании проведенного анализа можно сказать, что белорусский финансовый рынок в настоящее время может быть охарактеризован как преимущественно спекулятивный и в силу объективных причин не связанный с инвестициями в реальное производство. Сворачивание инвестиций и одновременно расширение объемов операций на фондовом и денежном рынках означает формирование тенденции накопления денежных ресурсов в иностранной валюте в колоссальном спекулятивном масштабе.  
 
 

    3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО        

РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ 

    Большое влияние на регулирование финансовых рынков оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

    Ключевая  проблема развития финансовой системы Республики Беларусь, которая должна найти свое отражение в обновленном законодательстве страны - это упорядочение ее государственного регулирования с учетом имеющегося опыта развитых стран. В разные периоды экономического развития в каждой конкретной стране набор методов государственного регулирования деятельности финансовых учреждений существенно различался и различается до сих пор. Тем не менее их можно сгруппировать по следующим основным формам:

  • прямое государственное управление, включающее, как правило, национализацию части финансовых учреждений, правительственные назначения на руководящие должности в коммерческих структурах и государственную регламентацию деятельности финансово-кредитных учреждений;
  • государственное участие в уставном капитале, позволяющее влиять на принятие последним стратегических решений по депозитно-кредитной политике (иногда сопровождается предоставлением льгот со стороны государства);
  • государственное регулирование деятельности финансово путем установления специальных нормативов и ограничений, а также организации надзора за ними;
  • регулирование путем заключения специальных соглашений правительства с банками по поводу осуществления совместных экономических программ.

    В настоящее время в рамках этих основных форм государственного регулирования деятельности коммерческих структур наблюдается довольно большое разнообразие конкретных методов и инструментов в реализации задач такого регулирования. Однако основное направление - это сокращение прямого вмешательства и переход к регулированию деятельности банков путем установления специальных нормативов и ограничений в соответствии с решениями Базельского комитета. Другое заметное направление - международная унификация банковских стандартов, обеспечивающих надежность и безопасность функционирования банков.

    В этой связи совершенствование банковской системы, понимаемое как комплекс мероприятий  по формированию у коммерческих банков ресурсной базы, достаточной для активной финансовой поддержки реального сектора по доступным для него процентным ставкам, законодательное закрепление правил валютного регулирования, юридическое оформление пределов полномочий центрального банка предполагает создание стройной и целенаправленной нормативной основы действий по трем главным направлениям: институциональным, собственно финансовым и организационным.

    Внутренняя   торговля   является  одной   из   важнейших   сфер жизнеобеспечения   населения   и  одним   из   основных   источников поступления  денежных  средств  для  формирования  основ  финансовой стабильности   государства.  В  связи  с   этим   заинтересованность государства в увеличении масштабов торговой деятельности  объективно обусловлена. В  целом в последнее десятилетие обеспечено стабильное развитие внутреннего   потребительского   рынка   преимущественно   за   счет реализации  товаров  отечественного  производства,  высоких   темпов развития  розничного  товарооборота, совершенствования  материально-технической  базы  торговли, развития новых форм и  методов  продажи товаров, внедрения информационных технологий. Вместе с тем в отрасли не   преодолена   убыточность,  большинство   торговых   организаций испытывает недостаток собственных оборотных средств.

    В Республике Беларусь должно предусматривается   формирование   инфраструктуры   электронной торговли,  включающей республиканские и региональные  информационные системы  и  сети,  региональные информационно-маркетинговые  центры. Должна быть продолжена работа по обеспечению эффективного  взаимодействия всех  элементов  данной инфраструктуры (системы сбора,  обработки  и хранения информации, технических решений, программного обеспечения и т. д.). Основой  построения  информационной инфраструктуры  электронной торговли  республики  станет  Центр электронной  торговли,  основные функции  которого будут направлены на внедрение системы электронного обмена  данными о производимых товарах и оказываемых услугах,  ценах на  них,  содействие  налаживанию взаимовыгодных  контактов между субъектами  предпринимательской деятельности, сокращение  затрат  на оформление  сделок,  продвижение товаров и  услуг  на  внутренний  и внешние рынки. Выход в международную сеть электронной торговли будет обеспечен благодаря сопряжению с международными центрами электронной торговли. В  целях  получения полной и достоверной информации о  торговых объектах и для принятия управленческих решений на различных  уровнях Министерством торговли организована работа по формированию Торгового реестра.  В  прогнозируемом периоде будет обеспечено формирование  и ведение  Торгового реестра на районном, городском и  республиканском уровнях. Программой   предусматривается  обеспечить  рост   оснащенности торговых объектов  и  объектов  общественного  питания,  платежно-терминальным оборудованием для осуществления безналичных расчетов  с использованием банковских пластиковых карточек. В  целях обеспечения автоматизированного учета товарных потоков и  контроля  за ними расширится сфера применения системы  штрихового кодирования товаров.

Информация о работе Финансовый рынок и перспективы его развития в Республике Беларусь