Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы было изучить структуру финансового рынка, дать характеристику финансового рынка России и проблем его развития.
В задачи входило:
рассмотреть сущность финансового рынка;
дать анализ функционирования российского финансового рынка и выявить его проблемы на современном этапе;
выявить главные механизмы и пути совершенствования финансового рынка в России.

Содержание

Введение ……………………………………………..2стр.
1. Финансовый рынок: основные положения
1.1. Понятие и структура финансового рынка……4-7стр.
1.2. Классификация финансовых рынков………….7-11стр.
2. Анализ состояния российского финансового рынка в первом полугодии 2010 года
2.1. Финансовый рынок России в условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 годов…………………..12-15стр.
2.2. Общая характеристика российского финансового рынка в первом полугодии 2010 года. Проблемы развития…...15-22стр.
3. Совершенствование и перспективы развития финансового рынка России
3.1. Совершенствование регулирования на финансовом рынке………………………………………………………..23-27стр.
3.2. Тенденции и перспективы развития финансового рынка в России в посткризисный период………………………..28-30стр.
Заключение…………………………………………..31-32стр.
Список литературы…………………………………33-34стр.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по экономической теории.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

     В 2010 г. кредитные организации продолжали расширять участие на российском фондовом рынке в качестве инвесторов. Важным стимулом к увеличению доли инвестиций в ценные бумаги в структуре активов кредитных организаций была возможность получения приемлемого дохода от операций с ценными бумагами с учетом допустимого уровня их риска. Стремление банков к разумному сочетанию доходности и рискованности инвестиций в ценные бумаги определило сохранение преобладающей доли облигаций в совокупном портфеле ценных бумаг банковского сектора.

     В условиях значительных объемов свободных  ликвидных ресурсов основные изменения  в структуре субпортфеля облигаций  банковского сектора были связаны  с заметным увеличением в нем  удельного веса облигаций Банка  России при сокращении доли корпоративных облигаций российских небанковских эмитентов из-за сохранения по ним существенного кредитного риска. Интерес к облигациям Банка России проявляли прежде всего крупные банки с государственным участием. 

     Таким образом, в первом полугодии 2010 г. продолжился процесс стабилизации российского финансового сектора. Постепенное завершение этапа снижения процентных ставок денежного рынка и номинального укрепления рубля на фоне дальнейшего сворачивания государственной антикризисной поддержки организаций различных видов экономической деятельности создает предпосылки для более активного участия банков и других финансовых институтов в финансировании субъектов реального сектора экономики, что будет содействовать поддержанию начавшегося экономического роста.

     Но  нынешние тенденции развития глобального  рынка капитала таковы, что всего  этого недостаточно, чтобы обеспечить надлежащий уровень конкурентоспособности  национального финансового рынка. Закономерности развития глобального  рынка капитала ведут к тому, что в ближайшие пятнадцать-двадцать лет развивающихся рынков в мире не останется вообще. Останутся только развитые, превратившиеся в международные финансовые центры глобального или регионального масштаба, на которые перетекут операции с финансовыми активами резидентов стран с развивающимися ныне финансовыми рынками. Таким образом, для российского финансового рынка сегодня актуальна альтернатива: либо он станет эффективным развитым рынком, крупным международным финансовым центром, либо его не будет вообще. Страны без международных центров (и, следовательно, в долгосрочной перспективе без внутренних финансовых рынков) весьма сильно зависят от иностранного капитала и одновременно там происходит отток сбережений населения на иностранные рынки; они вынуждены различными способами закрываться от глобальной экономики, чтобы хоть как-то сохранить национальную экономику от разрушения; они эмитируют слабую национальную валюту, подверженную кризисам.

     Проблемы  российского финансового  рынка

     Отрыв российского финансового рынка от реального сектора отмечается многими исследователями12. Отсутствие связи между уровнем процентной ставки и отдачей капитала в реальном секторе экономики - это лишь одно из проявлений общей тенденции: привычных для Запада взаимозависимостей отдельных параметров финансового рынка и иных экономических показателей в России нет или они выражены значительно слабее. Однако такой разрыв – характерная черта не только российской, но и мировой экономики в целом. Курсы акций слабо зависят от реального экономического и финансового положения компаний, от экономической ситуации в стране. Российский финансовый рынок не выполняет и такую свою функцию, как аккумуляция и распределение финансовых ресурсов, превращение сбережений в инвестиции. На три четверти сбережения населения и предприятий не реинвестируются. Они вкладываются в приобретение наличной валюты и «уходят» за границу, становясь «чужими» инвестициями. По данным Федеральной резервной системы и Казначейства США, российское население является самым крупным в мире держателем наличных долларов - у россиян скопилось 80 млрд. долл. (хотя по данным официальной статистики ЦБ России объем наличной валюты составляет всего 27 млрд. долл. и при этом снижается).13

     Если  говорить о качественных характеристиках финансового рынка России, нужно отметить, что финансовый рынок России относится к числу развивающихся, и для него характерен ряд негативных тенденций, господствующих на нём ещё с момента его создания:

  1. Недостаток ресурсной базы. Об остром недостатке финансовых ресурсов говорит низкая монетизация экономики, которая измеряется коэффициентом монетизации (отношение денежного агрегата М2 к ВВП). Незначительный объём финансовых ресурсов рынка в свою очередь позволяет небольшими средствами манипулировать им.
  2. Узость внутреннего предложения ресурсов. По проведённым опросам население готово вкладывать в ценные бумаги не более 3% своих сбережений.
  3. Чрезмерная концентрация собственности, торговой активности на ограниченной группе финансовых инструментов (семь-десять акций генерируют более 90% торгов), а также сверхконцентрация в столице внутренних денежных ресурсов страны (более 60%) и финансовых институтов (40-80%), финансовых ресурсов в Москве; очень незначительная доля акционерных капиталов, находящихся в свободном обращении; олигополия в структуре финансовых посредников и институциональных инвесторов (в различных сегментах внутреннего рынка доминируют по восемь-десять игроков).
  4. Слабость финансовой позиции институтов финансового рынка, их небольшая капитальная база, неспособная абсорбировать крупные риски.
  5. Неспособность рынка обеспечить честность и справедливость ценообразования. Практика проведения финансовых операций с использованием служебной информации.

     Исключительно высокий  уровень риска. В 90-е годы 20-го века Россия вошла в группу шести самых рискованных рынков мира. В 1995-2000 годах стандартное отклонение значений месячных изменений фондовых индексов составляло 24,5%. Последние кризисные годы не изменили рискованной природы рынка.

     Всё это, а также иные недостатки финансового рынка России, говорит об имеющихся проблемах, которые предстоит решать. В то же время российский финансовый рынок развивается высокими темпами и имеет высокий потенциал.

 

     3. Совершенствование и перспективы развития финансового рынка России

     3.1. Совершенствование регулирования на финансовом рынке

     Совершенствование регулирования на финансовом рынке  должно осуществляться по трем основным направлениям:

    • во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка,
    • во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе,
    • в-третьих, развитие системы пруденциального надзора.

     С количественным ростом и качественным усложнением финансового  рынка существует объективная потребность  в развитии функций саморегулирования, что означает повышение эффективности взаимодействия СРО и государственных органов власти. Прежде всего, нормы и правила, разрабатываемые СРО должны дополнять и детализировать нормы государственного регулирования, причем, необходимо стимулировать СРО к установлению более жестких требований к деятельности участников рынка.

     В 2011-2012 годах необходимо закрепить в законодательстве и в ведомственных актах требования к принципам деятельности СРО и к стандартам СРО14. Следует поощрять создание в СРО страховых фондов, обеспечивающих дополнительную защиту инвесторов. Возможно, следует рассмотреть ряд инициатив, направленных на укрепление роли профессионального сообщества в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков: предоставление возможности оказывать услуги неквалифицированным инвесторам только профессиональным участникам рынка ценных бумаг, состоящим в СРО с более жесткими стандартами профессиональной деятельности; предоставление только членам СРО возможности оказывать услуги андеррайтера при публичном размещении ценных бумаг, а также при размещении ценных бумаг компаний с повышенным риском.

     Ряд других возможностей расширения функций  СРО в связи с решением основных задач по совершенствованию регулирования  рынка ценных бумаг содержатся в  соответствующих разделах доклада.

     Следует предоставить СРО большие возможности  при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также  следует возложить на СРО функции  анализа такой отчетности, ее обобщения  и раскрытия в соответствии с  правилами, установленными регулирующими  органами.

     Финансовый  рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность  управления которым может оказывать  влияние на общую эффективность  государственной экономической политики. Кроме того, в условиях формирования и развития многоотраслевых финансовых холдингов возникает специфическая задача их комплексного регулирования, что, очевидно, удобнее делать из единого центра. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую актуальность. Вместе с тем, решение этого вопроса должно осуществляться с учетом сложившейся системы государственного управления в России. Дискуссия о создании в России мегарегулятора в определенной степени оказалась переведенной в плоскость коллегиальности единого регулирующего органа и его независимого статуса. Представляется, что данные критерии деятельности не являются приоритетными и, более того, в долгосрочной перспективе могут существенно снизить эффективность единого регулятора на финансовом рынке. Представляется, что решение вопроса о мегарегулировании в России должно осуществляться, прежде всего, путем унификации требований и стандартов деятельности на финансовом рынке, а также консолидации государственных функций, которые могут быть осуществлены в течение 2 – 3 лет.

     В 2011 году необходимо продолжить унификацию требований по доверительному управлению ценными бумагами, а также порядка регистрации выпусков ценных бумаг.

     В 2012 году необходимо дополнить унификацию доверительного управления и регистрации выпусков ценных бумаг унифицированными подходами к регулированию рисков на рынке ценных бумаг. Эти подходы могли бы быть сформулированы на основе известных Базельских принципов. Такие подходы уже реализуются в рамках регулирования банковской деятельности, и лишь отчасти, в рамках регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Представляется, что эти принципы следует в большей степени распространять и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, с учетом специфики деятельности таких участников, видов осуществляемых операций, имеющихся у них клиентов.

     Следует рассмотреть вопрос объединения  регулирования близких по роду деятельности финансовых институтов. Так, в 2009 году ФСФР России переданы функции по регулированию  негосударственных пенсионных фондов. Было бы целесообразным дополнить указанные полномочия, полномочиями по регулированию страховых организаций.

     Необходимо  на законодательном уровне обеспечить большую независимость служб  внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг, а  также ввести требования об управлении рисками, возникающими у финансовых посредников. В частности, необходимо закрепить обязанность участников финансового рынка предусматривать в своих штатных расписаниях должность ответственного за организацию управления рисками или создавать самостоятельное структурное подразделение по управлению рисками. Для таких специалистов по управлению рисками внутри организации должны быть установлены соответствующие квалификационные требования. При этом в каждой организации – участнике финансового рынка будут разрабатываться соответствующие внутренние документы по управлению рисками, которые должны будут соответствовать устанавливаемым требованиям.

     Также в надзорных целях необходимо предусмотреть возможность введения в организациях – профессиональных участниках рынка ценных бумаг временной администрации. В настоящее время институт временной администрации как надзорная мера уже введен в отношении управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов.

     Частично  функция контроля за рисками участников рынка может быть делегирована СРО.

     В 2011 – 2012 годах необходимо принять меры по гармонизации методов и правил надзора за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора. Это соответствует общемировой практике. Так, например, Директива 2009/39/ЕС предполагает, что подходы к определению собственных средства кредитных институтов должны являться базисом для определения собственных средств всех иных категорий финансовых институтов.

     В 2011-2012 годах предполагается ввести единые для всех участников рынка требования к расчету собственных средств, соответствующие международным стандартам, а также установить требование о ежедневном расчете капитала участниками финансового рынка. Также необходимо пересмотреть требования к минимальному размеру собственных средств, постепенно повышая их и в то же время, учитывая необходимость сохранения участников финансового рынка с незначительным уровнем минимального капитала и ограниченным количеством совершаемых ими операций.

Информация о работе Финансовый рынок