Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.

Содержание

Введение



I глава



ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ



1.1 Фирма как экономическая единица....................................................................4

1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8

1.3 Предприниматель. Культура предпринимательства.......................................12



II глава



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



2.1 Теории предпринимательской функции и прибыли.......................................17

2.2 Трансакционная теория фирмы........................................................................22

2.3 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы...............24



III глава



ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



3.1 Классификация предприятий по формам собственности на капитал..........27

3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства......38

3.3 Особенности предпринимательской деятельности в России........................42



Заключение



Литература

Работа состоит из  1 файл

firma i predprinimatelstvo.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: 
 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

    ТЕМА:

 

Фирма и предпринимательство.

Современные формы предпринимательства.

 
 
 
 

          Факультет                                               финансово-учётный

      Специальность                                           финансы и кредит 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 год.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

I  глава

 

ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО  ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Фирма  как экономическая единица....................................................................4

1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8

1.3 Предприниматель.  Культура предпринимательства.......................................12

 

II  глава

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

2.1 Теории  предпринимательской функции и прибыли.......................................17

2.2 Трансакционная  теория фирмы........................................................................22

2.3 Теория  фирмы: технологический и институциональный  подходы...............24

 

III  глава

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3.1  Классификация  предприятий по формам собственности  на капитал..........27

3.2  Классификация  предприятий по степени концентрации  производства......38

3.3  Особенности предпринимательской деятельности в России........................42

 

Заключение

 

Литература

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

 

              "Идеи  экономистов и  политических мыслителей  – и когда они  правы, и когда  ошибаются, - имеют  гораздо большее  значение, чем принято  думать. В действительности только они правят миром".

               Джон  Мейнард Кейнс

    Данная  работа посвящена вопросам, связанным  с такими категориями, как фирма  и предпринимательство. На мой взгляд, проблемы, касающиеся современного состояния  предпринимательства в мире и  в частности в нашей стране, имеют колоссальные масштабы и не должны быть оставлены без глубокого изучения. Ведь за последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. И по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с огромным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие фирмы. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это. Поэтому неудивителен возрастающий с каждым годом интерес к личности бизнесмена. Современный бизнес представляет собой сложную систему, с закономерностями которой просто необходимо познакомиться.

    Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.

 
 
 

    I  ГЛАВА

     ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ

 
    
    1. Фирма как экономическая  единица
 

    ФИРМА – это экономическая единица, нанимающая факторы производства для изготовления продукции – товаров или услуг, которые она затем продает домохозяйствам, другим фирмам или государству. Фирмы относят к сектору производителей. Экономисты выделяют следующие СВОЙСТВА фирм:

    1) каждая фирма принимает единое решение. Это позволяет экономистам рассматривать фирму как первичную, единую компоненту производственного процесса, а домохозяйства – аналогичной компонентой процесса потребления;

    2) большинство решений фирмы принимают,  преследуя единственную цель – получить максимальную прибыль;

    3) фирмы являются полновластными  пользователями факторов производства. На ресурсном рынке роль фирм  аналогична роли, которую играют  домохозяйства на рынке товаров  и услуг.

    Мотивов, стимулирующих каждую фирму участвовать в столь сложном и рискованном процессе как производство товаров и услуг, и принципов, которыми она руководствуется в своей деятельности, может быть много – и желание проявить себя, и благотворительность, и нанесение минимального экологического урона, и зависть и т.п. Однако экономисты считают, что главным мотивом любого частного предпринимателя является возможность получения прибыли, а основным принципом деятельности каждой фирмы служит достижение максимальной прибыли. Иными словами, экономическая наука строится на предположении, что любая фирма, принимая свое решение, всегда будет придерживаться той альтернативы, которая обещает принести ей максимальную прибыль.

    В западной экономической литературе разработаны теории оптимизации  деятельности фирмы, в основе которых не заложен принцип максимизации прибыли. По мнению некоторых исследователей, целью фирмы является максимизация не прибыли, а объема продаж. Утверждается, что менеджеры стремятся проводить политику фирмы так, чтобы получать какой-то минимальный уровень прибыли, удовлетворяющий держателей акций и создающий у них иллюзию благополучия, а основные усилия направлять на увеличение объема продаж. Это отражается на престиже фирмы. В крупной корпорации менеджер получает жалование, значительно превышающее жалование менеджера мелкой высокорентабельной корпорации.

    ФАКТОРЫ производства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные  в процесс производства ресурсы. В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия, поэтому производство всегда есть единство его факторов.

    В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства, с  помощью которых осуществляется производство товаров и услуг.

  • Земля.  Экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больше, чем большинство людей. К понятию "земля" относятся все естественные ресурсы – все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.
  • Капитал. Понятие "капитал", или "инвестиционные ресурсы", охватывает все средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.

    Здесь важно отметить еще два момента. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, термин "капитал" не подразумевает деньги. Правда, экономисты часто говорят о "денежном капитале", имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструменты, машины и другое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

  • Труд. Это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческого таланта – предпринимательской способности, которую мы рассмотрим отдельно в силу ее специфической роли в капиталистической экономике).
  • Предпринимательская способность. Наконец, можно раскрыть тот особый человеческий ресурс, который мы называем предпринимательской способностью, или предприимчивостью. Обозначим специфическое значение этого термина, определив четыре взаимосвязанные ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:

    1. Предприниматель берет на себя  инициативу соединения ресурсов  земли, капитала и труда в  единый процесс производства  товара или услуги. Выполняя роль  свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является  движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

    2. Предприниматель берет на себя  трудную задачу принятия основных  решений в процессе ведения  бизнеса, то есть те креативные  решения, которые и определяют курс деятельности предприятия.

    3. Предприниматель – это новатор,  лицо, стремящееся вводить в обиход  на коммерческой основе новые  продукты, новые производственные  технологии или даже новые  формы организации бизнеса.

    4. Предприниматель – это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и, в конце концов, банкротство. В общем, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами – своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

    ФАКТОРЫ предпринимательской деятельности: 
- условия повышенного риска; 
- быстрая смена направлений деятельности; 
- при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности; 
- инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров.

    СУЩНОСТЬ  предпринимательства проявляется  в следующих принципах:

  • Ориентация на человека – он главная ценность и предприятия, и общества в целом.

    Этот  принцип реализуется в России также как и во всем мире. В  конечном счете, потребитель продукции  или услуг предпринимателя является человек. Даже если продукция используется для производственных нужд, решение покупать или не покупать продукцию предпринимателя решают руководители фирм потребителей.

  • Беззаветное служение покупателю. Предприятие работает на него и существует благодаря ему.

    Этот  принцип, безусловно, совпадает и у наших предпринимателей. и у американских, и у любых других. За одним исключением, если предприниматель не является жуликом. Кстати, наши российские законы позволяют зарабатывать огромные суммы денег нечестным 
с точки зрения справедливости способом, пользуясь доверием наших граждан и непониманием происходящих процессов во властных структурах. Например, будучи руководителем предприятия, наш предприниматель имеет несколько законных способов увода активов от их собственников.

Информация о работе Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства