Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.

Содержание

Введение



I глава



ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ



1.1 Фирма как экономическая единица....................................................................4

1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8

1.3 Предприниматель. Культура предпринимательства.......................................12



II глава



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



2.1 Теории предпринимательской функции и прибыли.......................................17

2.2 Трансакционная теория фирмы........................................................................22

2.3 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы...............24



III глава



ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



3.1 Классификация предприятий по формам собственности на капитал..........27

3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства......38

3.3 Особенности предпринимательской деятельности в России........................42



Заключение



Литература

Работа состоит из  1 файл

firma i predprinimatelstvo.doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)
  • Создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение этических норм поведения.

    Третий  принцип предпринимательства в  России только зарождается – культурная среда фирмы, демократия и этические  нормы поведения развивались на Западе сотню лет, а Россия в этом смысле остановилась на уровне дикого капитализма начала века. Только сейчас начались разговоры о необходимости кодекса корпоративного управления. Но и то пока этот 
документ будет носить рекомендательный характер.

  • Постоянное стремление вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти конкурента. Максимальное использование преимуществ конкурентной среды.

    Постоянное  стремление вырваться вперед проявляется  в России в грубых и нецивилизованных формах. Умышленные банкротства, увод активов, вооруженные захваты предприятий конкурентов, теракты, использование властных и силовых структур для устранения конкурентов – вот способы, которыми нередко пользуются многие российские предприниматели для достижения успеха.

    Итак, фирма представляет собой хозяйственное  звено, реализующее собственные  интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг  путём планомерного комбинирования факторов производства.

 
    
    1. Предпринимательство, бизнес, коммерция
 

    Во  все времена человек искал способы лучшей жизни. Одни при этом эксплуатировали рабов, другие крепостных крестьян, третьи торговали, используя свое исключительное положение в обществе. Испанцы искали золото инков и вывозили затем в Европу, становясь при этом сказочно богатыми. Государство эксплуатировало собственный народ в лагерях и 
таким образом получало богатство для избранных. Предпринимательство как явление, получившее развитие с возникновением капиталистических отношений, капиталистического способа производства так же позволяет получить значительное богатство при определенных условиях, но оно в корне отличается от вышеприведенных способов добиться благополучия или успеха в жизни. Предпринимательство позволяет практически каждому человеку, желающему добиться успеха, сделать это.

    Предпринимательство как процесс – это, пожалуй, поиск  наилучшего применения основных трех факторов производства – земли, труда  и капитала. При этом предприниматель  получает вознаграждение, несоизмеримое  с обычной заработной платой. Этот дополнительный доход некоторые экономисты называют предпринимательским доходом.

    "Предпринимательская  деятельность – организация и  соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных  благ и услуг, удовлетворяющих  общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя". 1

    Основными УСЛОВИЯМИ существования и развития предпринимательской деятельности являются:

  • относительная обособленность и экономическая свобода предпринимателей;
  • наличие рыночного пространства;
  • развитые товарно-денежные отношения;

    собственность на средства производства и конечный продукт деятельности, а также  возможность получать или передавать права собственности на экономические  блага.

    Термин "предпринимательская деятельность" используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону предпринимательства, новое качество как самой деятельности, так и её результатов.

    Предпринимательство и бизнес тесно связаны друг с  другом, но являются всё же разными  понятиями. Бизнес – это более  общее понятие процесса создания новой стоимости, прибыли предпринимателя. В процессе бизнеса используется уже имеющаяся к этому времени идея, патент, собственное изобретение предпринимателя.

    С другой стороны в уже готовом, функционирующем бизнесе постоянно  должны применятся новые технологии, новые, более эффективные способы организации бизнеса. Все это возможно при наличии предпринимательства или, можно сказать, духа предпринимательства. В уже работающем бизнесе основные его владельцы должны создавать условия, чтобы каждый сотрудник организации чувствовал себя предпринимателем. Когда в организации умирает дух предпринимательства, то этот бизнес умирает, под прессом конкурентов и новых технологий.

    Бизнес  и рынок неразрывны, они существуют и развиваются вместе.

    В процессе эволюции рыночной экономики изменяется и экономическая организация бизнес-деятельности вместе с изменениями условий её существования.

  • С усилением экономической роли государства и общественных организаций видоизменяется характер социального заказа. Государство становится не только одним из заказчиков (наряду с индивидуальными потребителями и другими фирмами), но и регулятором бизнеса.
  • С развитием кредитно-финансовой системы бизнес-деятельность всё больше зависит от возможностей привлечения и использования заёмных средств. Банковская сфера становится не только особым объектом бизнеса, но и пронизывает все остальные формы предпринимательства.
  • Изменяются отношения собственности в процессе организации бизнеса. В результате отделения управления от собственности непосредственным субъектом бизнес-деятельности становится профессиональный управляющий – менеджер. Общую координирующую функцию при этом продолжает выполнять собственник капитала.

    Таким образом, современный бизнес представляет собой систему отношений между непосредственными организаторами производства и теми лицами, организациями и структурами, которые образуют внутреннюю и внешнюю среды бизнес-деятельности.

    Внутренняя  среда складывается из отношений  между собственниками капитала, менеджерами  и наёмными работниками. Внешняя же характеризуется взаимодействием организаторов бизнеса с государственными и общественными структурами, поставщиками, кредиторами и потребителями. При этом каждый вовлечённый в систему деловых отношений контрагент имеет собственные интересы.

 
Участники бизнес-деятельности Их  интересы
Внутренняя  среда
Собственник капитала Сохранение  и умножение капитала;

Получение постоянных и устойчивых доходов;

Право принимать  окончательные решения

Менеджер Получение прибыли  и развитие фирмы;

Собственные интересы

Наёмные работники Высокая заработная плата;

Надёжность  рабочего места, хорошие условия  труда;

Высокий уровень социальной защищённости

Внешняя среда
Государство и общественность Создание рабочих  мест, социальное равновесие;

Конкурентоспособность на мировом рынке;

Получение налоговых доходов;

Стабильность  цен;

Защита  окружающей среды и интересов  потребителя

Поставщики Высокие доходы и низкие расходы;

Стабильность  договорных связей

Кредиторы Высокие проценты;

Гарантия  возврата кредита;

Возможность влияния на фирмы

Потребители Широкий выбор, высокое качество, низкие цены;

Высокий уровень сервисных услуг

 

    Очевидно, что такое многообразие интересов  очень трудно, подчас даже невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому  экономический и социальный успех бизнес-деятельности зависит от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.

    Теперь  можно определить сущность термина "коммерческая деятельность", или просто "коммерция". Коммерция – это торговая деятельность людей, направленная на получение торговой прибыли. В широком смысле это одна из форм бизнес-деятельности, связанная со сферой торговли. В узком смысле это часть любого бизнеса, связанная с заключением торговых сделок. Основная роль современной коммерции – всестороннее обслуживание непосредственно производства и рационализации сферы обращения. К новейшим формам коммерческой деятельности можно отнести:

  • лизинг – своеобразное сочетание аренды и кредита для реализации средств производства;
  • факторинг – ускорение торговых сделок по реализации продукции путём покупки у производящей фирмы требований к своим клиентам.
 
    1.    Предприниматель.  Культура предпринимательства
 

    В последние несколько лет популярность предпринимателей достигла своего апогея. Никогда еще не писали так много о немногих. Но и по сей день тяга к предпринимательству сильна как никогда, особенно в рамках экономики с колоссальным аппетитом по части новых услуг и новых технологий. Каждый год по России тысячи предпринимателей учреждают новые коммерческие предприятия. Некоторые потерпят неудачу, несмотря на наличие изящных бизнес-планов и значительных успехов в своей предшествующей деятельности в качестве служащих корпораций. Другие преуспеют, несмотря на почти полное отсутствие предшествующего опыта. Разница между победителями и проигравшими нередко состоит в том, что многие подаются в бизнес, чтобы заработать достаточное количество денег и обеспечить себе и своей семье безбедное существование. Однако удается получить доходы от своего нового бизнеса далеко не многим. Безусловно, помимо объективных факторов (таких, как наличие бизнес-плана, финансовой поддержки, опыта, квалифицированного персонала и т. д.) важную роль играют субъективные и личные качества самого предпринимателя. Если человек, открывший новый бизнес, уверен в себе, стремится к четко намеченной цели, шансов победить и  преуспеть у него гораздо больше.

    Процесс предпринимательства, на каком бы иерархическом  уровне он ни осуществлялся, независимо от сферы совершения сделки тесно связан с культурной средой, которая структурно — по отношению к фирме — подразделяется на внешнюю культурную среду и внутреннюю культурную среду.

    Внешняя культурная среда является составной частью макросреды, которая оказывает влияние на поведение субъектов и объекта предпринимательства.

    Внутренняя  культурная среда относится к микросреде фирмы и имеет отношение как к самой фирме, так и к партнерам, с которыми осуществляется взаимодействие.

    Состав  культурной среды характеризуется совокупностью факторов, к которым относят политику, технологию, образование, искусство, ценности и отношения, религию, язык, правоведение, социальный статус. Рассмотрим влияние каждой из этих категорий на развитие фирмы.

    Политика  является всем известной категорией, однако не все предприниматели учитывают возможности этого фактора культуры в организации предпринимательства. Изучение политики может помочь понять потенциал общественного вклада той или иной страны в деловой климат фирмы. Стабильность политического климата, характеристики группировок, партий, поддерживающих зарубежный бизнес или препятствующих ему, степень влияния каждой из этих группировок — это те факторы, которые позволяют оценить степень предпринимательского риска в политическом отношении.

    Технология  — это область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня среды предпринимательства может дать информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развитости его инфраструктуры, о том, какова степень урбанизации и развития "промышленных ценностей", а также выявить отношение к науке и нововведениям, установить научный потенциал, возможности проведения научных исследований.

    Образование и искусство, их уровень и профиль редко учитываются в организации предпринимательской деятельности. Однако сравнительный анализ этих факторов культуры может оказать помощь при изучении грамотности и ее влияния на техническое и профессиональное обучение, а также на эффективность рыночных связей и предпринимательских отношений. Образовательный уровень формирует к тому же отношение к ценностям, что целесообразно определять при формировании и развитии предпринимательской деятельности.

Информация о работе Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства