Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:09, курсовая работа
Главной целью моей работы является раскрытие сущности предпринимательства, выявление основных парадоксов и главных проблем современного бизнеса, обозначение роли предпринимателя в современном обществе. Говоря о роли предпринимательства в России, очень важно проиллюстрировать современное его состояние путём приведения статистических данных за последние годы. Моей основной задачей является на основе изученного материала осветить наиболее актуальные аспекты бизнес-деятельности, определить положение фирмы в экономике, изложить классические и современные теории и концепции экономического развития, обозначить распространённые классификации фирм по различным критериям.
Введение
I глава
ФИРМА – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ
1.1 Фирма как экономическая единица....................................................................4
1.2 Предпринимательство, бизнес, коммерция.......................................................8
1.3 Предприниматель. Культура предпринимательства.......................................12
II глава
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Теории предпринимательской функции и прибыли.......................................17
2.2 Трансакционная теория фирмы........................................................................22
2.3 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы...............24
III глава
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Классификация предприятий по формам собственности на капитал..........27
3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства......38
3.3 Особенности предпринимательской деятельности в России........................42
Заключение
Литература
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ:
Владельцами
кооперативов этого типа являются собственно
потребители –
те люди, которые покупают товары, а не
производят их. Первое общество розничных
торговцев было создано в г. Рочдель в
1844г. группой бедных ткачей, основавших
небольшой магазин. Основные принципы
кооперативных обществ следующие:
1.
Открытое членство: предела численности
в кооперативном обществе нет,
каждый может войти в
2. Распределение прибыли: многие годы члены кооперативов получали регулярно дивиденды наличными. Размер дивидендов определяется суммой средств, принесенных в кооператив.
3.
Выплата процента на
Государственные предприятия (публичные корпорации).
Государство
– крупнейший работодатель, поэтому
его доходы и расходы
намного превышают доходы крупнейших
компаний с ограниченной
ответственностью.
Многие
предприятия общественной собственности,
как и частные фирмы,
продают то, что они производят. Наиболее
известные примеры такого рода –
это национализированные отрасли, например:
добыча угля, производство
электроэнергии и железнодорожный транспорт.
Этими предприятиями
управляют публичные корпорации.
Государственное
предприятие является формой организации
бизнеса. Эта форма применяется для управления
национализированными отраслями. Подобно
компаниям с ограниченной ответственностью,
они представляют
собой юридические лица, однако в отличие
от них не являются владельцами
акций. Государственные предприятия
принадлежат государству. В действительности
они принадлежат всем гражданам страны.
Так
как в государственных
Государственные
предприятия обязаны ежегодно предоставлять
отчеты о
деятельности и баланс доходов и расходов.
Эти документы рассматриваются
правительством.
Если
основной задачей деятельности компаний
с ограниченной
ответственностью является получение
прибыли, то цели государственных предприятий
совсем другие. Предполагается, что работая
в
национализированных отраслях, они будут,
по крайней мере, самоокупаемыми
предприятиями, то есть не будут нести
постоянных убытков. Их основная
задача – работать для общего блага. Это
означает, что управляющие должны
вести дело так, чтобы оно было максимально
эффективно в интересах всего
общества, всей страны.
Государственные предприятия должны в значительно большей мере заботиться о социальных последствиях своей деятельности, чем компании с ограниченной ответственностью. Например, корпорация железнодорожных линий не должна допустить закрытия железной дороги в отдаленных сельских районах, это может полностью лишить местных жителей важнейшей транспортной услуги.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ:
Местные
органы власти также участвуют в
управлении предприятиями.
Наиболее известным примером в этой области
могут служить городские
автобусные перевозки, за которые отвечают
местные власти в относительно
крупных городах.
Такие
виды городских услуг, как плавательные
бассейны, площадки для игр и другие, предлагаются
и реализуются за деньги местными
властями. Некоторые подобные виды услуг
финансируются из бюджета, поскольку цены
на них не компенсируют реальных затрат.
Совместные предприятия.
Иностранные
инвесторы вправе принимать деловое участие
в
предприятиях, создаваемых совместно
с юридическими лицами и гражданами
на территории РФ, а также создавать предприятия,
полностью принадлежащие
иностранным инвесторам.
Совместное
предприятие может быть создано
либо путем его учреждения,
либо в результате приобретения иностранным
инвестором доли участия (пая,
акций) в ранее учрежденном предприятии
без иностранных инвестиций или
приобретения такого предприятия полностью.
Вклады
в уставной фонд оцениваются участниками
на основе цен мирового рынка. При отсутствии
таких цен стоимость вкладов определяется
по
договоренности участников.
Иностранные
инвесторы и предприятия
арендовать имущество, приобретать долю
участия, акции и иные ценные
бумаги на фондовых биржах, участвовать
в биржевых сделках в порядке и на
условиях, установленных законодательством.
Иностранные инвесторы могут
участвовать в приватизации государственных
и муниципальных предприятий
на территории РФ.
Итак, каждая из перечисленных выше организационно-правовых форм бизнеса имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе формы предпринимательской деятельности.
3.2 Классификация предприятий по степени концентрации производства
Наиболее распространённый подход к классификации фирм по степени концентрации производства – разделение их на малые, средние и крупные. Следует выделить два основных метода классификации – количественный и качественный.
Согласно наиболее известному методу – количественному, – предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер её активов и годовой оборот (валовая выручка за год).
Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, присущие компаниям того или иного размера.
Малый бизнес.
ХАРАКТЕРИСТИКА:
РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ:
- гибкости
- многочисленности
- невысоким ценам
- низким
издержкам производства из-за
отсутствия расходов на
В условиях несовершенной конкуренции, когда крупные компании стремятся монополизировать производство, установить контроль над рынком, "живучесть" малых фирм кажется почти парадоксом. Между тем это факт.
ПРИЧИНЫ ВЫЖИВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА:
Средний бизнес.
В развитых странах в отличие от малого бизнеса средний не отличается многочисленностью, причём в настоящее время наблюдается тенденция к его сокращению. Поэтому средние фирмы иногда называют "вымирающим классом".
ХАРАКТЕРИСТИКА:
Вместе с тем средний бизнес более устойчив, чем мелкий, так как специализированный рынок менее подвержен колебаниям.
РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ:
Крупный бизнес.
В рыночной экономике крупная фирма находится в двойственном положении: с одной стороны, она всеми силами стремится монополизировать свою сферу деятельности, а с другой – постоянно действует в условиях конкуренции, что мешает ей завышать цены и заставляет заботиться о качестве продукции. Следует подчеркнуть, что именно такая конкурентная угроза является источником прогресса и самой крупной фирмы, и всего общественного производства.
ХАРАКТЕРИСТИКА:
Выдающийся австрийский
Что же касается малого бизнеса, который, обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, способен не только удовлетворять постоянно имеющиеся запросы потребителей, но и даёт уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика, легче идут на риск нововведений, что получило отражение в названии таких фирм – "венчурные" (от англ. venture – рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.
Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так средних и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.
Информация о работе Фирма и предпринимательство. Современные формы предпринимательства