Фирма в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание

Одним из основных хозяйствующих субъектов любой экономической системы является фирма (предприятие) – главная организационная структура современного бизнеса. Производственная деятельность фирм – основной источник удовлетворения потребностей людей. Фирма сфера приложения труда людей. Конкуренция между фирмами – механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Всё это и предопределяет место и значение фирм в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение
1. Фирма в системе рыночных отношений
1.1. Организационно – правовые формы предприятий
1.2 Производственная структура предприятия
2. Предпринимательство в России
2.1. Виды, формы и функции предпринимательства
2.2 Проблемы предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая на печать.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Введение

     Одним из основных хозяйствующих субъектов любой экономической системы является фирма (предприятие) – главная организационная структура  современного бизнеса.

     Производственная  деятельность фирм – основной источник удовлетворения потребностей людей. Фирма сфера приложения труда людей. Конкуренция между фирмами – механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Всё это и предопределяет место и значение фирм в современной рыночной экономике.

     Фирма (предприятие) – самостоятельная, хозяйственная единица, наделённая экономической и юридической самостоятельностью, создающая экономические блага в целях получения прибыли.

     Предпринимательство – созидательная, творческая работа, основанная на критической, конструктивной оценке достигнутого для обеспечения прибыли.

     Становление рыночной экономики в России ведёт  к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской  деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах.

     Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке1

     Совокупность  фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики  в целом. Фирма всегда стоит в  центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

     

  1«Гражданский кодекс РФ» ст.2 часть 1

     Важнейшая характерная черта современного экономического развития – крупные  перемены в общественном разделении труда. Среди них – выделение  и обособление так называемого  «наукоёмкого производства».

       В России интенсивно идет процесс  формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Я считаю, что фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон.

     Изучая  экономическую литературу, я ознакомилась с множеством учебных пособий  по выбранной теме. В рассмотренной  литературе присутствуют несколько  взглядов на теорию фирмы, изложенных языком различной степени сложности. Учебник по экономической теории под редакцией И.О. Волкова мне очень помог при изучении вопроса, затрагивающего цели фирмы. В данном учебном пособии, вышеуказанный вопрос изложен понятным и доступным языком.

     В данной работе я хочу рассмотреть  такие вопросы, как: фирма в условиях рыночной экономики; цели фирмы; теории фирмы, управление фирмой в условиях рынка, и виды предпринимательства. 

 

  1. Фирма в системе  рыночных отношений

  • 1.1. Организационно – правовые формы предприятий
  •      В условиях рыночной системы хозяйствования фирма выступает её основным звеном. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономического использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом фирмы, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путём выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ.

         Производственная деятельность в рыночной экономике в основном осуществляется фирмами. Фирма преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Она оптимизирует в своих интересах объём производства, определяя структуру и размеры выпуска готовой продукции.

         Деятельность  фирм в большей степени определяет общую эффективность рыночной экономики. Она достигается благодаря созданию оптимальной комбинации используемых факторов и наилучшим образом их использовать. Или, напротив, не достигается, когда фирмы действуют неэффективно.

  • Классификация фирм
  •      Фирмы различаются между собой по многим характеристикам, по которым и ведётся  их классификация. Основными признаками классификации фирм по группам являются:

    • Отраслевая и предметная специализация;
    • Структура производства;
    • Мощность производственного потенциала (размер фирмы).

         Одними  из главных до сих пор считались  отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе её назначение, способы  производства и потребления.

         Уже при создании фирмы чётко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) она предназначена. В зависимости от этого фирмы разделяются:

    • На промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.;
    • Сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
    • Предприятия строительной индустрии, транспорта.

         На  практике всё реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых  можно чётко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные.

         Узкоспециализированными считаются предприятия, которые  изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, по выпуску тканей, пошиву одежды, производству чугуна, стального проката, литья, поковок для машиностроения, выработке электроэнергии, производству зерна, мяса и т.д.

         К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. В промышленности они могут специализироваться одновременно, например, на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструмента и т.д. В сельском хозяйстве – на выращивании зерна, овощей, фруктов, откорме скота, производстве кормов и т.п.

         Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун используется собственным предприятием, где он переплавляется в стальные слитки. Часть стальных слитков поступает в продажу потребителям в качестве готовой продукции, а часть идёт в дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе.

         Группировка предприятий по мощности производственного  потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели:

    • Численность персонала;
    • Стоимостный объём выпуска продукции;
    • Стоимость средств производства.

  • Кто и как управляет  фирмой
  •      Прежде  всего, разберёмся в том, что представляет собой внутрифирменное управление. Управление производством внутри фирмы представляет собой упорядочивающее, целенаправленное воздействие на процесс кооперированного труда. Управление призвано обеспечить эффективный выпуск товаров и оказание услуг.

         В этих целях на современных предприятиях управление регулирует решающие стороны  хозяйственной жизни:

      • Материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции;
      • Научные исследования, разработку и внедрение новинок в производство;
      • Маркетинговую деятельность: изучение рынков, определение каналов сбыта продукции и услуг, ценообразование и рекламу выпускаемой продукции, оказываемых услуг;
      • Работу с персоналом предприятия: подбор, расстановку, обучение работников и другое.
      • Сбор, обработку и анализ данных о работе фирмы в целях улучшения её деятельности.

           В ХХ столетии, когда основной  стала акционерная форма предприятий,  мозговым центром, воздействующим  на деятельность гигантского  акционерного общества, стала не  отдельная личность, а большая группа специалистов по управлению (учёные, инженеры, экономисты, юристы). Ведущую роль стали играть менеджеры (от англ. manage - управлять)2 – научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для управленческой  работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений – менеджмент.

         Менеджмент  – система теоритических и  практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством  в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

         Какими  навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный  исследователями своеобразный словесный  портрет включает следующие качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) чёткие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчинённых; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

      2 http://ru.wikipedia.org

         Менеджер  представляет собой тип профессионального  работника, способного управлять фирмой на строго научной основе.

         Он придаёт деятельности предприятия упорядоченность, согласованность и урегулированность, которые соответствуют природе современного индустриального и постиндустриального производства.

  • Объединения фирм
  •      Каждая  фирма может либо функционировать  самостоятельно, либо объединяться с другими фирмами, создавая более крупные хозяйственные единицы.

         Современные крупные фирмы – это, как правило, объединение фирм (предприятий). В  основе объединения может лежать:

         - горизонтальная интеграция –  объединение фирм одной отрасли, одной сферы производства. Такая форма объединений распространена в торговле, сфере услуг.

         - вертикальная интеграция – объединение  предприятий, функционирующих на  отдельных этапах производственного  процесса, в отраслях, технологически  связанных между собой.

         - диверсификация – объединение  предприятий разных отраслей, технологически  между собой не связанных. Многие  крупнейшие фирмы оперируют в  различных отраслях и на различных  рынках.

         Наиболее  распространены следующие формы  объединения фирм.

         Картель – соглашения между фирмами одной отрасли, заключаемые в целях установления контроля за условиями продаж, ценами, рынками сбыта, объёмом производства. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, полностью сохраняют свою производственную, коммерческую и правовую самостоятельность.

         Синдикат  – объединение фирм, участники  которого сбывают свои товары через  единую торговую фирму, осуществляющую также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют  свою юридическую и производственную самостоятельность, но теряют связь с рынком. Создание синдиката позволяет фирмам, входящим в него, устранить конкуренцию в области сбыта и закупок сырья.

         Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную, коммерческую и правовую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объёма производства. Трест может быть одноотраслевым, создаваемым на основе горизонтальной интеграции, или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей (вертикальная интеграция).

    Информация о работе Фирма в системе рыночных отношений