Фирма в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание

Одним из основных хозяйствующих субъектов любой экономической системы является фирма (предприятие) – главная организационная структура современного бизнеса. Производственная деятельность фирм – основной источник удовлетворения потребностей людей. Фирма сфера приложения труда людей. Конкуренция между фирмами – механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Всё это и предопределяет место и значение фирм в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение
1. Фирма в системе рыночных отношений
1.1. Организационно – правовые формы предприятий
1.2 Производственная структура предприятия
2. Предпринимательство в России
2.1. Виды, формы и функции предпринимательства
2.2 Проблемы предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая на печать.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры предприятия относится  территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей промышленности производственные цехи, как правило, размещаются на одной площадке, поскольку связаны между собой технологическим процессом, жёсткими транспортными устройствами и независимы от природно – климатических условий. В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, скважин, разрезов полностью зависит от места залегания ископаемых. Поэтому эти предприятия, как правило, разбросаны на большой территории.

  •   Производственная структура предприятия
  •      Профиль, масштабы, а также отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией, мощностью и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия – функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения нормальной эффективности их работы.

         Производственные  цехи (филиалы, участки, мастерские) делятся  на две группы: 1) цехи основного производства; 2) вспомогательные и обслуживающие  цехи. К цехам основного производства относятся цехи, в которых непосредственно изготавливается продукция, предназначенная для реализации потребителям. К обслуживающим цехам относятся цехи, в задачу которых входит обеспечение нормальной, бесперебойной работы основных цехов. Это цехи и производственные участки:

    • По изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструмента, приспособлений, приборов, хозяйственного инвентаря;
    • По надзору и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений;
    • По обеспечению электрической и тепловой энергией, надзору и ремонту электрооборудования и тепловых сетей;
    • По внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, заготовок, готовой продукции, отходов
    • производства;
    • По очистке и уборке помещений, инвентаря;
    • Склады предприятия.

         Если  конечный результат деятельности основных производственных цехов – готовая товарная продукция выходит на рынок сбыта и реализуется внешнему потребителю, то конечный результат работы обслуживающих цехов потребляется внутри самого предприятия.

         К вспомогательным цехам обычно относятся такие подразделения и участки предприятия, которые непосредственно не связаны с основным производством. Например, утилизация отходов и мусора, образующихся на фирме; заготовка и хранение сырья, материалов, продуктов питания, которые предназначаются не для изготовления продукции, а для персонала.

         Специализация цехов принимает следующие формы: предметная, подетальная (поагрегатная), технологическая (стадийная) и территориальная. Предметная специализация заключается в сосредоточении в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции.

         Подетальная (поагрегатная) специализация цехов  наиболее распространена в машиностроении. Её суть состоит в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов.

         Технологическая (стадийная) специализация базируется на пооперационном разделении труда  между цехами. При этом в процессе прохождения предметов труда  от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха. Стадийная специализация цехов и участков широко используется почти во всех отраслях промышленности, в строительстве, частично в сельском хозяйстве.

         Территориальная специализация производственных подразделений наиболее характерна для предприятий транспорта, сельского хозяйства и строительства. Каждый цех, участок при этом может выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же продукцию, но на различных, удалённых

    друг  от друга территориях. Например, одно и то же предприятие по ремонту  бытовой техники может иметь  в различных пунктах мастерские совершенно одинакового профиля.

     

    1. Предпринимательство в России

  • 2.1. Виды, формы и функции предпринимательства
  •      Предпринимательство – это активная деятельность людей  с целью получить доход на вложенный  труд и капитал. Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов и условие эффективной деятельности производственных, коммерческих и финансовых организаций, важнейшая функция управления экономикой.

         Главное содержание предпринимательства в  сфере производства заключается  в нахождении и формировании спроса на продукты (товары и услуги) и удовлетворении его путём изготовления (создания) и продажи потребителю, с пользой для себя, этих продуктов.

         Развитие  предпринимательства в течение  долгого времени неопровержимо  доказывало, что извлечение дохода, с одной стороны, и обеспечение  благополучия общества – с другой, мало совместимы. Однако времена изменились, а вместе с ними изменилось и общество, которое в интересах самозащиты отторгает бизнес, не отвечающий его запросам и условиям современного производства. Изменился и сам предприниматель: к таким исконным его чертам, как предприимчивость, склонность к риску, напористость, энергичность, добавились новые черты – образование, интеллект, чувство социальной ответственности.

         Гражданский кодекс РФ так определяет сущность предпринимательской деятельности: самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

         В соответствии с понятием предпринимательской деятельности, установленным в Гражданском кодексе РФ, выделяются следующие  характерные особенности предпринимательства: 1) самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений (зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц); 2) процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путём; 3) инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 4) деятельность рисковая, преодолевающая сопротивление среды, государство не берёт на себя ответственность за возможные неудачи. Виды предпринимательства представлены в таблице 13.

    Функции предпринимательства

    1. Общеэкономическая функция. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. Предпринимательская деятельность осуществляется под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости). Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
    2. Ресурсная функция. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных материальных и нематериальных ресурсов. Это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.
    3. Инновационная функция связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, новых средств и факторов для достижения поставленных целей.

    3 См. приложение таблица 1 

         
    1. Социальная  функция. Эта функция обнаруживается в формировании слоя предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической  деятельности людей, увеличении численности работников.
    2. Организаторская функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.

  •   Формы предпринимательства
  •      Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определённой организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями:

    • Сферой деятельности;
    • Наличием денежных средств у предпринимателя;
    • Достоинством тех или иных форм предпринимательства;
    • Состоянием рынка.

         Конкретная  форма предпринимательства определяется главным образом наличием капитала у предпринимателей и состоянием рынка. Каждая из форм регулируется системой норм, устанавливаемых для предприятия, на основе которых регулируются внутрифирменные отношения между подразделениями и отношения этого предприятия с другими фирмами и государственными органами. Существуют следующие основные формы предпринимательства:

    • Индивидуальные;
    • Коллективные;
    • Корпоративные.

         Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на малые, средние и крупномасштабные, а также на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные формы без образования юридического лица относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал индивидуального предпринимателя не выделяется с его личного имущества. Риск распространяется на всё его состояние. В целом индивидуальное предпринимательство, занимая незначительное место в производственном секторе, имеет скорее социальное, чем экономическое значение. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной мере использует достижения научно-технического прогресса.  

         2.2 Проблемы предпринимательства

         В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.

         Развитие  предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые  являются в основном типичными:

      • отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
      • пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
      • нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
      • сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
      • неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
      • нестабильность экономической ситуации в стране;
      • недобросовестность крупного бизнеса;
      • доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (до 20%)
      • правовая неграмотность самих предпринимателей;
      • отсутствие явного развития производства;
      • недостаточность кадрового потенциала;
      • длительное оформление документации, особенно на землю;
      • отсутствие и недостаток собственных средств;
      • повышение тарифа за электроэнергию (2,5 рубля);
      • рост цен на сырьё и высокий земельный налог;
      • обязательные страховые платежи (34%).

         Предприниматели отмечают также проблему слишком  высоких налоговых ставок, сложность  и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

         С учетом растущей инфляции остро стоит  вопрос повышения оплаты труда наемным  работникам, занятым в сфере предпринимательства, однако, сделать это практически невозможно, поскольку «львиную » долю выручки в сложившихся условиях необходимо будет направить на оплату налогов, коммунальных услуг и за энергоресурсы. Чтобы сохранить свой бизнес, предприниматели будут вынуждены увеличивать цены на свою продукцию (услуги), уменьшать заработную плату, сокращать рабочие места, вести «теневой» бизнес, что соответственно, повлияет на снижение объемов производства, рост безработицы и соответственно спровоцирует ухудшение социально-экономического положения территории и рост социальной напряженности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Фирма в системе рыночных отношений