Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:24, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и противоречия формационного и цивилизационного пути развития общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить сущность формационного и цивилизационного пути развития общества;
2. Изучить противоречия каждого пути развития общества;
3. Оценить Российский путь развития общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА….6
1.1 Сущность и структура формационного пути развития…………...6
1.2 Виды общественно-экономических формаций…………………..10
1.3 Противоречия формационного пути развития общества………..16
2. СУЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………...21
2.1Сущность цивилизации как этапа развития человеческого общества……………………………………………………21
Концепции локальных цивилизаций………………………...........26
2.3 Особенности и противоречия цивилизационного подхода…...…35
3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ……………………………………………………………………….37
3.1 Формационный и цивилизационный пути в развитии России …37
3.2 Россия – евразийская цивилизация………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...49
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА….6
1.1 Сущность и структура формационного пути развития…………...6
1.2
Виды общественно-
1.3 Противоречия формационного пути развития общества………..16
2. СУЩНОСТЬ
ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………
2.1Сущность цивилизации как этапа развития
человеческого общества…………………………………………………………
2.3 Особенности и противоречия цивилизационного подхода…...…35
3. ИСТОРИЧЕСКИЙ
ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ………………………………………………………………
3.1 Формационный и цивилизационный пути в развитии России …37
3.2
Россия – евразийская
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...49
ВВЕДЕНИЕ
Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.
Известно, что любой живой, естественно развивающийся организм в течение времени от своего зарождения до прекращения существования проходит ряд этапов, которые, в сущности, одинаковы для всех организмов, принадлежащих к данному виду, независимо от конкретных условий их жизнедеятельности. Вероятно, это утверждение в определенной степени справедливо и для социальных общностей, рассматриваемых как единое целое.
Среди всего многообразия подходов основными и традиционными назвать можно два – формационный и цивилизационный. Однако их положение в ходе развития государствоведения не всегда было одинаковым. Так, длительное время в советской юридической науке господствовала формационная концепция. В течение 70-ти лет государство понималось, прежде всего, как орудие, механизм подавления. В теории государства и права существовал единственный подход к типологии государства, который основывался на характере общественно-экономической формации. В конце 80-х – начале 90-х гг. XX века это положение резко изменилось. Юридическая наука «признала» зарубежную цивилизационную концепцию. Наряду с формационным подходом появляется цивилизационный подход, основой которого является культура общества. Изменились взгляды на понятие и сущность государства: оно стало рассматриваться как средство объединения общества, как надклассовая организация. В связи с этим в юридической науке возник ряд дискуссионных проблем, требующих углублённого изучения.1
Актуальность данной темы вызвана тем, что в экономических науках общество является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Необходимость выработки нового подхода, который соединил бы в себе положительные стороны традиционных подходов, на сегодняшний день весьма актуальна.
Цель работы – раскрыть сущность и противоречия формационного и цивилизационного пути развития общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить сущность формационного и цивилизационного пути развития общества;
2. Изучить противоречия каждого пути развития общества;
3. Оценить Российский путь развития общества.
Объект работы – формационный и цивилизационный пути развития общества
Предмет работы – развитие и становление формационного и цивилизационного пути развития общества
Методы научной работы:
Методологической
базой послужили учебная
Структура курсовой работы:
В первой главе курсовой работы рассматривается подробно сущность, структура и особенности формационного пути развития, его противоречия.
Вторая глава раскрывает содержание цивилизационного пути развития общества, его положительные и отрицательные качества.
Третья глава посвящена изучению формационного и цивилизационного пути развития России.
Такая
последовательность работы помогла
в полном объеме изучить материал по
теме экономические системы.
1. СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Формационный путь развития общества – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.
Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации:
1) первобытнообщинную;
2) рабовладельческую;
3) феодальную;
4) капиталистическую;
5) коммунистическую.
Общественно-
На фундаменте базиса (производственных отношений) вырастает надстройка. Она представляет собою, по сути дела, совокупность всех остальных отношений, "остающихся за вычетом производственных", и содержащую множество различных институтов, таких, как государство, семья, религия или различные виды идеологий, существующих в обществе. Основная специфика марксистской позиции исходит из утверждения, что характер надстройки определяется характером базиса. Поскольку сменяется природа базиса (глубинный характер производственных отношений), постольку меняется и природа надстройки. Потому, например, политическая структура феодального общества и отличается от политической структуры капиталистического государства, что хозяйственная жизнь этих двух обществ существенно различная и требует разных способов влияния государства на экономику, разных законодательных систем, идеологических убеждений и т.п. Модель базиса и надстройки вдохнула жизнь во множество учений, простирающихся от романтизма XYIII века до анализа структуры семьи в современном обществе. Преобладающая форма, которую принимали эти учения, носила классово-теоретический характер. То есть производственные отношения в базисе рассматривались как отношения между социальными классами (скажем, между рабочими и капиталистами), и, следовательно, утверждение, что базис детерминирует надстройку, означает, что характер надстройки в значительной степени детерминируется экономическими интересами господствующего социального класса:
Источник:
: Анурин В.Ф. Курс лекций по социологии:
учебное пособие. – М.: Дрофа. – 2005г.
Метафора базиса и надстройки и определяемой ими общественно-экономической формации оказалась плодотворным аналитическим инструментом. Но она также вызвала огромное число дискуссий, как в самом марксизме, так и вне его. Один из пунктов проблемы - определение производственных отношений.
Поскольку ядром их выступают отношения собственности на средства производства, они неизбежно должны включать в себя правовые дефиниции, а ведь их данная модель определяет как надстроечные. В силу этого аналитическое разделение базиса и надстройки представляется затруднительным. Важным предметом спора вокруг модели базиса и надстройки стала точка зрения, что базис детерминирует надстройку. Ряд критиков утверждают, что эта модель влечет за собой экономический детерминизм. Однако следует учитывать, что сами К. Маркс и Ф. Энгельс никогда не придерживались такой доктрины. Во-первых, они понимали, что элементы надстройки могли быть относительно автономны от базиса и обладать собственными законами развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка взаимодействует с базисом и достаточно активно влияет на него.3
Системообразующие признаки формационного пути развития общества:
Итак,
исторический период развития конкретного
общества, в течение которого доминирует
данный способ производства, и называется
общественно-экономической
Таблица
1 – Черты общественно-
Общественно-экономическая формация позволяет: | |
1) | Отличить один период развития общества от другого по достаточно четким критериям. |
2) | Найти общие сущностные черты в жизнедеятельности различных обществ (стран и народов), находящихся на одинаковой ступени развития даже в различные исторические периоды, и, напротив - найти объяснения различий в развитии двух обществ, сосуществующих в один и тот же период, но обладающих разными уровнями развития вследствие различия в способах производства. |
3) | Подходить к обществу как к единому социальному организму, т.е. рассматривать все общественные явления (на основе способа производства) в органическом единстве и взаимодействии. |
4) | Дает возможность свести стремления и действия отдельных личностей к действиям больших масс людей |
Источник:
Булатова А. С. Экономика: учебник - М.: БЕК.
- 2000. – с. 385.
Первобытнообщинный строй (или примитивные общества). Здесь способ производства характеризуется чрезвычайно низким уровнем развития производительных сил. Весь труд является необходимым; прибавочный труд равен нулю. Грубо говоря, это означает, что все, что производится, потребляется без остатка, не образуя никаких избытков, а значит, не давая возможности ни делать накоплений, ни производить обменных операций. Поэтому первобытнообщинная формация характеризуется практически элементарными производственными отношениями, основанными на общественной (точнее общинной) собственности на средства производства - частная собственность просто не может здесь возникнуть в силу практически полного отсутствия прибавочного продукта: все, что производится (точнее добывается), потребляется без остатка, и всякая попытка отнять, присвоить что-либо добытое руками других просто приведет к гибели того, у кого это отнимают. В силу тех же причин здесь отсутствует товарное производство (нечего выставить на обмен). Понятно, что такому базису соответствует чрезвычайно слаборазвитая надстройка; просто не могут появиться люди, которые могли бы позволить себе профессионально заниматься управлением, наукой, отправлением религиозных обрядов и т.п.
Информация о работе Формационный и цивилизационный пути развития общества: сущность и противоречия