Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:24, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и противоречия формационного и цивилизационного пути развития общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить сущность формационного и цивилизационного пути развития общества;
2. Изучить противоречия каждого пути развития общества;
3. Оценить Российский путь развития общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА….6
1.1 Сущность и структура формационного пути развития…………...6
1.2 Виды общественно-экономических формаций…………………..10
1.3 Противоречия формационного пути развития общества………..16
2. СУЩНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА…………………………………………………………………...21
2.1Сущность цивилизации как этапа развития человеческого общества……………………………………………………21
Концепции локальных цивилизаций………………………...........26
2.3 Особенности и противоречия цивилизационного подхода…...…35
3. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ……………………………………………………………………….37
3.1 Формационный и цивилизационный пути в развитии России …37
3.2 Россия – евразийская цивилизация………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...49
Понимание евразийства как сущностного свойства России, отделяющего ее от Европы, в первую очередь германо-романского мира, и одновременно от Азии, продемонстрировал князь Н.С. Трубецкой в цикле своих работ, начиная с книги «Европа и человечество». Он стал основателем евразийства как своеобразной и необычной для начала ХХ в. философии истории России. Это была евразийская логика истории российской цивилизации. Вклад в развитие евразийства как системы философско-исторических взглядов на логику развития России и ее футурологию внесли такие русские философы и историки, как П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин и др., в том числе Л.Н. Гумилев, который считал себя последним евразийцем.
Таблица 7 – Евразийская Россия как цивилизация
Основные положения евразийства, отражающие России как уникальную цивилизацию | Описание |
1) | -
Россия - ни Запад и ни Восток,
она есть их синтез; этот синтез
обусловлен евразийским |
2) | - доминирующим фактором в развитии России служила общинность, общая цельная общность по Н.С. Трубецкому, требующая всеобщего коллективного исторического самоопределения российского общества (императив всеобщего самоопределения по Н.С. Трубецкому); |
3) | - общеобязательным императивом исторической логики развития России как евразийской цивилизации является идеократия - власть идеи, власть идеала, которой, по оценке евразийцев, было (и которое должно в будущем восстановиться) православие; черты идеократии евразийцы видели и в большивизме, в советском государстве - СССР; |
4) | -
отрицание европоцентрической |
5) | - органицистский, холистический подход к государству, что логически вытекало из общей цельной общности как фактора исторического развития России и корреспондировалось с философией «русского космизма» - ядра, по нашей оценке, русской философии; |
6) | -
концепция «обязанности» по Н. |
7) | -
антикапиталистическая |
Источник:
Евразийская Россия [электронный ресурс]
– Электрон. текст. дан. – М., 2009. – Режим
доступа: http://gumilevica.kulichki.
Таким образом, понимание особого места России как евразийской цивилизации в новейшей истории человечества с разных позиций демонстрируется и западными, и отечественными учеными и мыслителями.
Черты уникальности России в рамках цивилизационного пути развития:
1)
Логика истории российской
С позиций данного вывода
2)
Это этническое многообразие
российской цивилизации,
3)
Российская цивилизация, как
Сама
общинность как основание и как
закон развития российской цивилизации
обусловлена российским евразийством,
«холодностью» евразийской
4) Россия есть уникальная цивилизация. Ее уникальность обусловлена евразийским местоположением. Процесс собирания земель и народов, которые выполнил русский народ во II тыс., был как бы предопределен «евразийским местоположением». В этой исторической логике генезиса российской цивилизации проявился своеобразный цивилизационно-географический детерминизм, который до сих пор осуждается «философией истории», хотя его достаточно убедительно, показали в своем творчестве Л.И. Мечников и Н.Я. Данилевский. Российская Евразия, как отмечалось, - единственное место на планете Земля, где Восток и Запад не отделены естественными препятствиями, где «Большое пространство» имеет не только внутренний, духовный смысл (который вторичен), но и физический, осязаемый смысл, смысл единства земли - места проживания, «ойкумены»: от Балтики до Тихого океана и от Черного моря, Кавказа и до Северного Ледовитого океана.
Такая особенность российской цивилизации и порождает логику ее истории. Амплитуда «исторической волны» в России (глубина ее кризисов) является амплитудой (глубиной кризисов) всей истории человечества. Вот почему крупные исторические события в России несут в себе смысл «исторических предикторов», поскольку в них как бы проявляются «гены» будущего человечества. Большое пространство и время исторически могут быть освоены только кооперацией, только с помощью механизма любви, которая в цивилизационной логике есть механизм притяжения и стяжения большого пространства, чтобы оно не распалось.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, в данной курсовой работе получены
следующие результаты: раскрыта сущность
формационного и
Цивилизационный и формационный подходы - это две разные категории: первая – социокультурная, вторая – социоэкономическая. За формацией стоит прерывность, дискретность, исторического процесса, за цивилизацией – его преемственность, непрерывность. Формация раскрывает природу общественного строя, цивилизация – полноту его исторического бытия. Формация концентрирует внимание, на универсальном, общем, повторяющемся, устойчивом; цивилизация – на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом. Формация может быть качественно определённым периодом или фазой в развитии цивилизации: рабовладение, феодализм, капитализм в рамках западной цивилизации. В то же время одна и та же формация может объединять различные цивилизации: США и Япония, например, - разные цивилизации, но одна, единая формация. В одинаковой мере они применимы как к человечеству в целом, так и к отдельным континентам, регионам, обществам. Цивилизация и формация во многом дополняют и взаимно ограничивают друг друга. Более того, резонно полагать, что формация является экономически структурированной (сведение всех общественных детерминаций к материальному производству) цивилизацией. В данном плане она кажется даже более стройной и последовательной, нежели цивилизация, которая рыхла и аморфна в отношении того, чем конкретно определяется её целостность.
Нельзя говорить о явном преимуществе какого либо из подходов – формационного или цивилизационного. Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Цивилизационный подход не может сам объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока. Отчётливо видно, что каждый из них имеет свои преимущества и недостатки по отношению к другому, но, как указывалось выше, оба подхода играют важную роль в понимании и развитии типологии государства.
В российской истории в советский период историки особенно успешно изучали социально-историческую проблематику, движении народных масс. Однако господство только формационного подхода существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной формации к другой. Человеческий фактор при этом терялся, что обедняло и недостаточно четко обрисовывало ход исторического процесса России.
Россия
есть уникальная цивилизация. Ее уникальность
обусловлена евразийским местоположением.
Процесс собирания земель и народов, которые
выполнил русский народ во II тыс., был как
бы предопределен «евразийским местоположением».
В этой исторической логике генезиса российской
цивилизации проявился своеобразный цивилизационно-географический
детерминизм, который до сих пор осуждается
«философией истории», хотя его достаточно
убедительно, показали в своем творчестве
Л.И. Мечников и Н.Я. Данилевский. Российская
Евразия, как отмечалось, - единственное
место на планете Земля, где Восток и Запад
не отделены естественными препятствиями,
где «Большое пространство» имеет не только
внутренний, духовный смысл (который вторичен),
но и физический, осязаемый смысл, смысл
единства земли - места проживания, «ойкумены»:
от Балтики до Тихого океана и от Черного
моря, Кавказа и до Северного Ледовитого
океана.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Формационный и цивилизационный пути развития общества: сущность и противоречия